Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2008
Ольга Александровна Владимирова  07 апреля 2008

Скоро сказка сказывается, да не скоро SOA делается

О SOA говорится и пишется так давно и так много, что может создаться ощущение ее повсеместной востребованности. На деле же все обстоит несколько иначе. Громкие маркетинговые лозунги вызывают у потенциального потребителя скепсис и недоверие, подчас подкрепленные печальным опытом неудавшихся интеграционных проектов. Об этом говорит и опыт консультантов.

Ольга ВладимироваЧему SOA не равна

Года два назад американская аналитическая компания Gartner предсказывала, что уже к 2008 г. 80% новых ИТ-проектов и в мире, и в России будут так или иначе связаны с SOA. На дворе год 2008-й – и жизнь вносит свои коррективы… Сегодня весьма ограниченное число российских компаний могут говорить о том, что они успешно внедряют или уже внедрили SOA.

Главная проблема, на наш взгляд, в том, что заказчиков нередко вводят в заблуждение крупные вендоры. В своем стремлении удерживать лидирующие позиции на рынке SOA они стараются укрепить в сознании клиентов мнение, что успех реализации сервисного подхода напрямую связан с применением исключительно их технологий. В результате у клиентов создается впечатление, что SOA можно внедрить как «упакованную архитектуру». Но SOA – далеко не коробочное решение, это не отдельно взятая «всемогущая» технология.

В своей работе Keyintegrity неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда клиент пребывал в полной растерянности, по-скольку перед ним возникали новые проблемы в процессе решения уже существующих. Компания, услугами которой он воспользовался для их решения, продала ему дорогостоящий вендорный продукт для реализации якобы SOA, но при этом не учла особенностей уже существующей у него ИТ-инфраструктуры и не оказала подобающей информационной поддержки специалистам, задействованным в ИТ-проекте. В итоге – отсутствие ожидаемого эффекта, выброшенные на ветер деньги, недоверие к современным технологиям и «распиаренной» SOA.

Как консультант в области SOA, Keyintegrity считает своим долгом предостеречь клиента от покупки дорогостоящего программного обеспечения у компании, представляющей крупного вендора, напрямую. Прежде чем потратить крупную сумму денег, нужно обязательно ознакомиться с мнением независимых экспертов, которые нарисуют картину применения той или иной технологии в долгосрочной перспективе с максимальной выгодой для бизнеса заказчика. Построить сервис-ориентированную архитектуру без стратегии реализации невозможно.

Необходимо помнить и о том, что SOA строится от малого к большому и четкое определение масштаба начального внедрения – один из критериев успеха всего процесса. Наконец, в успехе предприятия немаловажную роль играет компетентность обеих сторон – консультанта и заказчика. К слову, опыт Keyintegrity в проведении различных образовательных мероприятий показывает, что представители бизнес- и ИТ-подразделений различных предприятий остро нуждаются в получении даже общей информации о сервис-ориентированном подходе, о концепции веб-сервисов, применении BPM в построении SOA.

…и с чем сравнима

Интересное определение сервис-ориентированной архитектуры было дано на одном из форумов программистов: SOA – это идея организации бизнеса через формализованные сервисы, и к компьютерам, строго говоря, вообще никакого отношения не имеет. Автор этого определения сравнивает SOA со «шкафчиком», стоящим в общедоступном месте некой огромной организации с большим количеством взаимодействующих отделов. В «шкафчике» собраны описания действий каждого отдела (в каком виде он принимает заявки и что в ответ на них делает, т.е. какую услугу оказывает). И каждый работник, которому что-то нужно сделать в организации, подходит к этому «шкафчику», читает, кто и какие услуги ему может оказать и как (в каком виде) их запросить – после чего делает то, что ему нужно. А без такого «шкафчика» он вынужден мотаться по всей организации и выяснять, кто ему может помочь сделать то, что ему поручили, и как ему с ним(и) взаимодействовать.

Не правда ли, вспоминается расхожая фраза «будь проще, и люди к тебе потянутся». Опираясь на опыт работы в сфере консалтинговых услуг по оптимизации бизнеса с помощью ИТ, специалисты компании Keyintegrity убедились в правильности этой «народной аксиомы» относительно SOA. Не красивых слов и пугающих своей сложностью технологических описаний ждет клиент, а отклика на конкретную проблему и доступного объяснения способов ее решения. Построение архитектуры – не просто проект, это долгосрочное путешествие, отправляясь в которое, нужно разработать маршрут с учетом всех возможных изменений. Иначе говоря, необходима стратегия, глубокое понимание целей и задач конкретного предприятия или организации, а также применения грамотной методики в сочетании с соответствующими инструментами. Вдохновение для создания инструментов, способных во-плотить идею SOA, Keyintegrity черпает из проектов open source, обращая особое внимание на взаимосвязь различных концепций повышения эффективности бизнеса и технологических средств их реализации.

Воплощение идеи SOA в полном объеме – это кропотливый, вдумчивый труд команды специалистов, в которой четко рас-пределены роли и ответственность. Компания Keyintegrity – хороший командный игрок и эксперт в этой области, считающий своей основной задачей обеспечить успех SOA-путешествия по намеченному маршруту.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!