Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2008
Алексей МИШУШИН  16 июня 2008

Регулятор изменился в лице

Май 2008 г. оказался исключительно богат на события в высших эшелонах государственной власти. Вступил в должность новый Президент России, переформировано правительство, началось очередное переустройство системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Замелькали новые лица и имена. Чем обернулась майская реформа для телекоммуникаций?

А. МишушинНичто так не постоянно, как перемены

К переменам нам не привыкать. За последние четыре года до Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 федеральный отраслевой орган государственного управления свое название менял дважды. Причем это была не простая «смена вывески», а коренное переустройство всей системы. Существенно изменялись функции регулятора, внутренняя организационная структура, компетенция рассматриваемых вопросов и штат сотрудников. Чего стоит только предпринятая в 2004 г. попытка объединить под одной крышей сразу три министерства: Министерство по связи и информатизации, Министерство путей сообщения и Министерство транспорта!

Что повлекла за собой майская реформа? Оставим кадровые изменения в руководстве министерства соответствующим специалистам и ограничимся сугубо правовым регулированием отрасли.

Итак, перемены заключаются в следующем.

1. Министерство информационных технологий и связи РФ преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ с наделением вновь образованного ведомства функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации (в том числе электронных).

2. Россвязьохранкультуры практически вернулась на круги своя, разделившись на Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

3. Функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в том числе функция по регистрации средств массовой информации оставлены за Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

4. Функции по охране авторского права и смежных прав переданы Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

5. Министерству связи и массовых коммуникаций РФ подчинены Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное агентство связи.

6. Министр связи и массовых коммуникаций РФ получил право давать руководителям подведомственных федеральных служб и федеральных агентств обязательные для исполнения указания, приостанавливать в случае необходимости решения федеральных служб и агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.

7. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с Указом Президента РФ № 724 переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, стали их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

А что в итоге?

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ не просто восстановило утраченные около года назад возможности в сфере государственного управления, но и заметно их расширило. Регулятор, можно сказать, изменился в лице. В чем это заключается?

Во-первых, из прямого подчинения правительству в подчинение министерству вернулся надзорный орган в области связи, традиционно выполняющий важную государственную функцию – лицензирование услуг связи и контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий. При этом полномочия данного органа несколько изменились. Так, в его компетенции сохранилась унаследованная от Россвязьохранкультуры функция по регистрации средств массовой информации, а вот полномочия по охране авторского права и смежных прав изъяли в пользу Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, подчиненной теперь Министерству культуры РФ.

Во-вторых, Министерству связи и массовых коммуникаций РФ переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации (в том числе электронных). Эти вопросы всегда имели преимущественно телекоммуникационный, «связной», характер, но волею судеб оказались под контролем иного федерального органа управления (напомню, что еще недавно они находились в компетенции Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ).

В-третьих, в дополнение к двум ранее имевшимся федеральным агентствам и одной федеральной службе в ведение министерства передана Федеральная служба по печати и массовым коммуникациям, которая ранее подчинялась Министерству культуры и массовых коммуникаций и которую теперь придется встраивать в собственную «вертикаль власти». Новое приобретение министерства среди прочего расширит его компетенцию такими правомочиями, как комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий; проведение сценарных конкурсов по созданию социально значимых телерадиопрограмм, телевизионных и мультипликационных фильмов; принятие решения об управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также других аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов).

Повышение управленческой значимости министерства распространяется и на должностное лицо, его возглавляющее: вес руководителя Министерства связи и массовых коммуникаций, без всякого сомнения, увеличится.

Сейчас, когда с момента принятия Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 времени прошло совсем немного, прогнозировать перспективы его применения и последствия непросто. Новой системе федеральных органов исполнительной власти еще предстоит отладить внутреннюю организацию, выстроить новые управленческие механизмы и устояться.

Пока с уверенностью можно только сказать, что в ближайшие месяцы реорганизация продолжится: согласно п. 19 Указа новое правительство должно уточнить функции федеральных органов исполнительной власти. Рискну предположить, что в отношении Министерства связи и массовых коммуникаций передел полномочий коснется прежде всего Федеральной службы по печати и массовым коммуникациям. Представляется, что компетенция этого органа еще далека от сферы деятельности нового министерства.
. . .

То, что преобразованное министерство сочетает в себе регулирующие функции как в области оказания услуг связи и применения информационных технологий, так и в сфере массовых коммуникаций и СМИ, вполне соответствует масштабной конвергенции услуг и технологий, которую мы все, специалисты и пользователи, наблюдаем и испытываем на себе. И теперь отечественный телеком вправе рассчитывать на более благожелательное отношение нормотворческого органа к этим конвергентным процессам. Эпоха взаимного проникновения услуг связи и СМИ вплотную подошла к нашему порогу.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!