Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2008
Александра КРЫЛОВА  04 апреля 2008

Эффективность электронных каналов продаж растет

– к такому выводу пришли участники VIII Международного форума iFin-2008. Многие российские кредитные организации уже успели оценить экономический эффект от использования Интернета и мобильной связи для удаленного банковского обслуживания.

Электронными банковскими услугами пользуются в мире уже более 130 млн человек, но в России массового охвата населения пока нет. По словам Д. Мирошникова, начальника управления розничных продуктов компании «Банк'с софт системс», электронные финансовые услуги предоставляют лишь 35% отечественных банков.

Однако, как отмечает директор по развитию корпоративных проектов Intel Н. Местер, ситуация постепенно меняется. Если несколько лет назад интернет-банкинг был лишь «фишкой» для привлечения VIP-клиентов, то сегодня этой услугой пользуются обычные люди и она начинает приносить банкам реальные деньги, в том числе от кросс-продаж.

Правда, получая информацию о клиентах из разных источников, кредитные организации ее не консолидируют и не анализируют. «Это и станет ближайшей задачей, – считает Н. Местер. – Банкам придется фокусироваться на извлечении данных клиента из разных автоматизированных банковских систем, на понимании его потребностей и создании специализированных методик, позволяющих делать адресные финансовые предложения».

Отсутствие интересных клиенту продуктов и сервисов – причина низкого потребления банковских услуг в России. Как отметил Ю. Песня, гендиректор Telecom Design, европеец пользуется пятью-шестью банковскими продуктами, а россиянин – одним. И это неудивительно: ведь, начиная с проектирования услуги и заканчивая решением технологических вопросов, западные банки ориентируются на интересы клиентов. Примером реализации такого подхода Telecom Design считает интегрированное решение eBanking Suite, базирующееся на экспертизе и опыте ее партнера TietoEnator, ведущего поставщика ИТ-услуг в Северной Европе. Это решение обе компании представляли на форуме.

Изначально iFin имел сугубо технологическую направленность, однако, говорит директор по маркетингу компании «БИФИТ» Р. Мустафаев, по мере развития электронных финансовых услуг фокус постепенно смещается с технологических на бизнес-аспекты. В нынешнем году представители ведущих поставщиков и разработчиков ПО для банковской сферы («БИФИТ», «Банк'с софт системс», «Диасофт», R-Style Softlab, ФОРС-БС) с энтузиазмом говорили и о технологиях, и о бизнес-возможностях.

«БИФИТ» представил новую версию системы электронного банкинга iBank 2, которая предназначена для дистанционного обслуживания корпоративных клиентов, но поддерживает и частных пользователей. Внедрив ее, банки получают возможность предлагать юридическим лицам услуги активного управления счетами по любым каналам – интернет-банкинг, PC-банкинг, mobile-банкинг (для смартфонов и КПК), SMS- и WAP-банкинг. Система iBank 2 обеспечивает частным пользователям удобную процедуру подключения, а банкам – экономию на накладных расходах.

В активе компании «Диасофт» – создание для правительства Республики Казахстан рабочего прототипа электронной системы, позволяющей оплачивать государственные услуги через банк. На форуме «Диасофт» представляла интегрированный фронт-офис Diasoft FA#, предназначенный для организации самообслуживания через удаленные каналы доступа и автоматические устройства.

Для быстрого продвижения удаленного банкинга на массовом рынке компания «Банк'с софт системс» предложила SOA-решение, базирующееся на платформе IBM WebSphere. Оно уже внедрено в АКБ «Связь-Банк» и позволяет не отказываться от решений разных производителей ПО, обеспечивая возможность непрерывной разработки новых продуктов.

Лейтмотивом форума стало использование платежных терминалов. В нем особо заинтересованы банки, опоздавшие на этот рынок. Прием наличных денег у абонентов – важное звено любой дистанционной услуги: помимо удаленного управления банковским счетом, клиент должен иметь возможность удобного его пополнения.

Технические решения для этого уже готовы. Есть надежда и на урегулирование правовых вопросов: межведомственная рабочая группа планирует внести поправки в статью 13-I ФЗ «О банках и банковской деятельности». По словам А. Емелина из Ассоциации российских банков (АРБ), они позволят кредитным организациям привлекать на основе договора-поручения любые компании и индивидуальных предпринимателей для оказания им услуг приема любых платежей. Это – первый шаг к разграничению деятельности банков и платежных систем, к созданию правил регулирования.

«ИКС» об электронных платежах и финансовых услугах. 2007: № 3, с. 58–67; № 4, с. 26; № 6, с. 52–53
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!