Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  07 февраля 2008

Вендор как центр компетенции

Сегодня услуги мобильного ТВ в мире продвигают 120 операторов, из них 50 используют оборудование «Эрикссон». Но вендор не ограничивает сферу своей компетенции технологиями, говорит директор по инновационным решениям и работе с партнерами С. Езык. «Эрикссон» строит платформу для организации цепочки взаимодействия между всеми игроками рынка интерактивного медиа, включая конечных пользователей.

С. ЕЗЫК– Обозначьте, пожалуйста, движущие силы рынка интерактивного медиа. Какова роль вендоров в его развитии? Вот, говорят, вендоры довлеют над рынком?..

– Оценка, насколько вендоры довлеют, вне нашей компетенции – это, скорее, компетенция рынка. Но у вендоров, несомненно, есть положительные функции, которые они выполняют на рынке интерактивного медиа и которые, кстати, являются движущими силами этого нарождающегося сегмента.

Прежде всего это функция стандартизации, что является, скорее, плюсом для всего рынка, чем некой частной заинтересованностью вендора. Важность стандартизации очевидна: в результате увеличивается количество стандартного оборудования в штуках, падает его цена, растет его доступность для конечного пользователя. Но во всей этой экосистеме рынка (если мы говорим, в частности, об интерактивном медиа), кроме материальной части, есть контентная часть, связанная с управлением этим контентом, и игроки этого рынка тоже принимают определенные правила игры. И у них тоже как будто есть возможность предпринимать какие-то действия, например, готовить специфический контент, понимая, что он будет востребован.

Если говорить о трендах, то это в первую очередь выход за пределы телекомовского мира. Ведь медиа никогда не были частью телекома – это все-таки другая история. И это отдельные движущие силы, прежде всего глобализация (как ни пафосно это звучит!). Сегодня в русскоязычном Интернете заметны попытки навести некий порядок, соблюдать IPR (intellectual property rights – права на интеллектуальную собственность). И сейчас одна из крупнейших наших библиотек хостится в одной из стран Латинской Америки. Фактически стандартное задавание на этом рынке правил телекома, к которому мы привыкли, в этом миксе телекома, медиа и ИТ не работает, поэтому глобализация очень сильно влияет на нас.

А еще есть либерализация. Ужесточению правил игры на рынке (IPR) есть обратные примеры, причем очень успешные. Как известно, Warner открыла свой каталог, исключив из своего музыкального контента модули Digital Rights Management (DRM). Сейчас все это копируемо, переправляемо и т.д. Яркий пример – английская группа Radio Head выпустила свой новый диск в Интернете, причем бесплатно. Они выложили его на свой сайт и сказали: кто хочет, может скачать, кто хочет, может заплатить за это деньги, причем не указали даже сколько. Первые три дня дали 1 млн скачиваний и принесли группе 15–20 млн фунтов стерлингов – больше, чем если бы они получили от компании-мейджора, т.е. если бы продавали диск. Получилось, что это выгодно самим музыкантам, это выгодно покупателям-меломанам. Radio Head теперь намерена и второй свой диск распространять подобным образом.

Следующий момент – глобальные и локальные альянсы, слияния и поглощения. Самый яркий пример подобной мегасделки – соглашение «ВымпелКома» и «Голден Телекома». Причем движение M&A происходит не только внутри телекомовского рынка – сейчас, например, многие операторы думают о том, как усилить управляемость процессом в части цепочки, связанной с контентом. В Мультимедиа-клубе «Эрикссон» был как-то Ж. Перес из итальянской Hutchison (бывший CTO этой компании; сейчас отвечает за производство мобильного контента). Это знак того, насколько серьезно Hutchison относится к контенту: они создали отдельную компанию под названием «3 Italia», которую Ж. Перес и возглавил. Что из этого следует? Что операторы и другие игроки этого рынка пытаются расшириться по цепочке вниз и вверх.

Суммируя, можно сказать, что основными тенденциями, основными движущими силами рынка являются стандартизация, глобализация, либерализация и альянсы.

– Какие решения «Эрикссон» помогают объединять разрозненные ресурсы игроков рынка интерактивного медиа: операторов связи, поставщиков контента, интернет-провайдеров. Есть ли у Эрикссон решения, позволяющие разделять их доходы?

– Технологических решений для того, чтобы объединять разрозненные ресурсы игроков рынка интерактивного медиа, недостаточно.

