Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2008
Алексей МИШУШИН  07 апреля 2008

Техзадание для биллинга

Приказ Мининформсвязи РФ «Об утверждении Правил применения автоматизированных систем расчетов» от 02.07.2007 № 73 для телекоммуникационной общественности прошел практически незамеченным, хотя именно в этих правилах содержится ответ на вопрос, каким требованиям должна отвечать продукция разработчиков биллинговых систем.

А. МишушинИнтерес к Правилам применения автоматизированных систем расчетов (АСР) обусловливается и требованием их обязательной сертификации, которое введено «Перечнем средств связи, подлежащих обязательной сертификации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 896.

Любопытная деталь: название Правил применения автоматизированных систем расчетов (далее – Правил) не соответствует их фактическому содержанию. По иронии судьбы правил собственно применения АСР, т.е. алгоритма использования их качеств и возможностей, в этом нормативном акте нет. О чем же тогда он повествует?

Акцент – на требованиях к АСР

Главная задача, которую решает документ, и, нужно признать, весьма успешно, – обстоятельное изложение требований, которым должны отвечать биллинговые системы. Авторы Правил руководствовались принципом: от общих положений к частным. Нормы каждого из двух разделов акта относятся к общим положениям, а специфика вынесена в приложения. Так, выработаны специальные требования к функциям и техническим параметрам АСР для:

- автоматизации расчетов с абонентами;

- автоматизации расчетов за услуги связи, оказываемые по картам оплаты услуг связи;

- использования на пунктах коллективного пользования (пунктах коллективного доступа, переговорных пунктах);

- информационной поддержки взаиморасчетов между операторами связи;

- предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах связи.

В Правилах мы обнаруживаем детально проработанное техническое задание для создания АСР с различными функциональными возможностями. Идеи и положения, воплощенные в Правилах, столь универсальны, что при желании могут быть приложены в качестве техзадания к договору заказа, заключаемого с разработчиком ПО на создание аппаратно-программных комплексов, причем не обязательно ориентированных на услуги связи.

Обращает на себя внимание п. 4 Правил, предписывающий, чтобы АСР обеспечивала автоматизацию расчетов за один или несколько видов услуг связи, номенклатура которых определена в Перечне наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и в перечнях лицензионных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87. Это обоснованное требование. Названный перечень действительно содержит 19 наименований услуг электросвязи для конечных пользователей, оказание которых трудно представить без использования АСР.

Вместе с тем требования к АСР установлены и для информационной поддержки взаиморасчетов между операторами связи. А в этой области расчет ведется за иные услуги, например за пропуск трафика. Таким образом, положения п. 4 Правил следует трактовать расширительно, не ограничиваясь услугами для конечных пользователей.

Золотая середина детализации

Положительная черта документа – оптимальный уровень детализации требований к АСР. С одной стороны, они весьма конкретны, как, например, требования к средствам защиты информации, видам событий, регистрируемых в электронных журналах АСР, к диапазону климатических условий эксплуатации систем и др. С другой стороны, чрезмерного регулирования не наблюдается. Правила обоснованно удерживаются от вторжения в целый ряд сфер, вплотную соприкасающихся с АСР, но сохраняющих свою самостоятельность. Так, в них не заявлены требования к аппаратному обеспечению, на котором должны эксплуатироваться биллинговые системы, стандарты взаимодействия с контрольно-кассовой техникой, электронными расчетными системами, аппаратурой, используемой для проведения оперативно-розыскной деятельности. Если учесть традиционный для отечественной нормотворческой практики соблазн распространять прямое нормативное регулирование на максимально широкий круг отношений, то умеренность авторов Правил вызывает уважение.

В самом деле, аппаратно-программный комплекс должен: оперативно и точно реагировать на события, происходящие в АСР, например на поступление оплаты или факт потребления услуги связи; адекватно отражать факт наступления этих событий как минимум для нужд самого оператора; сохранять высокую стабильность работы и устойчивость к негативным внешним воздействиям, умышленным или неумышленным. Если АСР надлежащим образом решает эти задачи, то регламентацию иных, сопряженных, отношений вполне можно оставить на усмотрение заказчика и непосредственного разработчика АСР.

. . .

Хотелось бы пригласить коллег к дискуссии по поводу применения АСР. Вопросы правового регулирования создания биллинговых систем, лежащих в основе сервисов любого оператора связи, заслуживают самого пристального изучения.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!