Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  16 апреля 2008

ТВ в контексте глобальной "цифры"

Телевидение как часть новой информационной общности электронных коммуникаций предложил рассмотреть А. Калин из РТРС на конференции Digital TV Russia 2008. Россия – на 54-м месте в рейтинге уровня предоставления цифровых возможностей.  Может быть, надо только радоваться?..

Лишь два месяца назад отшумела CSTB-2008 – и вот дебютировавшая международная конференция и выставка Digital TV Russia 2008 (Москва, 2–3 апреля, организатор Infor-media) не то чтобы расширила или изменила традиционный круг спикеров и участников дискуссий по вопросам перехода на цифровое вещание – она показала, что таких дискуссий "много не бывает". Попутно в который раз убеждаемся: чем меньше выставка – тем "неангажированней" конференция…

Информационное цунами нарастает и меняет мир

Александр Калин, первый заместитель генерального директора ФГУП РТРСИнтересные сведения представил Александр Калин, первый заместитель генерального директора ФГУП РТРС. По данным МСЭ, к 2005 г. в мире было произведено 57 млрд Гбайт информации в цифровом виде; в 2007 г. этот показатель увеличился почти пятикратно и составил 281 млрд Гбайт, т.е. на одного жителя планеты приходилось 45 Гбайт информации. Заметим, что далеко не вся произведенная информация имеет ценность; никто не подсчитал, какой процент мусора содержится в этом вале информации. Между тем, прогнозируется, что в 2011 г. в различных информационных сетях будет использоваться уже 1800 млрд Гбайт информации.

Взрывной рост цифровой информации происходит на фоне больших изменений самого коммуникационного рынка: для предоставления пакетных услуг построены конвергентные сети; формируется сектор единых электронных коммуникаций как интегрированная область отраслей телекоммуникаций, телерадиовещания, ИТ в части медиаиндустрии и индустрии развлечений. Основные тенденции развития электронных коммуникаций – создание мультимедийного многоформатного контента, персонализация, рост новых видов услуг и контента, особенно созданных зрителями. Соответственно, на рынке меняются бизнес-модели и схемы финансирования, а также системы госрегулирования; растет значение радиочастотного спектра.

Изменение системы регулирования – общая тенденция для всех стран, переходящих в цифровую реальность: для единых электронных коммуникаций создаются единые регуляторы.  Одна из главных задач таких структур – по справедливости распределить РЧС между заинтересованными сторонами. Мировой рынок РЧС исчисляется сегодня 1 трлн долл., и одним из новых "экономических" показателей становится "цифровой дивиденд" – использование РЧС, освобожденного после прекращения аналогового вещания. "Борьба за этот "цифровой дивиденд" уже началась, – заметил А. Калин. – У нас она идет в латентной форме, а в Евросоюзе эта проблема обсуждается на самых важных форумах, на уровне Всемирной Радиоконференции."

Цифровая Россия в мировом контексте

Вообще, на мировом фоне "цифровой образ жизни" Россия воспринимает прохладно: по данным МСЭ, в прошлом году наша страна занимала 54-е место в мире по уровню "предоставления цифровых возможностей". Тем не менее, общие тенденции свойственны и нам.

Например, в принятии стандартов вещания Россия идет в общеевропейском русле DVB. Характерно, что срок жизни ТВ-стандартов укорачивается: если стандарты цветного ТВ просуществовали почти 40 лет, то за 10-15 лет DVB произошли большие перемены. Так, в настоящее время разрабатываются его "новые версии" – DVB-SH (стандарт для спутникового мобильного телевещания), DVB-T2 (нацелен на повышение эффективности испрользования частотного спектра не меньше чем на 30%),  DVВ-GSE (IP в эфирном, кабельном и спутниковом ТВ) и DVB-IPTV, DVB-C2. Как сообщил А. Калин, в настоящее время разрабатывается еще один стандарт под эгидой МСЭ – NGN GSI (для сетей электронных коммуникаций, прежде существовавших разрозненно).

Что же касается регулирования, то, по словам А. Калина, "в прошлом году правительство создало прообраз единого регулятора  – Россвязьохранкультуры; в декабре 2007 г. был создан единый комитет в ГД по ИТ и информационной политике». «Это начальные шаги, но постепенно будет создаваться регулирование единого сектора и в нашей стране", – комментирует А. Калин.

К слову, еще на CSTB-2008 были озвучены надежды на принятие во втором полугодии этого года ФЦП развития телерадиовещания – а на Digital TV А. Калин признал: "Складывается впечатление, что вероятность принятия ФЦП в этом году потихоньку снижается; надежда – на бюджет 2009 г."

Пока не принята ФЦП

Переход на цифровое вещание для России оставляет пока больше вопросов, чем ответов. Например, нет ответа на принципиально важный вопрос: сколько будет в эфире бесплатных каналов общего распространения? Требование государства бесплатно вещать социальный пакет очень волнует "коммерческих" операторов, не только кабельных, но и спутниковых. "Мы даже не против, если РТРС за это будет взимать деньги, а кабельные сети будут вещать бесплатно, – заметил представитель компании-оператора КТВ. – Но в этот пакет еще включаются региональные каналы. Если кабельная сеть имеет базовую станцию в региональном центре – наверное, она без проблем может вещать региональные каналы. А как, например, будет вещать региональные каналы НТВ+? 89 регионов в стране – и в каждом есть канал (или будет создан). НТВ+ будет вынужден "пригнать" в Москву 89 каналов неизвестно какого качества, здесь их обработать, "закриптовать", поднять на  спутник (где тоже проблема найти место для 89 каналов)…" 

Вообще, перспективы цифрового ТВ на конференции рассматривались без особого энтузиазма. В этом отношении показательно выступление Артема Кудрявцева, первого заместителя генерального директора по развитию бизнеса СММ: "От того, что состоится переход на цифровизацию, никакого счастья у людей не возникнет, никакого скачка сознания или потребительского спроса не произойдет. Москвичи вообще разницы не ощутят. Ощутят, наверное, люди, которые живут далеко и сейчас на выброшенные за окно проводочки могут принимать два-три канала. Там – да,  увеличится количество каналов. Но в целом оттого, что страна перейдет "на цифру", принципиального роста потребительского спроса не возникнет. Зачем это  надо? Если честно – я думаю, для того, чтобы освободить часть спектра для новых технологий (в основном, конечно, беспроводной связи)".

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!