Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2008
Лилия ПАВЛОВА  07 апреля 2008

Феномен перемен

Концепция SOA родилась в новом веке (а можно сказать, и тысячелетии), выношенная многолетним эволюционным развитием программирования. Ее материализация ведет к большим обновлениям, причем не только в ИТ, но и в психологии бизнеса. Однако перемены имеют и обратную сторону – в виде платы за разочарование. И чем больше надежд – тем выше плата.

Старая идея в новом качестве

По подсчетам аналитиков, около 40% за-трат компаний на ИТ приходится на интеграцию информационных систем (в основном на оплату труда специалистов). Многие годы ИС увязывались друг с другом по принципу «каждый с каждым», требуя кропотливого ручного труда. А в условиях стремительного количественного роста бизнес-процессов, каждый из которых автоматизируется несколькими приложениями, интеграция для корпоративных «айтишников» стала даже не узким местом, а настоящей «горячей точкой».

Сказать, что идея SOA нова, было бы неправильно: по признанию специалистов IBM, авторов фундаментального труда «Компас в мире сервис-ориентированной архитектуры», она основывается на тех же принципах, что уже без малого полвека помогают повышать полноту и гибкость ПО, а именно на модульности и абстракции. Предшественницами SOA специалисты называют клиент-серверную и компонентную архитектуры, распределенные объектные технологии, из которых ближе всех к SOA подошла CORBA. Однако ни одна из них не использовала полностью открытые стандарты и, соответственно, могла развиваться только на «своей территории».

Границы открылись с созданием языка XML и новых платформ программирования Java и .NET. Разработчики и системные архитекторы получили удобные интерфейсы для организации взаимодействия приложений на базе веб-сервисов. А класс программ, известных как веб-службы, был признан «основной технологией для использования и реализации SOA», которая может обеспечить автоматическую интеграцию приложений.

Возникнув в результате эволюции ИТ, SOA продолжает развиваться, превращая Интернет, по образному выражению авторов «Компаса…», в «вездесущую утилиту», доступную для всех способов обмена данными, коммерции и коммуникаций, – и не только для того, чтобы помогать системам связываться друг с другом, но и для обеспечения взаимодействия во множестве измерений, в бесконечно разрастающемся массиве требований заказчика – от простого использования веб-коммерции до более сложных запросов промышленных вертикалей. Именно поэтому специалисты IBM убеждены, что SOA – путь к «интеграционной революции».

О революционном характере SOA говорят не только идеологи-вендоры, которых трудно заподозрить в беспристрастном отношении к предмету своего бизнеса. Но вот консалтинговая компания AMR Research (США) тоже считает SOA революционной технологией, впервые создающей в электронном бизнесе потенциал для действительной и свободной функциональной совместимости программных средств. SOA призвана жить в гетерогенной среде, в условиях постоянных перемен, и эта возможность оказалась неотразимо привлекательной (рис. 1), несмотря на немалую цену вопроса. По оценкам той же AMR Research, средние затраты заказчиков на SOA составляют $667 тыс. Более половины (65%) участников опроса, проведенного этой компанией, затратили менее $1 млн, 21% – от $1 млн до $5 млн и 14% – более $5 млн.

На момент исследования 60% работающих средств SOA были ориентированы на внутренние нужды, 32% – доступны клиентам, 21% – поставщикам и 4% попадали в категорию «другое». Но в будущем лишь 43% компаний, использующих SOA, собираются применять эту архитектуру только для внутренних нужд; 40% планируют сделать ее доступной для клиентов, а 15% – для поставщиков.

Что избавит от иллюзий?

Между тем оптимистический накал вокруг идеи SOA, достигнув своей наивысшей точки в 2005-2006 гг., в 2007 г. заметно понизился. Согласно исследованиям Gartner, SOA в своем жизненном цикле миновала «пик чрезмерных ожиданий» и вошла в фазу «избавления от иллюзий», после которой должно последовать «преодоление завалов», переходящее к «получению эффекта». Очевидно, что избавиться от иллюзий во многом «помогают» неуспешные проекты.

Наиболее распространенными причинами неудач, по версии компании Zapthink, являются:

- попытки осуществить переход на SOA сразу на всем предприятии (и напротив, наиболее успешные SOA-проекты, как правило, связаны с решением какой-то одной бизнес-проблемы);

- первичность ИТ-подразделений в принятии решения о внедрении SOA (успех гарантирован, если у истоков SOA стоит бизнес);

- клиент надеется, что вендор решит все его проблемы, т.е. рассматривает его не как своего помощника, а как поставщика технологий;

- острый дефицит архитекторов, обладающих комплексом необходимых навыков для работы с SOA.

