Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2008
Е.А. АРТЮХОВА  30 апреля 2008

Apple, уступи лыжню!

На рынке музыкального цифрового контента все больше желающих потеснить лидера. Е. АРТЮХОВА, НЦ «Гармонизация услуг связи» ЦНИИС, прогнозирует…

Елена АртюховаУже почти десять лет на рынке музыкального контента происходят значительные изменения. Объемы продаж музыки на цифровых носителях неуклонно снижаются – на смену им приходят поставки контента в цифровом формате. К 2012 г. продажи цифровой музыки в Интернете и мобильных сетях будут приносить больше доходов, чем продажи музыки на компакт-дисках.

Практически с момента становления рынка лидирующие позиции на нем занимает Apple. За пять лет эта компания сумела подняться до второго места в США по объемам поставок цифровой музыки, уступив только Wal-Mart, а ее бизнес-модель стала примером для новых игроков.

Путь наверх

Apple пришла на рынок музыкального цифрового контента с плеером iPod и приложением для воспроизведения музыки iTunes, а спустя два года уже открыла интернет-магазин для продажи музыки iTunes Music Store. Времена тогда были не лучшие для звукозаписывающих фирм: продажи музыки на дисках падали, а в Интернете про-

цветал нелицензионный контент. Пришлось исправлять ситуацию сразу двумя способами: усиленно бороться с нелегальным распространением контента и опробовать Интернет как новый канал продаж.

Apple учла интересы звукозаписывающих компаний, создав собственный музыкальный интернет-магазин и воспользовавшись системой DRM для предотвращения незаконного распространения контента (защиты треков). В результате с Apple подписали соглашение пять крупнейших звукозаписывающих фирм – Universal Music, Warner Brothers, EMI, Sony Music Entertainment и BMG. Симпатии пользователей Apple завоевала, предложив им:

* имиджевый плеер iPod. Сейчас в мире продано уже более 110 млн iPod, и к концу 2007 г. их доля на рынке музыкальных плееров США составляла 70%. Популярность iPod настолько высока, что Apple установила тариф за использование надписи Made for iPod производителями аксессуаров;

* приложение iTunes, предназначенное для проигрывания музыкальных файлов на плеерах iPod, компьютерах Mac и Windows, а теперь еще и на мобильных телефонах iPhone и приставках Apple TV. Если музыкальные файлы пользователя записаны на каком-то одном из устройств, он может автоматически синхронизировать его с любым другим. В 2007 г. мультимедийный плеер iTunes занял второе место по числу пользователей, уступив только Windows Media Player;

* магазин iTunes Store с большим выбором музыкального контента, предназначенного для скачивания.

А основным фактором успеха Apple стало то, что все эти продукты воспринимались как целостная высокоинтегрированная экосистема музыкального контента. Пользователи получили все необходимое для воспроизведения любого контента в любое время на любом устройстве. Причем невозможность проигрывания музыкального контента iTunes на других, неавторизованных устройствах делала систему эксклюзивной, а это – важный стимул для привлечения «ранних последователей».

Отметим: в дальнейшем подобные экосистемы (связка «устройство воспроизведения и сервис загрузки контента») стали предлагать и другие компании. Microsoft, например, создала плеер Zune и сервис загрузки контента Zune Marketplace, а ScanDisk объединила свой плеер Sansa Connect с сервисом загрузки музыкального контента Yahoo. Однако Apple была первой.

Результаты не заставили себя ждать. В ноябре 2005 г. Apple вошла в десятку крупнейших продавцов музыкального контента в США, летом 2007 г. заняла третье место по объемам продаж цифровой музыки, а в феврале 2008 г. – второе. С 2003 г. услугами iTunes воспользовались более 50 млн человек, которые скачали примерно 4 млрд музыкальных композиций. За 2007 г. Apple заработала на iTunes около $2 млрд.

Apple набирала обороты, а на рынке появлялись новые участники, и некоторые из них тоже использовали связку «устройство–сервис», защищенную собственной системой DRM. В результате потребителям предлагались услуги нескольких закрытых систем, не совместимых как между собой, так и с открытыми системами. Это вызывало недовольство тех, кто хотел видеть рынок «единым».

Давление усиливается

Тогда конкуренты и производители плееров начали обвинять Apple в закрытости ее системы, а потребительские организации – в том, что компания привязывает к себе пользователей системой DRM и не дает им возможности обращаться к услугам других производителей. В 2006 г. норвежский потребительский совет обвинил Apple в нарушении прав пользователей и обязал обеспечить совместимость музыкальных файлов, предлагаемых в магазине iTunes Store, с устройствами других компаний. Норвежцев поддержали потребительские общества Дании, Швеции, Франции и Германии.

Позицию Apple по отношению к системе DRM раскрыл в феврале 2007 г. руководитель корпорации С. Джобс в открытом письме Thoughts on Music. По его словам, Apple вынуждена использовать систему DRM в соответствии с соглашениями со звукозаписывающими предприятиями. Мол, если они дадут добро, Apple с радостью откажется от DRM.

Но на призыв Apple откликнулась только EMI. В мае 2007 г. Apple запустила новый раздел магазина iTunes – Plus, в котором музыкальные композиции начали продавать без защиты DRM. Вслед за Apple об отказе от DRM заявили и другие производители.

Впрочем, это не изменило расстановку сил на рынке. Лидирующее положение Apple сохранялось, хотя предпринимались попытки конкурировать с этой компанией. Так, Viacom (владелец MTV Networks) и RealNetworks (RealPlayer) заявили о намерении объединить свои композиции с целью продажи в магазине Rhapsody America. А Warner Music, Universal и Sony планировали создать совместный ресурс Total Music. Сегодня только одну компанию называют достойным конкурентом Apple – Amazon, занявшую в начале весны второе место в США по продажам цифровой музыки через Интернет. Четыре крупнейших звукозаписывающих предприятия оказывают фирме значительную поддержку, и в ее музыкальной коллекции уже 4,5 млн треков без DRM, которые позиционируются как «совместимые с iTunes».

Одновременно с этими процессами на музыкальном рынке происходят и более глубокие изменения, которые ведут не только к появлению новых участников (операторов и производителей оборудования), но и к изменению самой модели предоставления контента. Новая модель – неограниченный доступ к контенту за фиксированную плату – получила название all you can eat. Причем для вос-произведения музыки служит уже не плеер, а мобильный телефон со встроенным плеером.

Появлялась информация о том, что Apple, выпустившая в прошлом году собственный «музыкальный» телефон, тоже задумывается об использовании модели all you can eat, но пока официальных заявлений по этому поводу не поступало. Впрочем, и в случае реализации компанией этой бизнес-модели нельзя быть уверенным, что статус-кво на рынке музыкального контента сохранится.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!