Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2008
Евгения ВОЛЫНКИНА  16 июня 2008

ЦОД: маленький, зато свой

Центры обработки данных – модная нынче тема. Причем мода на ЦОДы уже пошла в массы: дата-центры стали принадлежностью бизнеса довольно средних по размерам компаний.

О необходимости информатизации и компьютеризации деятельности бизнеса и государственных учреждений у нас говорят уже давно. Правда, применительно к госструктурам со всех трибун звучат слова о большой (огромной, катастрофической и т.д.) нехватке этой информатизации. На ликвидацию дефицита направлены немалые бюджетные деньги и национальная программа «Электронная Россия». Бизнес со своей информатизацией разбирается сам, причем с гораздо большим КПД.

Даже в тех компаниях, основная деятельность которых не связана с информационными технологиями, объемы обрабатываемых данных достигли таких величин, что обычные серверы с ними уже не справляются, и встает вопрос о создании

ЦОДа. Во всяком случае, представители именно таких, «непрофильных», компаний, имеющих свои дата-центры, составляли немалую часть докладчиков на форуме «Центры обработки данных-2008».

Мал золотник…

ЦОДы таких компаний, как правило, невелики и занимают помещения площадью 80, 60, 30 и даже 20 кв. м. Конечно, «корифеи жанра» скажут, что при таких размерах это вовсе не ЦОД, а серверная комната. Но не будем цепляться к словам, а попробуем разобраться в сути явления. Практически все создатели мини-ЦОДов стараются строить их если не по всем правилам, то хотя бы по тем из них, которые они могут себе позволить соблюдать в рамках имеющегося бюджета, не забывая при этом о требованиях бизнеса. И результат зачастую не хуже, чем у «больших».

И. ТамбовцевА иногда эти маленькие ЦОДы получаются в чем-то даже передовыми. Многие ли крупные дата-центры в России могут похвастаться водяной системой охлаждения? А в скромном ЦОДе пивоваренной компании «Балтика» она есть (правда, только в одной серверной комнате). Как рассказал И. Тамбовцев, руководитель отдела развития информационной инфраструктуры «Балтики», к своему дата-центру компания шла фактически 10 лет. Начинали в 1997 г. с небольшой серверной комнаты, которую строили по принципу «бизнес хочет – надо что-то быстро сделать» (сейчас там 5 стоечных шкафов, 30 серверов, сеть хранения данных емкостью 7 Тбайт). Вторую серверную строили в 2005–2006 гг. уже с «серьезными намерениями» на другой производственной площадке на расстоянии 200 м от первой, оснастив ее оборудованием ведущих вендоров. Третью серверную площадью всего 35 кв. м ввели в строй в 2007 г. В ней реализовано комплексное решение на базе платформы APC-MGE InfraStruXure. Для отказоустойчивости ее соединили с остальными серверными локальной оптоволоконной сетью с пропускной способностью 4 Гбит/с. Именно там находится водяная система охлаждения, которая при отключении внешнего питания позволяет в течение 40 минут поддерживать в рабочем состоянии оборудование с тепловыделением 60–80 кВт.

Чубайс и квадратные метры

Самая главная проблема российских ЦОДов – как больших, так и маленьких – обеспечение электропитанием. Дата-центру «Балтики» в этом смысле повезло: его резервная линия электроснабжения подключена к собственной электростанции пивоваренного завода, которая «по совместительству» обеспечивает и процесс брожения пива. В Москве затраты владельцев ЦОДов только на подключение к электросетям достигли таких размеров, что электричество для дата-центра уже обходится дороже, чем стоимость его очень недешевых квадратных метров недвижимости. Как посетовал А. Тихонов (платежная система СБЕРКАРТ), перенести ЦОД куда-нибудь подальше за пределы МКАД тоже проблематично: хотя цена недвижимости там ниже, чем в Москве, дефицит электроэнергии, как правило, еще острее и местами электричества не купишь ни за какие деньги.

Общей проблемой является также то, что мини-ЦОДы строятся в помещениях, изначально не приспособленных для этой цели. Только создателям «малышей» приходится проявлять еще большую изобретательность из-за недостатка места.

Своя рубашка

Зачем же компаниям свои маленькие ЦОДы и связанная с ними головная боль? Вопрос, почему не пошли по пути аутсорсинга услуг дата-центра, задавался практически всем представителям компаний, рассказывавшим о своих мини-ЦОДах. Самым распространенным ответом был следующий: политика безопасности компании не позволяет хранить данные за пределами корпоративной информационной системы. Второй веский довод, применимый и для «несекретных» компаний, напрашивался сам: при нынешнем тотальном дефиците мощностей коммерческих дата-центров надеяться можно только на себя.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!