Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2008
А. БОРИСЕВИЧ  30 апреля 2008

Уикенд с ЖЖ

Социальные сети, блоги – лучшей иллюстрации для User Generated Content нет. По данным «Яндекса», в Рунете насчитывается более 3,1 млн блогов, причем в 2007 г. их количество увеличилось в 2,6 раза. За счет чего живут сети, контент которых генерируют сами пользователи? Директор по новым проектам компании SUP А. БОРИСЕВИЧ убежден, что реклама в «Живом Журнале» – это попадание в целевую аудиторию.


 Досье темы

В LiveJournal зарегистрировано 15 млн дневников. Больше всего пользователей этого ресурса проживает в США и России.

В 2005 г. Danga Interactive, управляющая компания LiveJournal, была приобретена Six Apart, производителем ПО для блогов. В 2007 г. Six Apart продала LiveJournal компании SUP, с 2006 г. обслуживающей кириллический сегмент службы.
А. Борисевич«Живой Журнал»

представляет собой платформу для размещения онлайновых дневников (блогов) и участия в сообществах, которые формируются по тематическому признаку.

Допустим, я начал вести блог, сообщил другу, что больше писем ему писать не буду, – вот тебе ссылка на мой дневник, ходи и читай, если пожелаешь. Примерно так

18 марта 1999 г. американский программист Б. Фитцпатрик начал свой LiveJournal. Он тогда уехал учиться в другой город, жил в кампусе и писал массу писем родственникам. В конце концов это ему надоело, он начал вести дневник в Интернете (в том стиле, в каком американцы это до сих пор делают: встал, почистил зубы, съел яичницу с беконом, пошел на занятия) и послал ссылку на него родным и знакомым. Друзья по кампусу стали просить его, чтобы он и им сделал такую же штуку. В итоге возникла целая сеть дневников. А потом появилась френдлента: если у меня восемь друзей ведут дневники, то почему я не могу читать их в одном месте? Я хочу сформировать единую новостную ленту, чтобы все ее читали. Этот формат и стал решающим для успеха ЖЖ.

Любой пользователь может создать свое сообщество, заявить о его тематике и писать туда. Сообщества без заявленной тематики отмирают сами собой. Никому не интересно читать ни о чем, поэтому все лидирующие сообщества – это специализированные, профессиональные, например Advertka для специалистов по рекламе или сообщество дизайнеров ru_photoshop.

Информация, которая формируется в определенной среде, и есть контент социальных сетей. Это может быть фото, видео, тексты, музыка, игры.

При этом надо понимать, что не весь контент, размещенный на ЖЖ или в других сетях, создан участниками именно этих сетей – он может быть взят с другого ресурса. Достаточно посмотреть на YouTube, который завален сюжетами Comedy Club.

Самое уязвимое место UGC-сетей – это правило 90:10. Реально интересно только 10% контента, будь то текст или видеоконтент: суперпопулярными становятся единичные ролики или тексты.

Быть в ЖЖ престижно. Хотя сейчас это, может быть, размывается большим количеством других социальных предложений. ЖЖ – это феноменальная среда как для российского рынка, так и для мирового: чтобы им пользоваться, нужен интеллект не ниже среднего, хотя бы из-за сложности этого продукта. Кроме того, русский человек склонен к диссидентству, а ЖЖ – это мультимедийное место, куда интеллигенция перешла с той «кухни», на которой раньше решались «судьбы мира». Аудитория ЖЖ намного солиднее, чем в других социальных проектах, обеспеченнее и профессиональнее.

ЖЖ мобильный

не существует отдельно от глобального ЖЖ. Это не что иное, как новый интерфейс доступа для пользователей и читателей ресурса, адаптированный к экрану мобильного телефона. И юзабилити здесь несколько другое: все очень просто и линейно, чтобы пользователь за два-три клика мог перейти в то меню, которое его интересует.

Но мобильный ЖЖ, я считаю, как продукт удался и значительно опережает другие медийные площадки. Мы запускали этот проект с нуля и через год вошли в топ-40 российского WAP, причем будучи площадкой, не содержащей ни пиратского, ни порнографического контента, за которым ходит 80% пользователей мобильного Интернета.

Перед нами стояла задача дать возможность пользователю быть в ЖЖ-онлайне вне зависимости от того, где он находится и есть ли у него ноутбук. Например, я часто езжу за город, где нет ни Интернета, ни ноутбука, и мне очень важно, чтобы в моем наладоннике была подписка на ЖЖ, куда я могу зайти и посмотреть все новости. Статистика мобильного ЖЖ не вписывается в шаблоны потребления, характерные для онлайна, когда в выходные посещаемость большинства сайтов снижается. У нас много посетителей и в выходные.

Год назад, когда мы запускали мобильный проект, для нас это была часть скорее затратная, чем доходная. Первоначально мы не думали, что будем на этом зарабатывать хорошие деньги. Я говорил, что мы должны, просто обязаны использовать возможности, открываемые мобильным Интернетом, для предоставления доступа в ЖЖ мобильным пользователям. А доходы, которые мы сегодня извлекаем из проекта, это своего рода бонус.

Откуда прибыль?

Если в основе UGC-сетей процесс, который осуществили сами пользователи, то на чем делают деньги владельцы этих сетей? В большинстве существующих интернет-проектов применяются две бизнес-модели: рекламная модель, когда рекламодатель платит площадке за размещение рекламы, и получение платы с пользователей сервиса (это могут быть микроплатежи за какие-то виртуальные услуги, оплата подписки или покупка дополнительных опций).

В принципе почти все социальные сети используют рекламную модель. Сейчас реклама в основном медийная (баннеры). Уверен, что большой успех будет у контекстной рекламы, т.е. имеющей отношение к контенту на странице, поскольку она сразу попадает в целевую аудиторию. Понятно, что отклик на рекламу среди соответствующего сообщества значительно выше, чем у баннера, висящего на главной странице сайта. Поэтому не согласен, что реклама всегда вызывает отторжение: нужно смотреть на аудиторию и контекст. Высокую эффективность также имеют способы рекламы, которые тесно переплетаются с текущими дискуссиями пользователей, например спонсирование тематических сообществ (если автомобильное сообщество спонсируется автомобильным дилером), специальные проекты, акции для пользователей и т.д.

У SUP есть собственное рекламное агентство +Sol и рекламная сеть, специализирующаяся на работе с социальными медиа, в том числе и мобильными. И в этом году мы проведем не две-три мобильные рекламные кампании, как в прошлом, а гораздо больше.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!