О нехватке специалистов говорит и недавнее исследование IBM, проведенное среди тысячи руководителей компаний, где используется или планируется использовать SOA. Больше половины (56%) респондентов первопричиной неэффективного использования SOA в различных проектах назвали отсутствие опыта работы по принципам SOA; около 50% признались, что обладают лишь четвертью навыков, необходимых для достижения долговременных целей; 80% намерены в 2008 г. инвестировать в повышение уровня компетентности своих сотрудников в сфере реализации SOA.

По данным IDC, в 2006 г. объем рынка платформ SOA составил $4 млрд, сервисов – $150 млрд. Gartner спрогнозировала, что в 2008 г. объем рынка SOA составит $160 млрд, а 80% новых ИТ-проектов так или иначе будут связаны с сервис-ориентированной архитектурой.

Нетрудно предугадать, что эти проблемы с еще большей остротой спроецируются на российский рынок, который, по мнению аналитиков, уже готов к восприятию SOA-перемен.

Ветер перемен достиг России

После 2006 г., прошедшего на российском рынке под флагом маркетинговой суперактивности, но при этом крайне скудного в части практики, год 2007-й ознаменовался целым рядом крупных проектов, реализованных в идеологии SOA (см. с. 58). Если на Западе SOA переживает трудный период «избавления от иллюзий», то в России, напротив, центр тяжести в «SOA-пропаганде» сместился от вендоров к заказчикам. Как заметил один из экспертов, принявших участие в подготовке темы номера, «если раньше в России SOA была в круге интересов технологичных разработчиков и системных интеграторов, то в прошлом году она дошла до конечного потребителя».

В мире самое большое число клиентов, внедряющих и эксплуатирующих системы на базе SOA, у IBM (более 5700 контрактов). В России таких проектов единицы и говорить о сколько-нибудь сформировавшемся рынке SOA еще рано, однако из десятка крупных проектов бо’льшая часть реализована на основе интеграционной платформы IBM. В то же время присутствие на российском рынке практически всех мировых вендоров (рис. 2) свидетельствует о том, что потенциально рынок готов широко востребовать продукты SOA. По оценкам российских аналитиков, более 30% ИТ-директоров считают переход на SOA актуальной ИТ-задачей бизнеса на ближайшие 3–5 лет.

О SOA без рекламы

Сдерживающих факторов для применения SOA в нашей стране, перечисленных экспертами «ИКС», оказалось меньше, чем «драйверов» (см. таблицу). Интересно, что позиция «мощная реклама» оказалась как в графе PRO, так и CONTRA. И это не удивительно: ведь во многом благодаря рекламе термин, что называется, на слуху. А вот принесло ли это реальную пользу – вопрос спорный. С одной стороны, гиперактивная маркетинговая кампания по продвижению SOA временами похожа на истерию и напоминает искусственный бум. Результат: неверно сформированное у потенциального пользователя представление о SOA как о навязываемой ему новой «супертехнологии». Естественна и реакция – отторжение (Ю. Козлов, Keyintegrity).

С другой стороны – под SOA-гипнозом, вызванным маркетинговой шумихой, некоторые заказчики впадают в эйфорию: пренебрегая базовыми принципами построения ИС, они ставят сверхамбициозную задачу – полностью перевести всю ИТ-инфраструктуру на SOA, причем в очень короткие сроки, без серьезного обоснования целей и выделения конкретных систем, требующих интеграции. Именно это, по мнению экспертов (И. Пичугин, IDS Scheer Россия и СНГ, и Р. Ткачев, «БиАй Телеком»), становится причиной провала проектов.

