Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2008
Владислав БОРКУС  07 апреля 2008

Апрельские тезисы-2008 SOA в России

«Просветительская работа» по теме SOA ведется уже несколько лет, но массовый интерес ИТ-директоров к сервис-ориентированной архитектуре стал заметен лишь в 2007 г. И хотя уже многие CIO задумываются, как применить модель в своем «хозяйстве», далеко не все из них понимают, что такое SOA, не говоря уже о признании ее эффективности. Насколько готов российский рынок принять новую ИТ-реальность?

Владислав БоркусНередко SOA ошибочно приравнивают к тем или иным технологиям, которые на самом деле лишь помогают и упрощают ее создание (веб-сервисы, ESB, BPM и т.п.). На самом же деле SOA – это набор лучших практик для построения единого информационного пространства пред-приятия, в основе которых лежит концепция «сервисной» организации ПО. Под сервисами понимается некоторый интерфейс внешнего доступа к функциональности приложения, разработанный таким образом, чтобы его удобно было находить в сети и использовать другим приложениям.

Ключевыми в SOA являются приемы и методы выделения и оформления сервисов, которые можно было бы многократно использовать. Концепция SOA призывает потратить время на обдумывание и выделение сервисов, чтобы потом быстро собирать из них приложения, процессы, другие сервисы. Перестроенное в рамках SOA ИТ-пространство компании можно быстрее адаптировать под новые задачи бизнеса за счет появления в нем грамотной архитектуры. Фактически SOA возвращает в ИТ принципы бизнес-подхода и здравый смысл, суммируя многолетний опыт индустрии разработки компонентного ПО.

SOA может быть реализована в разных масштабах. Одни сервисы используются единожды, другие по 10–15 раз, многократно окупая вложения в SOA-проект. Критерий для хорошего SOA-проекта – повторное использование сервисов не менее двух раз.

Где и когда нужна SOA?

Ответ на этот вопрос надо рассматривать в двух аспектах – с точки зрения потребностей бизнеса и в ракурсе ИТ. В первой «системе координат» SOA полезна, если бизнес:

- ориентирован на клиента (требует, в частности, оперативного реагирования на всевозможные запросы клиента и, следовательно, сбора информации по множеству систем и их интеграции);

- часто выводит на рынок новые продукты и услуги (с выводом на рынок новой услуги или продукта каждый раз приходится перестраивать значительные части корпоративных приложений, а в отсутствие SОА сделать это довольно сложно);

- реструктурируется или объединяется (в организации образуется одновременно множество систем, часть из них нужно либо объединять, либо удалять; кроме того, организационная перестройка требует перестройки взаимодействия сотрудников).

С другой стороны, SOA поможет, если ИТ-департаменту требуется связать уже развернутые системы, чтобы последующая поддержка, переделка и расширение интеграции проходили менее болезненно, а также чтобы максимально использовать инвестиции в унаследованные системы (legacy).

Фактически все эти задачи стоят перед большинством современных крупных компаний. Рассмотрим условия, в которых им приходится решать «быть или не быть?».

Что нужно для успешной «жизни по SOA»?

Мы выделяем три ключевых фактора: наличие потребности и готовности заказчика к SOA, наличие инструментов и обеспечивающего ПО для SOA, наличие экспертизы на рынке.

Первый ключевой фактор – готовность заказчиков к внедрению SOA – формируется в силу объективных причин. Во всех отраслях наблюдается рост экономики; предприятия и организации оптимизируют свой бизнес, выводят на рынок новые услуги, укрупняются и реструктуризируются; растет использование B2B; повсеместно осуществляется переход к процессному управлению. Это приводит к тому, что все чаще требуется интеграция развернутых или планируемых к внедрению систем, legacy и т.п., формирующих объективную основу для расширения спроса на SOA как современный способ решения подобных задач.

Между тем зачастую SOA встречает довольно сильное сопротивление, даже в тех компаниях, где ее внедрение объективно необходимо. Неготовность нередко обусловлена субъективными причинами: бизнес не понимает языка ИТ, а CIO не могут объяснить, что такое SOA и зачем в нее надо вкладываться. На «понижение» играет и окружающий SOA определенный скептицизм, порожденный неверием в возможность повторного использования сервисов, гибкой перестройки процессов. Тянет назад и «груз прошлого» (каждый CIO имел опыт несоответствия реальности интеграционных проектов обещаниям), страх за безопасность (опасения открыть доступ к внутренней системе), парализующий B2B-инициативы, проекты интеграции. Наконец, дешевый труд создает иллюзию отсутствия потребности в автоматизации. Что возразить противникам системной интеграции, обеспечиваемой SOA? Указать на единственно возможную, но часто неэффективную в стратегическом плане альтернативу, а именно – на бессистемную интеграцию.

Что касается второго ключевого фактора – готовности бизнес-приложений к сервис-ориентированной архитектуре, то надо признать, что сегодня на рынке мало готовых приложений с поддержкой SOA, а задача их SOA-адаптации решается ИТ-департаментами. Разумеется, есть адаптеры, упрощающие эту задачу, но их стоимость довольно высока. Известно, что из-за нехватки адаптеров в ряде интеграционных проектов возникали проблемы. Конечно, адаптер не панацея, но в некоторых случаях он позволяет соблюдать сроки реализации проекта, и заказчик, решая дилемму «время или деньги», чаще выбирает первое, поскольку упущенная выгода обходится дороже.

