Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  28 мая 2008

Наивные вопросы о цифровом контентеСм. также "ИКС" №5/2008

IPTV, killer application – да, действительно, «журналистам нравятся яркие термины»...

Они используют их, в частности, для того, чтобы вызвать специалистов на полемику, в ходе которой могут прозвучать прямо противоположные мнения: от «да» до «нет». А если серьезно, то, позволим сделать себе вывод, перспективы IPTV, платежных систем, разных Web 2.0-сервисов, мобильного маркетинга и мобильной рекламы зависят в первую очередь от цифрового контента.

ИКС: Вы верите, что «через 20 лет будет одно сплошное IPTV»?

Д. СЕРГЕЕВД. Сергеев, операционный директор холдинга Next Media Group: Да.









Д. ТИМОЩЕНКОД. Тимощенко, директор по маркетингу ИММО: Сегодня телевещание через IP-протоколы получило наибольшее распространение в Западной Европе, однако и там проникновение услуги пока не превышает 3% от численности населения. Следовательно, говорить о широком распространении IPTV рано. Тем не менее количество абонентов IP-телевидения растет в мире быстрыми темпами, а 20 лет – достаточный срок для полномасштабного развертывания сетей 3G. Мы полагаем, что за это время можно добиться сплошного покрытия сети, а также сделать услуги этого стандарта доступными широкому пользователю. При этом одним из ключевых вопросов, способных повлиять на уровень интереса со стороны потребителя, станет стоимость пользования услугой.




А. РОКОТЯНА. Рокотян, первый заместитель гендиректора, «Норильск-Телеком»: Нет, конечно. За 20 лет напридумывают такого, по сравнению с чем сегодняшнее IPTV будет «полным отстоем». И такие же наивные вопросы будут задавать про что-то совершенно иное.







Д. ЛУЧКИНД. Лучкин, руководитель отдела маркетинга «ИнКор»: Нет, не верю. То, что интерактивное вещание с таргетированным контентом под конкретный интерес потребителя будет вытеснять обычное ТВ, это действительно тренд. А полная замена может произойти и раньше чем через 20 лет.







М. ВОРОБЬЕВМ. Воробьев, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, «ЭР-Телеком Холдинг»: IPTV – это премиум-сегмент телевидения. В любом случае останутся пользователи аналогового ТВ, это другой сегмент, и спрос на услуги подобного рода есть всегда. Но, безусловно, за IPTV будущее, пока только очень мало примеров успешной реализации подобного рода технологии.

ИКС: Какое приложение может взять на себя роль killer application?

М. Воробьев: Если говорить о killer application для операторов, то это развитие максимально удобных платежных систем. Сейчас провайдер выигрывает за счет своей близости к абоненту, удобного биллинга и постоянной техподдержки. Выход мощного игрока на рынок платежных сервисов может многое изменить.

А. КИЛИНА. Килин, менеджер по развитию бизнеса, Alcatel-Lucent, СНГ: Приложения, нужного абсолютно всем, быть не может. Вопрос о killer application имеет смысл только для конкретного сегмента потребителей.








Д. ПИТИРИМОВД. Питиримов, генеральный директор, Bemobi: В современной Европе поиск killer application воспринимается теперь уже не так серьезно, как раньше, поскольку ежедневно появляется множество приложений, которые с равным успехом могут получить тотальное распространение. Если говорить о приложениях, которые сейчас наиболее востребованы, то это приложения в рамках концепции «длинного хвоста», гласящей, что каждая уникальная потребность должна быть удовлетворена рынком.

Пример сервиса, следующего данной концепции, – контекстная реклама Google.Mail. Рекламодатель подключает свой интернет-ресурс к глобальной рекламной сети Google, объединяющей сайты различной тематики, и его реклама на основе анализа пользовательского контента транслируется пользователям Google.Mail. Аудитория может быть мала, но велико попадание в целевую группу – т.е. вероятность, что реклама найдет своего потребителя, значительно возрастает.

Сегодня популярные интернет-приложения – это различные Web 2.0-сервисы, идея которых – объединить все многообразие предлагаемых решений, продуктов, услуг и дать многое многим. Проекты, основанные на этой концепции, будут в ближайшие годы доминировать на рынке.

Д. Лучкин: Наиболее перспективное направление в 2008-2009 гг. – мобильный маркетинг и мобильная реклама, рассматриваемая как его наиболее весомая по объему доходов часть. Здесь нужны сконцентрированные усилия сервис-провайдеров, агентств мобильного маркетинга и, в первую очередь, операторов для разогрева рынка, т.к. до сих пор нет единых стандартов и концептуального понимания, а рекламодатель хочет точно знать, за что он платит. На сегодняшний момент в понимании многих рекламодателей акции мобильного маркетинга ограничиваются простейшими SMS-рассылками или мобильным BTL (отправь SMS – получи приз).

Технологическим и маркетинговым ответом на эту ситуацию будет создание единого решения по интегрированным мобильным коммуникациям, которое включит в себя большинство каналов мобильных коммуникаций – от Mobile ATL (WAP-порталы, Sim Tool Kit, Interactive Cell Broad Cast, RBT, Mobile TV and Radio, Java, ODP) до Location Based Services, Bluetooth, SMS-relations (подписки и рассылки), Mobile BTL (SMS, IVR, MMS, игры). Это можно представить в виде схемы, где все рекламодатели с помощью агентств будут иметь доступ к системе многоканального управления мобильными коммуникациями, которая как минимум должна быть интегрирована в сотовые сети российской «большой тройки» (впрочем, каждый из крупных операторов сам по себе уже интересен). Тогда у рекламодателя будет шанс в один шаг достигнуть поведенческой рекламы (mobile-based ATL), при использовании которой у него получится многократно увеличить рентабельность инвестиций в маркетинг плюс фактически рекламировать «то, что интересно потребителю», т.е. сделать рекламу идеальной.

Другим сегментом, претендующим на роль killer application, может стать мобильная коммерция (от банкинга до платежей). И здесь основным вопросом также является введение единых стандартов, правил игры, а также обязательных условий по обеспечению безопасности. Хотя этот рынок будет более закрытым, так как маржа за операции не может превышать 1–2%, а удорожание затрат потребителя на платеж через транспортные системы, изначально не предназначенные для этого, например, SMS, приводит к ограничению размера покупок до 250 руб., увеличение размера до 500 руб. мало что меняет.

Д. Сергеев: В теории – любое. То, которое появилось в нужное время и в нужной нише рынка.

А. Рокотян: Абсолютно убежден, что разговоры о killer application не имеют никакого отношения к реальному бизнесу. На каком-то этапе развития телекоммуникаций была доминирующая услуга – телефония. Этот этап уже закончился, а разговоры все идут. Мне кажется, что этим понятием технические специалисты пытаются скрыть свое непонимание кардинального изменения рынка. Пользуются им и журналисты, которым понравился яркий термин.

А те, кто имеет хоть элементарные познания в области маркетинга, эту тему всерьез не воспринимают. Попробуйте перенести это понятие на другую сферу, связанную с торговлей или обслуживанием – сразу очевидно, что получается ерунда. Какой «killer product» в продуктовом магазине? Такого нет и быть не может. Вот и в инфокоммуникационных услугах то же самое, не зря сейчас все больше специалистов говорят об информационном супермаркете. Потребности пользователя становятся все более многообразными. И одной придумкой их не удовлетворишь.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!