Распространение SOA в России

 PRO

Рост конкуренции на вертикальных рынках

Слияния компаний, каждая из которых имеет собственную ИТ-инфраструктуру

Растущее недовольство бизнеса степенью гибкости современных ИС

Потребность бизнеса и органов управления в более полной и оперативной поддержке от ИТ-систем

Внедрение в компаниях крупных программных решений (например, CRM), требующих интеграции с существующими информационными системами

Широкое распространение Интернета, персональной мобильной связи и необходимого спектра средств вычислительной техники

Рост активности в области внедрений портальных решений

Наличие на рынке готовых типовых решений SOA (портал предприятия, типовые методики и решения для конкретных бизнес-задач, например создания и ведения корпоративной нормативно-справочной информации и документооборота)

Большой выбор предложений и сравнительно невысокие цены на рынке, например, платформ и решений SOA класса Open Source

Международные рекомендации

Активность производителей и их российских партнеров по продвижению SOA

Тенденция к стандартизации SOA-решений от различных производителей

Рост числа неудачных внедрений ERP (косвенный фактор)

Положительный опыт реализации SOA-подхода

Мощная реклама
CONTRA

Новизна технологии

Общая консервативность потенциальных партнеров и клиентов (как системных интеграторов, использующих готовые проверенные решения, так и потенциальных заказчиков, не имеющих должной квалификации)

Закрытость ряда ведомственных ИС

Отсутствие у предприятий ИТ-стратегии или ее рассогласование с бизнес-стратегией

Неуверенность заказчиков в поддержке безопасности данных во внутрикорпоративных системах и тем более вне локальной сети предприятия (например, в режимах B2B и B2C)

Необоснованно завышенные ожидания относительно SOA

Длительность циклов разработки проектов SOA и, как следствие, введение новых задач, смещающих акценты в сторону технологий Web 2.0

Отсутствие практики сопровождения бизнес-услуг и веб-сервисов, а также оценки их качества

Дороговизна продуктов и внедрения, отдача только в долгосрочной перспективе

Отсутствие базы разработанных компонентов (сервисов)

Отсутствие единых политик и согласованных единых спецификаций ведущих вендоров SOA

Неготовность имеющихся версий ИС (даже от ведущих вендоров) к полноценной работе в соответствии с принципами SOA

Высокая стоимость лицензий на инструменты для построения SOA

Поглощение компаний – активных разработчиков SOA ведущими «платформенными» вендорами и, как следствие, изменение приоритетов и временная потеря темпа в направлениях развития

Дефицит опытных специалистов

Сосредоточенность ИТ-руководителей на решении тактических задач

Неспособность ИТ-руководителей обосновать затраты на применение SOA (либо «вписать» SOA в существующие проекты)

Крайне малый положительный опыт реализации SOA-подхода

Мощная реклама 

Источник: опрос «ИКС»


Некоторые позиции pro и contra, на наш взгляд, заслуживают отдельных комментариев. Например, pro-фактор роста активности в области внедрений портальных решений. По мнению многих экспертов, порталы – идеальная среда разработки интерфейсов для прикладных систем в SOA.

Практически все респонденты отметили как положительный фактор «перестройки к SOA» в политике «платформенных» вендоров software и hardware (Microsoft, IBM, Oracle, EMC, SAP, TIBCO). Следствием ее стало снижение общей стоимости интеграционных платформ; подключение основных функциональных программных продуктов российских вендоров, используемых заказчиком в проектах единых интеграционных платформ; начало разработки, а также предоставление API (Application Programming Interfaces) по требованию в виде, удобном для использования (В. Морозов, «Телесофт-Россия»).

Кроме того, в 2007 г. на продвижение SOA в России большое влияние оказали реально работающие средства. Появление несколько лет назад концепции SOA и первых средств для ее реализации сопровождалось мощной маркетинговой кампанией, но на тот момент большинство методологических и технических аспектов создания модели SOA не были проработаны в должной мере. Постепенно та кампания сошла на нет, породив у многих специалистов скептическое отношение как к самой концепции, так и к средствам ее создания.

Однако к 2007 г. проработка основных аспектов создания SOA, прежде всего применительно к интеграции приложений, была завершена – и ряд компаний предложили достаточно зрелые средства и методики для формирования SOA. «С точки зрения продвижения SOA очень важной оказалась активность IBM и еще нескольких компаний по доработке инструментов, поддерживающих SOA, – констатирует Р. Демидов (BCC). – Более четким стало позиционирование этих инструментов с точки зрения соотнесения с решаемым классом задач».

Сегодня практически все поставщики ИТ-решений заявили о своей поддержке концепции SOA, причем, как отметил И. Пичугин, многие ведущие вендоры делового ПО даже пообещали, что в новых версиях их платформ появятся репозитории (библиотеки) готовых к использованию сервисов (автоматизированных бизнес-процессов или элементов процессов, которые можно использовать повторно).

