Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  07 мая 2008

Чему учит "сын ошибок трудных"? Опыт реализации SOA в РоссииСм.также ИКС №4'2008

Российские системные интеграторы постепенно набираются опыта в реализации SOA-проектов. Пока что этот опыт невелик - и тем ценнее выводы экспертов.

"ИКС": Какие SOA-проекты Ваша компания реализовала/реализует в России и СНГ? Чему учит опыт их реализации? Самое сильное и самое слабое звенья в реализации SOA-подхода?

Руслан ДемидовРуслан Демидов, заместитель генерального директора "ВСС-Москва", руководитель Центра интеграции приложений:  За последний год наша компания осуществляла реализацию SOA-проектов для трех крупных заказчиков, среди которых можно упомянуть интеграционный проект в "Аэрофлоте".  Термин "реализация" нуждается в пояснении, поскольку ошибочно представлять преобразование КИС к SOA в рамках одного проекта. Речь идет о реализации программы проектов, каждый из которых имеет самостоятельно значимые результаты и приближает архитектуру КИС к сервис-ориентированному виду.

Опыт реализации проектов учит необходимости четкого определения на этапе инициации целей и задач проектов, а также непосредственного контакта со спонсором (внутренним заказчиком) проекта. Применяемые инструменты должны быть адекватны целям и задачам заказчика и решать проблемы в соответствии с их приоритетом.  Привлечение ресурсов заказчика и их удержание на SOA-проекте является исключительно важной и сложной задачей. Но без участия специалистов заказчика реализовать SOA невозможно.



Павел БолотинПавел Болотин, руководитель отдела программных платформ компании "Открытые технологии":
Мы реализовали платформу для интеграции корпоративных приложений в крупной телекоммуникационной компании; строим систему слежения за подвижными объектами для одного ведомства; выступаем консультантами по архитектуре и безопасности в нескольких SOA проектах.

Опыт учит, что заказчикам приходится менять подход к реализации проектов. Вариант, когда «мы заплатили денег, а консультанты нам всё сделали», уже не подходит. Проектная команда содержит как подрядчиков, так и собственный персонал, на плечи которого ложится львиная доля работ по описанию процессов компании и интеграции. Также мы пришли к необходимости построения надпроектной структуры, координирующей группу проектов и общую архитектуру системы.



Вячеслав БородинВячеслав Бородин, ведущий аналитик ООО "Корпоративные информационные технологии":
Наша компания выполняет несколько проектов совместно с одним из ведущих операторов связи РФ. Опыт  показывает, что внедрение SOA без активного участия заказчика – совершенно бессмысленное действо. Если заказчик является соучастником проекта, именно его предметной стороны (а не только финансовой), то получаются ожидаемые результаты. В противном случае затраченные финансовые и интеллектуальные ресурсы не приносят полного удовлетворения ни одной из сторон.







Василий МорозовВасилий Морозов, директор по развитию бизнеса ЗАО "Телесофт-Россия":
ЗАО «Телесофт Россия» разработал и внедрил информационные системы для ОАО «Ростелеком»; сотрудники компании принимали участие в проектах для ОАО «Межрегиональный Транзит Телеком», ОАО «Транстелеком» и др.

Самое сильное звено - отсутствие сегодня подобных значимых альтернативных решений в архитектуре развития программного обеспечения ИТ; самое слабое - неготовность российского заказчика к практическому внедрению SOA, включая отсутствие актуального документированного формализованного описания бизнес-процессов предприятия и данных вообще (например, известные проблемы создания и ведения корпоративной нормативно-справочной информации).

Отсутствие формализованного описания должностных инструкций и положений о службах - сегодня частое явление. При таком положении дел возникает необходимость  проведения   трудоемких и  длительных работ по бизнес-анализу предприятия, к чему заказчик не всегда готов.

