Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2007
К. ЛЕЩИНСКАЯ  Т. ГРИНБЕРГ  16 сентября 2007

Эволюция социальной ответственности

О социальной ответственности международных телеком-компаний, механизме инвестиций в социум с позиций классики мирового бизнеса – менеджеры Ernst & Young Т. ГРИНБЕРГ и К. ЛЕЩИНСКАЯ.

Отрасль связи, особенно с развитием беспроводных технологий и Интернета, помимо прямого воздействия от собственного бизнеса, активно воздействует на общество, способствуя развитию других сфер экономики, меняя правила бизнеса. Потребителями продукции и услуг связи являются практически все. Осознавая свою роль в развитии общества, 10 лет назад телекоммуникационные компании пришли к необходимости ответственного ведения бизнеса. В 1996 г. Европейская ассоциация операторов связи (ETNO) разработала Экологический устав, устанавливающий стандарты в области охраны окружающей среды и требования к регулярной отчетности для подписавших его компаний. В 2004 г. этот документ эволюционировал в устав, определяющий обязательства компании в области устойчивого развития, или корпоративной социальной ответственности. В соответствии с позицией ETNO основу КСО составляют: корпоративная этика, отношения с сотрудниками, права человека, экологический менеджмент, инвестиции в сообщества, условия работы как внутри компании, так и с партнерами.

Таким образом, сегодня компании, наряду с финансовыми результатами деятельности, видят свои приоритеты в снижении воздействия на окружающую среду, в развитии персонала, внедрении инновационных технологий и вкладе в развитие регионов присутствия. Считая следование принципам КСО неотъемлемой составляющей бизнеса, компании имеют общую публичную позицию в этой области. Это может быть политика в области КСО (TeliaSonera), стратегия в области КСО (Deutsche Telekom и Vodafone), общие принципы в области КСО (Orange, Telecom Italia, Telefonica).

Общие принципы могут детализироваться, например, в наборе специфических политик (экологическая политика, политика в области охраны труда и безопасности, политика в области качества и др.). В развитие этих политик, или стратегий, компании разрабатывают планы действий и конкретные обязательства, ключевые показатели эффективности (КПЭ) и отчитываются о результатах перед заинтересованными сторонами. Например, в компании О2 разработана программа инвестиций в местные сообщества Can Do in the Community, связанная с ключевыми социальными, экологическими и этическими проблемами. В соответствии с общей политикой финансирования благотворительных проектов конкретные проекты выбирают сами региональные офисы, причем принципы финансирования и описание проектов - публичная информация.

Можно ли оценить эффект от инвестиций бизнеса в социум? Инструменты традиционного финансового анализа здесь, как правило, не применимы. Но прослеживается явная зависимость: лояльность работников ведет к снижению текучести кадров, лояльность потребителей - к росту абонентской базы, лояльность инвесторов и кредиторов - к увеличению стоимости акций или лучшим условиям кредитования.

Оценивают лояльность заинтересованных сторон компании различными способами. Telefonica, например, считает, что таким индикатором служит включение в индекс устойчивого развития Доу Джонса - в этот всемирно известный реестр компаний вкладывают деньги социально ответственные инвесторы (в 2005 г. их инвестиции составили более $2 трлн). Разработанная Deutsche Telekom матрица КПЭ в области устойчивого развития нацелена на повышение прозрачности деятельности компании и отражает, по мнению ее руководства, эффективность работы в этом направлении.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!