В авангарде – телеком и финансы

Характерно, что все наши эксперты выделили две отрасли, стоящие в авангарде «SOA'фикации», – телеком и кредитно-финансовый сектор. Мнения разделились лишь в отношении первенства. Одни считают, что телекоммуникационные компании «по роду своей деятельности самые продвинутые в ИТ, поэтому давно применяют SOA, а финансовые структуры предпочитают не рисковать, ожидая результатов от соседей». Другие убеждены, что наиболее значимые SOA-проекты реализуются в финансовом секторе. Третьи называют лидерами обе отрасли. П. Болотин, например, отмечает, что банки – исторически наиболее зрелые в области ИТ организации, с хорошими ИТ-бюджетами и высоким уровнем автоматизации (к тому же за прошедшие год-два произошло множество слияний и поглощений, приведших к укрупнению игроков и, соответственно, к потребности интегрировать громадное число разнородных унаследованных систем).

С другой стороны, в телекоме налицо потребность в более гибком предоставлении услуг и их конвергенции; ведутся проекты интеграции биллинговых, CRM- и OSS/BSS-систем с дальнейшей «оркестровкой» сквозных процессов на основе модели eTOM. Кроме того, IMS (IP Multimedia Subsystem), рассматриваемая как ключевой элемент сетей следующего поколения (NGN), имеет в своей архитектуре набор телекомовских веб-сервисных интерфейсов ParlayX web services, «которые есть не что иное, как проекция SOA-идей на телекомовскую среду».

9 преимуществ SOA для клиента
1. Гибкость конфигурирования бизнес-процессов
2. Преодоление тотальной разъединенности – приложений, подразделений, бизнес-партнеров
3. Многократное использование сервисов
4. Сокращение стоимости обслуживания ИТ-инфраструктуры
5. Снижение сложности подсистем
6. Управление изменениями и обеспечение качества бизнес-услуг
7. Повышение устойчивости к изменениям
8. Прозрачность систем
9. Независимость заказчика от разработчика

Источник: опрос «ИКС»


Потенциально готовыми к SOA-активности эксперты назвали ритейл (торговые сети), госсектор, ЖКХ и муниципальное хозяйство (в части оказания услуг населению), транспорт, энергетику. Впрочем, оценка степени готовности оказалась различной. Например, Р. Демидов рассматривает транспорт как сектор, уже сегодня активно реализующий проекты по приведению комплексных ИС к SOA, а ритейл и энергетику – как потенциально готовых. П. Болотин, напротив, считает, что «тормозят» как раз ритейлеры, транспортники, реструктуризирующиеся энергетики. Ю. Козлов, выделив ритейл как SOA-активный сектор, к числу отраслей-аутсайдеров относит нефтегаз, энергетику, транспорт, тяжелую промышленность.

Нешуточный спор разгорелся вокруг промышленности и нефтяной отрасли. Часть экспертов полагают, что в тяжелой промышленности SOA непопулярна, поскольку «там пока используются монолитные ERP-системы», а у нефтяных компаний при нынешних ценах на нефть особых стимулов заниматься SOA нет. Их оппоненты аргументируют «традиционно сильной привязкой бизнес-процессов к ИТ и мощным финансовым ресурсом для развития» в нефтегазе и необходимостью оптимизировать процессы поставок на основе эффективного обмена данными ИС с внешними источниками – в промышленности.

Когда эксперты не советуют…

Вопрос «в каких случаях не следует применять SOA?» не только помог составить «нерекомендательный список», но и вызвал очередную дискуссию. А. Давыдов (Naumen), например, уверен, что если под SOA понимать весь огромный комплекс технических решений, то мало каким организациям это понадобится целиком, но сам подход SOA и элементы технических решений SOA нужны всегда. Категорична и конкретна в своем комментарии Т. Алексеева (OXS), считающая, что внедрять SOA следует только в том случае, если компания уверена в необходимости иметь единые справочники нормативно-справочной информации (НСИ), сократить количество вендоров и «зоопарк» в решениях; если же действующая ИС находится в крепком, устойчивом состоянии и не требует адаптации к новым реалиям рынка – это «просто выброшенные деньги».

Кто снимает сливки?