Татьяна АлексееваТатьяна Алексеева, ведущий специалист управления по консалтингу OXS (ГК «Оптима»): Мы реализуем проекты автоматизации, где в одной связке участвует целый набор продуктов (SAP, Microsoft Dynamics AX, Documentum) - и здесь не обойтись без кросс-сценариев. Опыт учит, что делать это сложно, подчас очень сложно. Но успех SOA очень важен для клиента, так как он обеспечивает единство систем и сервисов: купив один раз один сервис-набор определенного поставщика («платформу»), он решает этой платформой целый ряд задач, тогда как, имея несколько  связанных по принципу «каждый с каждым» продуктов, подчас уже невозможно добавить тот или иной продукт, так как каждый новый продукт необходимо интегрировать практически со всеми уже имеющимися. А это не только дополнительные затраты, но и потеря времени. В SOA же любой новый продукт просто включается в единую шину (реестр сервисов) - и его можно сразу использовать.

Владимир Логунов, руководитель отдела внедрения дирекции по работе с муниципальными образованиями «Энвижн Груп»: Мы реализуем проекты, связанные с обеспечением межведомственного информационного обмена между органами  государственной власти и реализацией электронных административных регламентов. Наш опыт показывает, что решения работают и оправдывают себя только в том случае, если они отталкиваются от реально работающих процессов и ориентированы на четкие критерии оценки результата (сокращение затрат, времени исполнения процедур). Самое сильное в SOA – предоставление гибкого механизма в интеграции приложений и эффективного  использования унаследованных информационных ресурсов, а также прямая взаимосвязь с бизнес-процессами организации; самое слабое – высокая стоимость проектов внедрения.

Юрий НовохатькоЮрий Новохатько, директор по технологиям «Квазар-Микро»: В настоящее время «Квазар-Микро» внедряет Siebel CRM в компании МТС, и в этом проекте архитектура системы строится с учетом концепции SOA. Также можно назвать проект по созданию информационной системы в компании РОСНО‑МС для автоматизации деятельности, связанной с обязательным медицинским страхованием. В рамках проекта в качестве интеграционной платформы используется решение Open ESB от компании Sun.

Опыт реализации показывает, что, являясь сравнительно новым направлением для российского рынка системной интеграции, SOA-проекты отличаются своей сложностью и наличием специфических особенностей в решениях каждого вендора. Поэтому для успешной реализации таких проектов крайне желательно присутствие в команде внедрения специалистов со стороны вендора, что позволяет минимизировать технологические риски.

Самым сильным звеном в реализации SOA-подхода я считаю приобретаемую с его помощью гибкость при изменении бизнес-процессов, что позволяет быстрее реагировать на изменения рыночной ситуации и снижает общую стоимость владения информационными системами компании. Слабость же заключается в том, что пока, к сожалению, на нашем рынке катастрофически не хватает квалифицированных кадров в этой области.

Виорел БыткаВиорел Бытка, глава российского представительства Teradata: У Teradata нет опыта  внедрения проектов SOA в России. Teradata - поставщик хранилищ данных, поэтому внедрением прогрессивных технологий (например, SOA) на базе продуктов Teradata занимаются российские системные интеграторы.

Сопряжение SOA с хранилищами данных по-прежнему не пользуется большой популярностью, поскольку большинство разработчиков SOA отдают предпочтение транзакционным приложениям в противовес аналитическим. Тем не менее, работы в этом направлении ведутся во многих странах, включая Австралию, Великобританию, Израиль, Канаду, Китай, США, Францию и многие другие. Наш опыт работы с SOA охватывает три области.

Во-первых, многие клиенты начинают работу в этом направлении с обновления информации в хранилище данных в реальном времени с помощью служб, которые частично или полностью построены на архитектуре SOA.

Во-вторых, некоторые из наших клиентов пользуются технологиями порталов в качестве графического интерфейса для работы со службами на основе SOA. Популярность этого подхода объясняется сравнительно небольшим риском и высокой скоростью вывода продуктов на рынок.

Наконец, некоторые клиенты заинтересовались возможностью внедрения SOA для управления каналами взаимодействия с клиентами в рамках систем CRM. SOA очень хорошо подходит для доставки коммерческих предложений потребителям по нескольким каналам взаимодействия.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!