Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2007
Виталий СЛИЗЕНЬ  16 сентября 2007

«Прибыль можно зарабатывать по-разному»

О том, как социальная задача может стать источником прибыли, – В. СЛИЗЕНЬ, гендиректор ГК «Синтерра», председатель совета директоров компании «РТКомм.РУ», которая реализует национальный проект по обеспечению доступа к сети Интернет образовательным учреждениям РФ.

- Является ли для «Синтерры» участие в нацпроекте абсолютно коммерческим или вы рассматриваете его как социальный?

- Для нас как коммерческой структуры собственно проект не принесет прибыли, скорее всего, мы выведем его в ноль. Если бы подключение к Интернету 52 940 точек по всей стране с определенной скоростью у нас заказывала коммерческая организация, цена была бы больше.

- Если компании это невыгодно, зачем за него браться?

- Если рассуждать так: 3 млрд руб. финансирования мы получили, в лучшем случае 3 млрд и потратим, то, вроде бы, нет смысла этим заниматься. Но... Сегодня мы получили самый привлекательный информационный ресурс, который только может быть в природе. Это информационные ресурсы всех школ России, доступ к которым мы теперь можем предоставить по кратчайшему пути, минуя всех посредников. Именно эти информационные потоки весьма привлекательны, и попасть в них очень выгодно. Так социальная задача может превратиться в точку роста для компании. И это нормально: в соответствии с первой статьей закона об акционерных обществах АО создается для извлечения прибыли.

- Как на проекте с нулевой прибылью можно делать деньги?

- Проект социальный, но в перспективе он готовит базу под другие, приносящие прибыль проекты. Получив доступ в Интернет, дети захотят иметь свои сайты, чтобы размещать дневники, фотографии. Не на школьном же компьютере, по каналу 128 кбит/с это делать! Нужны централизованные ресурсы. Сервер за $30 тыс. сто'ит дороже, чем полсела, так что ставить его надо в хостинг-центрах. Мы в ближайшее время анонсируем программу, в рамках которой будем делать несколько десятков площадок в субъектах РФ для размещения на них (как виртуально - хостинг, так и физически - colocation) ресурсных серверов, в том числе их ресурсами смогут воспользоваться участники проекта «Образование». Кроме того, к нам еженедельно поступает 20-30 обращений от вузов, которые в ожидании «проблемы 2010 г.» (возможное недоукомплектование высшей школы абитуриентами на 30-40%) хотят интегрировать свои сети со школьными, чтобы привлечь выпускников. Это огромный пласт, на котором можно зарабатывать деньги.

- Какую долю в выручке компании занимает проект?

- Если мы говорим про группу компаний в целом, то доля незначительная. В 2006-2007 гг. суммарно в общей выручке группы компаний Synterra это примерно 15%.

- А можно говорить о притоке инвестиций за счет улучшения имиджа?

- Наша узнаваемость, информационное благоприятствование, частота упоминаний - все, что связано с публичностью, повышает инвестиционную привлекательность компании. Но и риски выше! Стоило нам заявить, что у нас есть проблемы, тут же со всех сторон послышалось: они могут завалить проект! Проект действительно сложный. Будь он без проблем, очередь исполнителей была бы до Владивостока.

- Кстати, о конкурсе. Говорят, «проект отдали в нужные руки»?

- Из именитых компаний в тендере участвовали «ВымпелКом» и мы. Больше никто не рискнул. С «ВымпелКомом» мы обсуждали ситуацию в частных беседах. Мы считаем, что техническое решение, предложенное ими, не удовлетворяет требованиям проекта: на GPRS мультики не посмотришь.

- А на 128 кбит/с?

- И этого зачастую недостаточно. Общеизвестный пример со школой № 1 города Аргун. После подключения ее в сеть директор школы пожаловалась: Интернет дали, но медленный, ждем, когда по земле подключат. Выяснилось, что в этой школе 2500 учащихся, два компьютерных класса по 16 компьютеров на один 128-кбит/с канал. Разделите 128 кбит/с на 32 рабочих места, где постоянно жмут на клавиши. А если хотя бы один запросит мультики? На этом все закончится. Остальные, конечно, мэйлом обменяются, но «тяжелого» контента уже не получит никто.

И другой пример: как нам рассказали, есть в Оренбургской губернии школа, где всего один ученик, инвалид, к нему учителя приходят из райцентра. Когда ему поставили VSAT-тарелку и запустили 128 кбит/с, для него открылся новый мир.

Такие вот разные ситуации. Хорошо уже то, что федеральный стандарт - как минимум 128 кбит/с, а не dial up какой-то. Он принят, чтобы в каждой школе была возможность с должным качеством отсмотреть образовательный контент на образовательных порталах. Но никто не запрещает школам за дополнительную плату расширить этот канал до 512 кбит/с.

- Получается, вы за счет бюджетных денег развиваете свою инфраструктуру?..

- Есть два типа конкуренции. Инфраструктурная, когда компания А приходит в регион и говорит: у меня лучшее качество и заключайте договоры со мной. Потом появляется компания Б и обещает еще более выгодные условия... Вот и получается, что в здании, например, Центробанка на улице Вавилова проведено девять магистральных оптик под каждую новую услугу, поскольку оператор, пришедший раньше, не дает свою сеть пришедшему позже. Если бы мы работали по такой модели, сколько бы времени мы ставили оборудование, копали кабели в каждом регионе для 52 940 школ?!

Вектор нашего развития не инфраструктурная, а контентно-ориентированная конкуренция. Для проекта «Образование» мы не построили ни одной «последней мили» (медной пары между нашим узлом доступа и школой) - за все заплатили региональным операторам. Конкурировать с теми, кто в своем регионе знает каждую кочку, глупо. Мы позиционируем себя как оператор, который делает бизнес на глобальных услугах, не конкурируя с им, а дополняя их. Фактически мы дали региональным партнерам возможность спокойно и уверенно оказывать на своей территории услуги связи. И ничего на этом не зарабатываем. Мы только создаем себе возможность проникнуть на региональный рынок, чтобы реализовывать фрагменты наших глобальных проектов.

Может, выбери мы первую модель, у нас получился бы не нулевой проект, а прибыль, допустим, составила бы 10%. И через восемь миллионов лет все школы были бы подключены. Мы сознательно пошли на ноль, чтобы сделать всё за 11 месяцев и начать зарабатывать деньги. Нам не верили: вы что же, отдаете деньги региональным партнерам?! Да! Мы приносим им деньги федеральных проектов, для них самих трудно доступные в силу целого ряда факторов, а они открывают для нас свои сети. Именно в этом смысл нашей стратегии.


Проект «Обеспечение доступа образовательным учреждениям РФ к сети Интернет»

стартовал в сентябре 2006 г. в рамках нацпроекта «Образование». Цель - до конца 2007 г. подключить 52 940 (40 тыс. - по проводным каналам, 10-13 тыс. - по спутниковым) школ к Интернету. Госконтракт - Рособразование и «РТКомм.РУ». Финансирование - 3 млрд руб. из федерального бюджета: 1 млрд руб. в прошлом году и 2 млрд руб. в текущем. По состоянию на 13.08 подключено 50 тыс. школ.

Подключение школ Урала к Интернету возложено на «Уралсвязьинформ». УСИ заложил возможность увеличения скорости передачи данных до 11,2 Мбит/с, чтобы использовать эти каналы связи для реализации других проектов: универсальная услуга, программа «Здоровье» и т.п. Решить задачу позволило оборудование МС04DSL производства пермской компании АДС.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!