Некоторые эксперты сочли постановку вопроса некорректной, поскольку «SOA выгодна всем». В. Бородин («Корпоративные информационные технологии») уточняет, что выгодно-то всем, но у всех свои интересы. При этом в наиболее сложном положении оказались консультанты и интеграторы, которые, согласовывая эти интересы, «находятся между молотом и наковальней».
Абсолютное большинство баллов (70 из 70 возможных) отдано заказчику. Консалтинг, к слову, набрал наименьшее количество баллов – 44. Три другие группы оказались примерно одинаково заинтересованными – вендор (53 балла), интегратор (52), партнеры и клиенты заказчика (51). Но суммарные значения не совсем точно отражают позицию отдельных экспертов. Например, И. Пичугин считает, что внедрение SOA-подхода прежде всего выгодно непосредственным участникам внедрения ИС – заказчику и системному интегратору/консультанту (при условии, что они ориентируются на долгосрочную перспективу и ставят своей целью снижение общей стоимости владения ИС и повышение скорости внесения изменений). А. Ю. Новохатько («Квазар-Микро») на второе место поставил выгоду вендора, которому открывается возможность продажи заказчику своих решений и получения дохода от обновлений платформы; системный интегратор получает те же преимущества, что и вендор, плюс нарабатывает опыт внедрения интеграционной платформы в разных отраслях. Сравнительно невысокую заинтересованность партнеров и клиентов заказчика он объясняет тем, что сегодня компании-партнеры нечасто используют взаимосвязанные ИС: внедрение интеграционной платформы чаще имеет внутренний характер и эффект от него в большинстве случаев остается внутри компании-заказчика.


«А вы ноктюрн сыграть смогли бы?..» Импровизации экспертов на тему SOA
Искусство

  • возможность вести бизнес в стиле джазовой импровизации. Джаз играют не по нотам – сочинительство и исполнение здесь совмещены во времени. Точно так же совершенствование и разработка новых бизнес-процессов в рамках SOA производится одновременно с их исполнением на корпоративных ИТ-инструментах;
  • ИТ-поэма с непредсказуемым концом. В общем, почти как по Чехову: «Если говорить по-научному, то чертей, конечно, нет. Но если говорить по-простому, как мы с тобой, то черти есть, короче говоря».

Архитектура

  • в первую очередь архитектура, позволяющая создавать гибкие и управляемые ИТ-решения, непосредственным образом увязанные с бизнес-задачами и процессами компании;
  • модель построения бизнес- и ИТ-архитектур, поддерживающая интеграцию бизнес-процессов как связанных между собой сервисов, которые могут быть легко синхронизированы с изменяющимися бизнес-требованиями;
  • сервис-ориентированная архитектура – не больше и не меньше.

Философия

  • еще один шаг ИТ навстречу бизнесу;
  • основной подход к построению корпоративных ИС ближайшего десятилетия;
  • будущее ИС;
  • новая философия построения ИТ-инфраструктуры компании, комплекс мероприятий и применения технологий по переходу на современную ИТ-архитектуру, необходимую для гибкого удовлетворения требований бизнеса.

Проекция ИТ на бизнес и наоборот

  • диалектическое развитие известных принципов функционального и структурного программирования в проекции на бизнес; перенесение этих принципов с низкоуровневого программирования на уровень автоматизации бизнес-функций и бизнес-процессов;
  • способ проектирования и построения информационной архитектуры и бизнес-функциональности; наиболее удачная проекция бизнеса на ИТ; результатом является высокоуправляемая и легко изменяемая модель, достаточно близкая к бизнес-модели предприятия;
  • комплексный, объемный и конструктивный взгляд на ИТ-системы, поддерживающие постоянно развивающийся бизнес.


SOA-подход не рекомендуется, если:

- бизнес компании не зависит от ИТ и компания не собирается изменять (создавать, развивать, модернизировать) свои ИС;

- бизнес-услуг мало, они активно не изменяются, нет веб-сервисов у приложений;

- предприятие может решить вопросы с помощью классических средств системной интеграции, включая регламентный обмен данными, репликацию данных, ESB;

- предприятие эксплуатирует готовые «монолитные» системы (например, SAP) и самодостаточно с точки зрения источников получения данных и существующих систем обработки данных;

- в компании слабо развито проектное управление;

- уровень процессной зрелости организации низок (или процессный подход в принципе отсутствует);

- предприятию требуется высокоскоростная обработка большого количества транзакций (современные модули SOA не могут конкурировать в скорости с высокоскоростными приложениями OLTP);

- компания новая, и ее ИТ-инфраструктуру нужно строить с нуля;

- нет четкой цели, выраженной в виде концепции развития ИТ-служб;

- не разработаны четкие концепции списка сервисов и области их использования;

- ИТ на предприятии финансируется от случая к случаю, по остаточному принципу.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!