Технологии – это ведь не волшебная палочка, здесь это не работает. Простой пример: ни один оператор в СНГ не позволяет тарифицировать дополнительные услуги своим партнерам. Это логично, потому что для многих контентных сервисов оператор нередко выступает в качестве некой цифровой трубы (big pipe) и не всегда видит, оказана услуга или нет. А чтобы пользователи лояльно относились к оператору, очень важно брать деньги только за ту работу, которая сделана, по факту оказания услуги. Часто бывает так: тот, кто видит, что услуга оказана (тот же сервис-провайдер), тот и говорит, что ее нужно протарифицировать, т.е. взять деньги. Это значит, что внутри цепочки оператор – контент-провайдер должно быть доверие.

Даже при том, что технологических решений недостаточно, они являются некой материальной основой, материальной подложкой для задач разделения доходов в цепочке оператор – контент-провайдер. Это стандартная телекомовская задача, и «Эрикссон» решает ее довольно успешно. В результате приобретения компании LHS у нас появилось решение для тарификации услуг (charging). Поэтому с технологической точки зрения обеспечивать механизм разделения дохода, механизм тарификации, в общем, не составляет особого труда.

Этим же целям служит программно-аппаратный комплекс Service Delivery Platform, позволяющий оперировать с контентом.

– Что значит «оперировать с контентом»?

–Это значит, что есть программно-аппаратное решение, которое позволяет, например, контент-провайдеру взять свой контент, где-то его сохранить и предложить его оператору для продажи. Оператору оно позволяет проверить этот контент, перевести его в тот формат, который ему нужен, доставить его абоненту, протарифицировать и т.д. Т.е. это некая платформа для организации цепочки взаимодействия между владельцем прав на контент, контент-провайдером и оператором.

– Но у «Эрикссон» есть и более сложные решения?..

– Да, это не просто технологические решения – они включают еще и организационную поддержку.

Так, решение совсем другого уровня – IPX (Internet Payment eXchange). Это единая точка доступа к большому количеству операторов во всем мире. Множество операторских компаний в Европе, Азии и Америке, а также контент-провайдеры, заключившие договор с «Эрикссон» и подключившиеся к платформе IPX, получают возможность продавать контент. Это включает не только технологическую поддержку (стандартная задача), но и набор договоров «Эрикссон» с соответствующими операторами, с совершением взаиморасчетов между оператором, владельцем контента и сервис-провайдером. Таким образом, «Эрикссон» предлагает и организационную поддержку. причем не только на глобальном, но и на локальном рынке.

Есть специфические рынки, где стандартные подходы не всегда применимы. К ним относится и Россия в некотором смысле, и, например, наша соседка Турция – они сделали свой аналог Internet Payment eXchange, потому что этого требовал рынок, потому что турецкие операторы хотели работать в основном с турецкими контент-провайдерами и наоборот и им не было большого смысла идти в мир, кроме, разве, Европы, где большая турецкая диаспора.

«Эрикссон» организовал локальное решение, которое позволяет турецким контент-провайдерам получить доступ к трем большим операторам, а турецким операторам – к операторам Германии, Австрии, Голландии (где есть турецкая диаспора). В рамках этого решения можно осуществлять взаиморасчеты, контроль и соблюдение авторских прав и даже такую дополнительную функцию, как предоставление статистики всем владельцам авторских прав. Например, у одного турецкого композитора есть единственный медиахит, и наше решение обеспечивает возможность только ему одному видеть результаты продаж рингтонов, основанных на этом мегахите. У нас же услуги по статистике оказываются только большому контент-провайдеру, продающему тысячи рингтонов. А здесь такой сервис (предоставление статистики по тому, что делается с его собственностью – песенкой – и рингтонами на основе этой песенки) может быть оказан одному вовлеченному в процесс человеку.

Вывод: у «Эрикссон» есть набор технологических решений, и компания их предоставляет, но, главное, «Эрикссон» берет на себя решение организационных, административных, юридических компонентов, которые имеют ценность в смысле разделения доходов.


Читайте на портале iksmedia.ru:

Discovery привносит в свой контент российский колорит
Интеллектуальную собственность нельзя унести на флешке
То же самое, но с перламутровыми пуговицами
Главное в навигационной карте – дорожная сеть
IPTV в краткосреднесрочной перспективе
Медиа-карусель мобильного ТВ
Топором можно не только дрова колоть

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!