Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2007
Е ФЕОКТИСТОВА  16 сентября 2007

Благими намерениями надо управлять

призывает замдиректора департамента социальной политики и трудовых отношений Российского союза промышленников и предпринимателей канд. экон. наук Е. ФЕОКТИСТОВА. Единые показатели нефинансовой отчетности, которые разрабатывает РСПП, помогут компаниям перевести свои социальные инициативы на технологии бизнеса.

- С чего начинается путь компании к социальной устойчивости?

- Как любым бизнес-процессом этим процессом нужно управлять в рамках стратегии, ориентированной на результат. Надо строить систему, в которой все должно быть состыковано: экономическая и финансовая устойчивость, социальная результативность и экологическая безопасность, качество продукции, взаимоотношения с потребителями и местным сообществом. К расходам на социальные цели нужно относиться так же рачительно, как к производственным затратам, - тогда это приносит эффект и благотворно влияет на бизнес. А не так, что компания наращивает прибыль, а когда чего-то добилась, выделяет средства на социальные нужды - и делайте что хотите. Это больше похоже на PR-акцию, и устойчивых выгод ожидать трудно.

- Но так действует большинство компаний?..

- Сегодня уже нет. Многие уже осознали потребность управлять своими социальными инвестициями. Это же оптимизация расходов! Бизнес должен привносить в социальную деятельность свои технологии: чтобы потратить эффективно, т.е. получить результат, надо знать, какого результата ждем и как его добиться наилучшим способом.

- То есть инвестиции в социум - это производная бизнеса?

- Да, это вклад в развитие своего предприятия. Почему принципы ответственного ведения бизнеса должны быть основой стратегии любой компании? Потому что это выгодно. Коммерческий успех сегодня измеряется не только полученной прибылью, но и тем, какой ценой она получена.

Необходим четкий анализ: кто влияет на бизнес и кто сам испытывает его влияние. Акционеры, инвесторы, потребители, работники, окружение, в котором работают компании, - необходимо поддерживать баланс интересов этих ключевых групп, а они не всегда совпадают. Определенный климат для развития бизнеса - благоприятный или неблагоприятный - влияет на имидж, а тот, в свою очередь, на рост стоимости компании. Так что социальная ответственность - это не только грамотно выстроенная политика, но и грамотно донесенная информация.

Часто социальные программы, которые реализует бизнес, связаны со стратегией компании. Нужны квалифицированные кадры? Компания работает с образовательными учреждениями. В телекоммуникационной отрасли, например, операторы делают вложения в социум потому, что заинтересованы в расширении рынка. Чтобы воспринять услуги ИКТ, потенциальные клиенты должны быть грамотными людьми, значит, надо помочь им овладеть технологиями.

- Что можно взять за основу стратегии?

- Ключевые принципы ответственного ведения бизнеса зафиксированы в Социальной хартии российского бизнеса. В международной практике все большее распространение получает инициатива ООН - Глобальный договор, фиксирующий принципы ответственного предпринимательства. Существуют международные стандарты по таким, например, направлениям, как система управления качеством продукции, экологический менеджмент, а также руководства по социальной и этической отчетности, например «Глобальная инициатива по отчетности» (GRI). Во многих компаниях приняты свои этические кодексы.

- По каким критериям нужно строить нефинансовую отчетность?

- В настоящее время РСПП на основе международных стандартов и с учетом российской специфики разрабатывает систему базовых индикаторов. Таких основных и дополнительных показателей, отражающих экономическую, экологическую и социальную результативность деятельности компаний, получилось 50. Мы предлагаем не только название индикатора, но и статистический показатель, который его отражает, описание и методику расчета каждого показателя. Анализ прошлогодних отчетов говорит, что если на качественном уровне еще можно сопоставить информацию, то количественные сравнения делать очень сложно. Часто за одинаковым названием стоят совершенно разные процессы. РСПП предлагает телеком-компаниям принять участие в пилотном тестировании проекта базовых индикаторов.

- Какие еще шаги предпринимает РСПП в этом направлении?

- На одной из встреч представителей РСПП с президентом страны был поднят вопрос о целевых капиталах, так называемых эндаументах. Правительство на это отреагировало, и 30 декабря 2006 г. ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» был принят. Принцип целевого капитала: тратятся не сами выделяемые средства, а сумма от управления ими, причем инвестициями грамотно распоряжаются профессиональные финансовые институты. Доход от инвестирования капитала, освобождаемый от налога на прибыль, идет на поддержку образовательных, культурных, медицинских учреждений. Первые такие целевые фонды уже зарегистрированы, у каждого есть свой попечительский совет, который принимает решения о стратегии, на что расходовать и как отслеживать прохождение этих средств.

- Социальная ответственность - дорогое удовольствие для российских компаний?

- Это очень широкий масштаб: от 1-2% до 18-20% доходов. Но дело в том, что именно готовы считать компании как инвестиции в социум. Можно считать и внутренние социальные программы, направленные на работника, и внешние, можно - лишь внешние или вообще затраты только на благотворительную деятельность. Вот данные по трем нефтяным компаниям за 2004 г.: их расходы на социальные программы (внутренние и внешние) составили 16,5 млрд руб. - это 0,1% ВВП на тот период.

- А как далеко с точки зрения раскрытия информации об ответственном ведении бизнеса продвинулся российский телеком?


- Российский телеком только вступает в процесс подготовки таких отчетов. Первая ласточка в этом секторе - АФК «Система», выпустившая социальный отчет за 2006 г. Корпорация активно занимается управлением репутацией, подчеркивая, что для входящих в нее компаний важны взаимоотношения с потребительским сектором, качество услуг, доверие заинтересованных сторон.

Лидерами нефинансовой отчетности являются компании нефтегазового и металлургического секторов. В Национальном регистре корпоративных нефинансовых отчетов представлено более 80 нефинансовых отчетов, которые с 2000 г. выпустили более 40 компаний, и регистр постоянно пополняется. В целом можно констатировать рост интереса компаний к раскрытию информации об ответственном ведении бизнеса именно через нефинансовые отчеты.

- Одной компании и даже бизнесу в целом всех проблем общества не решить?..

- И не надо. Выберите максимально эффективную точку приложения усилий и для бизнеса, и для проблемы. Это может быть мотивация персонала: условия труда работников, поддержание их здоровья, профподготовка, развитие систем корпоративного добровольного медицинского и пенсионного страхования, ипотечное кредитование и т.д. В конечном итоге такие корпоративные программы способствуют росту производительности труда. Когда речь идет о внешних инициативах, не имеющих прямого отношения к бизнесу, важно понимать, зачем вы это делаете. Все должно быть частью стратегии развития компании - продуманной, управляемой и осмысленной. Это политика, которую нужно строить, и деятельность, которой нужно управлять. Возможности компаний ограничены, даже крупному бизнесу не под силу решить всех накопившихся в обществе проблем. А если вместе? Эффективный механизм - партнерство власти, бизнеса и гражданского общества - партнерство в интересах развития.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!