Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2008
Александр Евгеньевич ГОРБУНОВ  30 апреля 2008

Контент для «четырех экранов»

Возможность передачи по всем «четырем экранам» плюс интерактивность, персонализация, нелинейность – именно это, считает А. ГОРБУНОВ, вице-президент по стратегии и развитию «Комстар-ОТС», отличает цифровой контент.

А.ГорбуновЦифровой контент – он есть или нет?

«ИКС» предлагает широкое определение: цифровой контент – это любая информация, предоставляемая абонентам сетей передачи данных и сетей мобильной связи в цифровом виде.

Я не согласен с тем, что главный признак цифрового контента – передача по цифровым каналам. Например, цифровое ТВ в том виде, как под него разработана новая концепция, – не есть новое ТВ. Это все тот же broadcasting, только с более эффективным использованием спектра, что позволяет сделать услугу дешевле и передать больше каналов.

На цифровой контент у производителя должны быть права, и, с моей точки зрения, море циркулирующей в сетях нелицензированной информации контентом не является. Как и большое количество дополнительных услуг, которые нередко называют контентом, например услуги обеспечения безопасности, охрана квартир, микроплатежи... Контент это или не контент? Полагаю, что нет.

Итак, если определить цифровой контент как «всё, что передается в цифровом формате», тогда он у «Комстар-ОТС» есть: все наши услуги являются цифровыми. Если считать, что цифровой контент – это принципиально иная сущность, которая несет с собой возможность редактирования, полноценного интерактива (а не просто VoD, что является первой ступенью интерактивности), персонализации, нелинейности, то подобных услуг в России ни у одного оператора пока нет.

Существует концепция «четырех экранов»: кинотеатр, телевизор, компьютер, мобильный телефон, т.е. когда контент легко масштабируется и «перепаковывается» под разные стандарты и на все четыре экрана. Я думаю, что настоящий цифровой контент, хорошо упакованный, с отлаженной системой дистрибуции, появится в следующем поколении, когда «четыре экрана» из разряда концепции перейдут в реальную жизнь.

Но это светлое будущее. Сегодня важнее вопрос пакетирования сервисов.

Все дело в «трубе»

На мой взгляд, развитие цифрового контента сдерживает в первую очередь сетевая инфраструктура.

Чтобы контент (любой – цифровой, нецифровой) окупался, нужна большая абонентская база, и ее отсутствие – это общая проблема каналов и поставщиков контента. Хороший пример – индустрия фильмов. Здесь на одну единицу продукции затрачиваются огромные средства. Они могут окупиться, только если есть хорошо отлаженная система дистрибуции, которая позволяет эффективно продавать права на продукцию в пределах очень большой территории и масштабировать контент: и для ТВ-показа, и для других носителей, в том числе CD… В этом плане, я думаю, перед нами стоит тяжелая задача, потому что хорошо выстроенной системы дистрибуции и большого количества каналов у нас до сих пор нет.

Доходные сервисы, окупаемость – для производителя контента это одно, а для дистрибьютора или вещателя – совершенно другое. Вопрос в том, кто берет риски на себя. Разработчик контента надеется получить бо’льшую долю, чтобы окупить вложения. Но когда фиксированный платеж становится слишком большим и контент перестает продаваться, для оператора бизнес становится невыгодным.

Проблема высокой стоимости контента, особенно в регионах, сейчас стоит перед всеми операторами связи. Практически везде, за исключением Москвы, стоимость передачи трафика чересчур – для массового внедрения услуги – высока. При этом скорости оставляют желать лучшего. То есть для качественного оказания услуг эта своеобразная «труба» до абонента сейчас слишком узка и внедрять многие сервисы экономически невыгодно.

Когда ситуация переломится, поменяются и условия контентной игры: тогда оператору (имеется в виду фиксированная среда передачи данных) действительно станет важно, какой контент у него в сети, потому что все дают примерно одинаковую скорость и достаточно дешево.

Как расширить канал?

Распространение ТВ-контента хорошо показывает, что именно является драйвером развития рынка цифрового контента. Вначале создается сетевая инфраструктура, по которой в основном передается зарубежный контент. Потом образуется система дистрибуции, и контент все больше локализуется: на смену переводным программам приходят местные, тематические. Чем больше скорость, тем больше абонентская база и, как следствие, выше степень локализации. В пример могу привести рынок США, где телеэфир заполнен локальными каналами, новостями и рекламой. Но нам до этого пока далеко.

Сегодня «Комстар-ОТС» активно модернизирует сеть. Требования к скоростям растут, и той пропускной способности каналов, которая является нормой сегодня, завтра будет недостаточно. В частности, сейчас в Москве проводится модернизация «последней мили» МГТС с использованием технологии FTTC (Fiber to the Curb – оптоволокно до активного шкафа) и установкой оборудования ADSL в распределительных шкафах. Это позволило нам, в частности, подготовить основу для запуска услуги телевидения высокой четкости (HDTV).

В ближайшее время «Комстар-ОТС» приступит к организации опытной зоны на основе архитектуры IMS в Москве. В рамках этого проекта у абонента будет установлен специальный терминал, или шлюз, который будет подключен к транспортной сети с использованием протокола SIP. По сути, абонентский терминал – это мини-компьютер. Только представьте, у вас дома есть устройство, на которое выведено много дополнительных сервисов, и вы сами можете управлять ими. Помимо телефонии, широкополосного доступа в Интернет и интерактивного ТВ, есть еще такие сервисы, как «умный дом», видеонаблюдение, игровые приложения…

Возможно, напрямую с вопросом цифрового контента этот проект не связан – здесь скорее сервисные услуги, телематика. Но как среда, по которой может легко распространяться и стандартный контент, и дополнительный микроконтент, – это интересное решение. Абонентский терминал может стать пятым экраном. Но есть ли экономическая целесообразность создавать новую среду? И будет она медийной или сервисной?.. Думаю, наш опыт покажет.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: