Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2004
Лилия ПАВЛОВА  01 марта 2004

«Города Солнца» информационной эпохи

МАССОВЫЙ МУЛЬТИСЕРВИС ОТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. С. И. Буняев так обрисовал портрет телезрителя цифровой эпохи вещания: «Это уже не телезритель, а абонент мультисервисной сети. Имея дома универсальную розетку, он получает по единому каналу практически неограниченную двустороннюю связь с внешним миром и всю необходимую информацию. Это то, что мы называем конвергенцией медиауслуг».

Применительно к телевидению услуга доступна в двух режимах:ТВ- канал по запросу и ТВ-программа по запросу. В первом случае абонент будет выбирать для просмотра в режиме online телеканал из общего списка в 1000 позиций и сможет смотреть ТВпрограммы в интерактивном режиме (причем интерактивность обеспечивается с помощью пульта дистанционного управления телевизором). Во втором случае абонент будет заказывать программы, телепередачи, фильмы для просмотра в удобное для себя время (видео по запросу) . Дополнительно можно будет получить любую графическую или текстовую информацию, справочную информацию, заказать билеты в театр, гостиницу, выходить в Интернет.

При этом, как подчеркнул Г. И. Скляр, цель РТРС — предоставить доступ к новым услугам миллионам жителей России. Приведенные цифры кажутся невероятными:в ближайшие три года мультимедийными услугами будет охвачено около 40% населения страны. Круглосуточный Интернет, 50 выбранных ТВ- каналов, видео по запросу и IP- телефония обойдутся абоненту в 120 —150 руб. в месяц. Бизнес- модель РТРС предусматривает бесплатную раздачу цифровых приставок отечественного производства к аналоговым телевизорам. Дешевых, которые быстро окупятся. Названа даже оптимальная цена set- top box — $15. «Мы работаем над этим вопросом очень серьезно, — добавил С. И. Буняев. — И уже в мае продемонстрируем конкретные решения».

В СОЮЗЕ С КТВ. Суть преобразований в телерадиовещании, к которым уже приступила РТРС, —построение новой производственнотехнологической цепочки, где сама компания играет роль «контент- провайдера операторов КТВ», используя для транспортировки сигнала в основном ВОЛС, охватывающие сегодня все крупные города России. Транспортная сеть обеспечит доставку ТВ- сигнала из Москвы в регионы, из регионов в центр, из одного региона в другой. На TRBE- 2003, впервые в практике отечественного телевидения, была продемонстрирована такая возможность:по магистралям «Компании ТрансТелеКом»организована трансляция из Хабаровска, С. - Петербурга и Краснодара региональных ТВ- каналов, которые через ФЦРТ были доставлены в сеть дочерней компании РТРС —«Космос- ТВ». Его абоненты могли смотреть эти программы на 65й кнопке. Аналогичная демонстрация программ телевидения Татарстана проводилась и во время CSTВ.

Новая транспортная сеть обеспечивает доставку телезрителям практически неограниченного количества программ на неограниченные расстояния; позволяет организовать интерактивный режим просмотра; предоставляет оператору возможность выбирать качество сигнала — от стандартного до ТВ высокой четкости (ТВВЧ). В настоящее время РТРС и «Космос-ТВ» организовали опытную зону ТВВЧ. Предполагается, что уже в текущем году российский зритель сможет воочию убедиться в его достоинствах. Одним из первых каналов высокой четкости станет «Культура».

Среди наболевших проблем при внедрении новых ТВ-технологий — прохождение «последней мили». По убеждению идеологов грандиозного проекта, окном в мир нового телевидения станут сети КТВ: «Опыт работы операторов КТВ будет востребован в новой технологической цепочке, над которой сегодня работают РТРС и ФЦРТ. Будущее — за кабельными сетями. А мы должны построить такую транспортную сеть, чтобы она была востребована кабельными операторами и потребителями». Очевидно, что под «транспортной сетью» понимаются не только и не столько ВОЛС с их технологическими преимуществами, а прежде всего содержание, которое должно быть востребовано.

КОНТЕНТ СТАНОВИТСЯ ТОВАРОМ, признают руководители РТРС. Коммерческий успех компании- оператора теперь зависит от того, насколько востребован контент. Определяя свою миссию и стратегию, РТРС приняла в качестве одного из приоритетных направлений деятельности ФЦРТ контент- агрегацию —поиск, сбор, получение, хранение и доставку по запросу оператора КТВ самого разнообразного контента, причем без искажений и в удобном формате. В свою очередь, оператор КТВ распространяет этот пакет на возмездной или безвозмездной основе. Процедура работы ФЦРТ включает несколько стадий:ФЦРТ получает программу по наземному/спутниковому каналу от вещателей и производителей контента, коммутирует, маршрутизирует, осуществляет технический контроль качества, формирует программные пакеты и доставляет их операторам кабельных сетей по наземным/спутниковым каналам. РТРС проводит удаленный мониторинг эфира, что позволяет гарантировать высокое качество сигнала, соблюдение авторских и смежных прав.

Изучение вопроса, какую информацию и какие программы должен содержать банк программ, потребует дополнительных исследований медиарынка. Но, безусловно, приоритет будет отдаваться программам региональных компаний — сеть РТРС позволит доставлять их в любую точку страны. На территории России работают более 800 телекомпаний. Большинство из них в той или иной степени пользуются услугами РТПЦ (филиалов РТРС) , а интересных каналов и передач, которые готовятся в регионах, немало. Подтверждение тому — десятки примеров обмена контентом между региональными компаниями и достаточно высокие рейтинги этих программ. В дополнение к отечественной теле- и видеопродукции свое место в банке контента займут и программы зарубежных студий и производителей.

Проект ФЦРТ уже заинтересовал компании, обеспечивающие реализацию импортного контента на территории СНГ.

ОСТОРОЖНО, КОНТЕНТ! Отец российской телерадиовещательной сети Г. З. Юшкявичус (под его руководством она строилась во времена СССР) сравнил современную информационную энергию с атомной — она так же может служить как во благо общества, так и во зло: «Телевизионные и радиопрограммы будут, кроме всего прочего, отвечать за образовательный и культурный потенциал нации. Поэтому предлагаю обязательно проинформировать об этом проекте социологов и политологов, которые, в свою очередь, подготовят рекомендации будущему президенту. Появляется качественно новая возможность влиять на все пласты и слои населения. Очень важно учитывать интересы многонациональной России. Проект имеет не технократическое и даже не коммерческое, а громаднейшее политическое и социальное значение. Так и следует к нему относиться».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!