Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2008
Елизавета КОЗУБ  29 апреля 2008

Цифровое ТВ без перегрева

Тема перехода на цифровое ТВ, по мнению многих участников рынка вещания, в последние годы перегрелась в пылу политических и технологических дискуссий. Не пора ли взглянуть на нее не сквозь какую-либо призму, а глаза в глаза?

Только-только отшумел CSTB-2008 (см. «ИКС» № 3'2008, с. 28), а новый форум уже собрал представительную аудиторию специалистов ТВ-рынка. Дебютировавшая 2–3 апреля в Москве международная конференция и выставка Digital TV Russia 2008 (организатор infor-media) не то чтобы изменила традиционный круг спикеров и участников дискуссий о переходе на цифровое вещание, но в очередной раз показала, что таких дискуссий много не бывает. Попутно отметим: все опять смогли убедиться: чем меньше выставка, тем интереснее конференция…

Цифровая Россия в мировом контексте

Интересные сведения представил на конференции А. Калин, первый заместитель генерального директора ФГУП РТРС. По данным МСЭ, к 2005 г. в мире создано 57 млрд гигабайт информации в цифровом виде, а в 2007 г. – 281 млрд гигабайт (на одного жителя Земли пришлось 45 Гбайт). Поменялась конфигурация коммуникационного рынка: формируется сектор единых электронных коммуникаций как интегрированная область телекоммуникаций, телерадиовещания, медиаиндустрии и сферы развлечений.

На общемировом фоне Россия воспринимает «цифровой» образ жизни довольно прохладно: по данным МСЭ, в прошлом году наша страна заняла 54-е место по уровню «предоставления цифровых возможностей». Однако проблемы ей приходится решать те же, что решает весь мир. Например, связанные с использованием радиочастотного спектра (РЧС) и применением стандартов.

Значение радиочастотного спектра в цифровом мире трудно переоценить. Объем мирового рынка продаж РЧС составляет $1 трлн, и одним из новых «экономических» показателей становятся «цифровые дивиденды» – РЧС, высвобожденный после прекращения аналогового вещания. «Борьба за эти «дивиденды» началась, – отметил А. Калин. – У нас она пока идет в латентной форме, а в Евросоюзе уже обсуждается на очень важных форумах, на уровне Всемирной радиоконференции».

Что же касается стандартов, Россия следует в общеевропейском русле ориентации на DVB. Характерно, что срок жизни ТВ-стандартов укорачивается: если стандарты цветного ТВ продержались почти 40 лет, то за 10–15 лет существования DVB произошли большие перемены. Сейчас разрабатываются его новые версии: DVB-SH (стандарт спутникового мобильного телевещания), DVB-T2 (повышение эффективности использования частотного спектра не менее чем на 30%), DVВ-GSE (применение IP в эфирном, кабельном и спутниковом ТВ), DVB-IPTV, DVB-C2.

Изменение системы регулирования – тоже общая тенденция для всех стран, переходящих в новую цифровую реальность. К слову, еще на CSTB-2008 были озвучены надежды на принятие во втором полугодии текущего года ФЦП развития телерадиовещания. Однако на Digital TV А. Калин посетовал: «Складывается впечатление, что вероятность принятия ФЦП в 2008 г. потихоньку снижается и надежда – на 2009 г.».

А.Кудрявцев демонстрирует терминал LGВообще, перспективы цифрового ТВ воспринимались на конференции без особого энтузиазма. В этом отношении показательно выступление А. Кудрявцева, первого заместителя генерального директора по развитию бизнеса СММ: «От перехода страны на цифру счастливее никто не станет, больших перемен в сознании и скачка потребительского спроса не произойдет. Москвичи вообще разницы не ощутят. Наверное, ее почувствуют только те, кто живет далеко и сейчас может принимать на выброшенные за окно проводочки лишь два-три канала. Для них, да, количество каналов увеличится. Для чего нужна цифра? Думаю, для того, чтобы высвободить часть спектра для новых технологий (преимущественно беспроводной связи)».

Пока не принята ФЦП

Переход России на цифровое вещание пока ставит больше вопросов, чем ответов. Например, нет ответа на принципиально важный вопрос: сколько будет в эфире бесплатных каналов общего пользования? Требование государства бесплатно предоставлять социальный пакет вещания очень волнует коммерческих операторов – не только кабельных, но и спутниковых.

«Мы даже не против того, что РТРС станет взимать за это деньги, а кабельные сети будут вещать бесплатно, – отметил представитель оператора КТВ. – Но в пакет включают еще и региональные каналы. Если кабельная сеть имеет базовую станцию в региональном центре, то она, наверное, без проблем сможет передавать региональные каналы. А как, например, будет обеспечивать вещание региональных каналов «НТВ+»? В стране 89 регионов, и в каждом из них есть или будет создан свой канал. «НТВ+» будет вынужден «пригонять» в Москву 89 каналов неизвестно какого качества, а потом их обрабатывать, шифровать, «поднимать» на спутник (где тоже проблематично найти место для такого числа каналов)…».

И все-таки оно движется!

В последние два-три года тема мобильного телевидения неоднократно обсуждалась на специализированных форумах. И всегда – с некоторым разочарованием в итоге (в лучшем случае с надеждой на будущее). А. Кудрявцев предложил избавиться от заблуждений. Его выводы основаны на анализе опыта предо-ставления услуг мобильного ТВ в Италии, Японии и Корее.

Первое заблуждение состоит в том, что потенциал услуг передачи ТВ-каналов на мобильный телефон с его маленьким экраном якобы невысок. А. Кудрявцев предложил подобные обсуждения прекратить: эти услуги востребованы массово. К концу 2007 г. общее число пользователей мобильного ТВ (в основном жителей Кореи и Японии) составило 20 млн. Распространение услуги в Европе тормозится, по мнению А. Кудрявцева, регуляторными проблемами, связанными с частотами, лицензированием, законодательными недоработками. Производители телефонных аппаратов выжидают, поэтому предлагаемые ими устройства дороги, а их выбор ограничен.

Второе заблуждение связано с представлением о времени пользования услугой. Средняя продолжительность сессий составляет не 5–10 мин, как принято считать, а 28 мин. Среднее время просмотров в день одним пользователем – больше 60 мин. С учетом того что телевизор люди смотрят в среднем 3 ч в сутки, этот час свидетельствует о появлении серьезного противовеса традиционному ТВ. «Такие выводы должны отразиться на контенте, – резюмирует А. Кудрявцев. – Нужно делать и закупать не пятиминутные сюжеты, а нормальные программы на 20–25 мин».

Третье заблуждение – мобильное ТВ смотрят исключительно в пути (в машине, метро, городском транспорте). Но это – следствие решений поставщиков услуг, чьи сети не «углубляются» в жилые помещения. «Сети в Корее и Италии – уже зрелые, – отмечает А. Кудрявцев. – Раньше итальянцы утверждали, что все мобильные телепросмотры осущест-вляются на улице, и мы им верили. Но потом стало понятно, что это связано лишь с отсутствием возможностей приема мобильного ТВ внутри помещений». Впрочем, у операторов – свои расчеты. Строительство сети с «проникновением» в помещение – задача непростая, связанная со значительными инвестициями. И она будет решаться только по мере роста абонентской базы.

Наконец, четвертым заблуждением стало представление о том, что услуга мобильного ТВ востребована преимущественно тинейджерами. Оказывается, ее основные пользователи – люди хоть и молодые, но старше 30 лет. Мы с вами.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!