Впрочем, ситуация постепенно меняется: на рынке появились частично открытые SOA-продукты (например, Documentum), а ведущие разработчики ERP-систем (SAP, Oracle и др.) обещают к 2008–2009 гг. оснастить их библиотеками SOA-ориентированных интерфейсов. Некоторые российские разработчики («1C», «Диасофт» и др.) также объявили, что сделали свои продукты SOA-открытыми. По прогнозам Gartner, к 2009 г. более 50% основных бизнес-приложений будут SOA-совместимыми.

Что же касается инструментов, то сегодня в России можно прибрести инструменты практически любого лидера SOA и получить поддержку от местных специалистов (табл. 1 и 2).

И, наконец, третий фактор – экспертиза на рынке. Российские провайдеры услуг все увереннее чувствуют себя на рынке SOA. Бо’льшая их часть опирается на опыт реализации проектов по интеграции корпоративных приложений, накопленный в предыдущие годы. Это несколько иная область, но уже появились некие общие подходы, принципы и опыт, и переход на SOA для таких компаний особых проблем не создаст.

Так, в последний год ряд успешных SOA-ориентированных проектов в банковском секторе провела компания «Неофлекс», а EPAM Systems/VDI за пять лет выполнила порядка 10 больших (5–10 интегрированных критических систем) проектов EAI. О работе в области SOA-ориентированных проектов объявили некоторые интеграторы, в частности IBS, «Открытые Технологии». Есть также несколько российских специализированных производителей средств и услуг SOA (UnitSpace, Keyintegrity), имеющих опыт внедрений SOA за границей.

Готовность на «вертикалях»

Перспективы SOA в России открывают компании финансового и телекоммуникационного секторов. Сегодня в стране насчитывается 1200 банков (600 предоставляют ипотечные кредиты), около 1000 страховых и несколько десятков крупных телекоммуникационных компаний. Они активно растут, совершенствуют деловые процессы, выводят на рынок новые продукты, используют множество систем, задача интеграции которых становится критичной.

Для банков важно взаимодействие с внешними структурами. Главные конкурентные преимущества определяются скоростью адаптации процессов, а SOA и BPM способны принести быстрый эффект. Опыт уже имеется: за 5 лет реализовано много проектов на базе пакетов EAI, workflow, ECM/workflow; растет спрос на средства BPM. Более того, есть первые SOA-проекты и позитивные результаты (табл. 3). Многие компании объявили о начале внедрения SOA. Все это позволяет предположить, что спрос на SOA и BPM в этом секторе будет расти.

Нейтральный прогноз по SOA можно дать для госсектора, энергетики, производства, где идет активный рост, накапливаются «пакетные» решения (ERP, СЭД и пр.), на основе которых строится управление процессами. И хотя далеко не все компании «дозрели» до понимания необходимости архитектуры и «архитекторов», процесс идет: задачи интеграции возникают, но зачастую решаются «заплаточно»; массовой готовности использовать идеи SOA не наблюдается. Средства BPM/workflow берутся из пакетных систем управления. Интерес к средствам интеграции (EAI, MOM) есть, хотя и неравномерный. Наиболее частое применение – обеспечение гарантированной доставки в распределенной среде, интеграция баз данных (особенно госсектор, холдинги). Растет спрос на интеграцию информации в портал. Из интеграционных задач № 1 в промышленности – интегрированное управление нормативно-справочной информацией в территориально распределенных холдингах. Пользуются спросом решения B2B, неизбежно развитие B2B-сервисов. Это может стать драйвером SOA.

В транспортной отрасли (авиакомпании, железные дороги) накоплено множество ИТ-систем, подлежащих интеграции. Есть интерес к SOA как к способу интеграции, есть потребность вывода новых услуг, например электронных билетов, а также порталов для пользователей – и это может стать драйвером SOA. Есть потребность в электронном B2B-взаимодействии с партнерами (в частности, для грузовых перевозок), но на уровне пользовательского интерфейса, не сервисов. Есть интерес к BPM как основе для управления процессами. Есть первые попытки внедрения SOA (например, в компании «Аэрофлот»). Прогноз – нейтральный.

Наконец, нейтрально-осторожный прогноз можно дать сетям розничной торговли и дистрибуции. Активный рост торговых сетей, процессы слияния, перестройка сетей, рост числа филиалов – благоприятные условия для применения SOA и связанных продуктов. Систем на рынке много, но SOA пока не востребованы. CIO больше озабочены внедрением систем учета, планирования, кассового обслуживания и пр. При слияниях, как правило, проводится полная замена систем. Предпочитают точечные средства интеграции. Возможно, драйвером SOA станет необходимость предоставлять онлайновые сервисы (для дистрибьюторов-партнеров).

. . .

Итак, предпосылки для развития SOA в стране есть как минимум в нескольких отраслях и на отдельных наиболее развитых предприятиях. Однако вряд ли стоит ожидать, что в ближайшие годы абсолютное большинство российских компаний начнут ее активно использовать. Скорее следует ожидать роста спроса на средства BPM в связи с переходом отечественных компаний в массовом порядке на процессный режим управления. А спрос на SOA будет расти, хотя и неравномерно по отраслям.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!