Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2008
Лилия ПАВЛОВА  16 июня 2008

BWA в перманенте перемен

Главные события рынка BWA происходят сегодня на его мобильном фланге, где разворачивается мегабитва за массового клиента. Однако, как показал форум Wireless Broadband 2008 (апрель, Москва), концептуальные перемены начались и в сегменте фиксированного беспроводного доступа.

BWA в России: концепция меняется

Не очень, в сущности, большой по объему российский рынок фиксированного BWA с самого своего рождения гордился высокой динамикой развития, причем увеличивалось число как корпоративных пользователей, так и частных абонентов (см. «ИКС» № 4'2008, с. 73). Однако, по оценкам АДЭ, тенденция экспоненциального роста (см. рисунок) изменится уже в нынешнем году.

Связано это с тем, что фактически вся абонентская база фиксированного доступа была сосредоточена в городах, где в последнее время все жестче правят бал кабельные сети. «В городах сегодня действуют серьезные игроки, у которых достаточно административных, человеческих и технических ресурсов, чтобы, невзирая ни на какие барьеры, прийти с оптикой в каждый дом, в каждое здание», – отметил С. Рыбалко, руководитель группы беспроводных сетей доступа АДЭ.

«Серьезные игроки» не просто строят сети доступа – они обустраивают пространство, вытесняя из него фиксированный беспроводной доступ на городские окраины, в пригороды и далее. Рынок пришел в движение в прямом смысле этого слова. Операторы BWA перестали покупать новое оборудование – просто старое из города переставляют за его пределы. При этом оператор BWA доводит канал до определенного района или коттеджного поселка, а на «последней миле» его подхватывают технологии «последнего метра» – медные или оптические кабели, Wi-Fi. К слову, именно этой «концепции» обязано, по мнению С. Рыбалко, «второе рождение Wi-Fi», который сегодня активно используется для «засветки» отдельных кварталов.

С. РыбалкоСо временем эта тенденция, вероятно, будет крепнуть – и фиксированный беспроводной доступ сосредоточится на транспортном уровне. «Много говорилось о том, что WiMAX вытеснит «доваймаксов-ское» оборудование, которое эксплуатируется последние 10 лет в России, – заметил С. Рыбалко. – На мой взгляд, произойдет разделение рынков, а не тотальная замена. Что же касается мобильного доступа, то нужно дождаться появления первых-вторых-третьих сетей, а также хороших и относительно недорогих терминалов».

По мнению А. Горбунова, вице-президента по стратегии и развитию «Комстар-ОТС», такими мобильными устройствами WiMAX будет обеспечен только к 2011–2012 гг., однако массовой технология начнет становиться уже в 2009–2010 гг. благодаря ноутбукам со встроенными WiMAX-модулями. Именно на этот этап рассчитан бизнес-кейс «Комстара», строящего в Москве сеть мобильного WiMAX. В столице, по данным опроса «Комстар-ОТС», 25% пользователей широкополосного доступа имеют дома ноутбук (в 80% случаев это второй компьютер), 10% абонентов ШПД уже пользуются беспроводным доступом на ноутбуки и еще 30% проявляют к нему интерес. Прогнозируется, что в 2012 г. на 14,1 млн проданных ПК придется 60% ноутбуков (в 2007 г. – 30% от 7,5 млн), причем почти половина из них будет поддерживать WiMAX/3G.

Сеть «Комстар-ОТС» на базе мобильного WiMAX планируется запустить в конце этого года. Компания обещает предоставить безлимитный доступ своему абоненту везде, где бы он ни находился, за счет сочетания WiMAX и Wi-Fi: дома на ноутбук – по технологии Wi-Fi (услуга уже предоставляется по цене $15–20 в месяц); в дороге на то же устройство – по технологии WiMAX на скорости 0,5–1 Мбит/с ($10–20 в месяц); в кафе, ресторанах и т.п. – через хот-споты Wi-Fi ($3 в месяц).

Для реализации этой идеи в декабре прошлого года «Комстар-ОТС» подписал с Intel стратегическое соглашение, по которому оператор берет на себя инвестиции в сеть, использование каналов продвижения, создание региональных партнерств; вендор – разработку встраиваемого оборудования WiMAX и стимулирование проникновения на российский рынок ноутбуков, снабженных WiMAX-модулем.

Мегабитва стандартов «от голоса» и «от данных»

Мобильный WiMAX, заявленный его апологетами как возможный стандарт 4G, все же вряд ли завладеет умами и сердцами сотовых операторов. По мнению А. Голышко, главного эксперта АФК «Система», следующие поколения мобильного WiMAX (IEEE 802.16m) и сотовой связи (LTE, CDMA2000 EV-DO Rev/C или UMB) будут мало отличаться друг от друга по техническим характеристикам и возможностям; инфраструктура их также сближается и базируется на IP; спектральная эффективность различается незначительно. Однако после проведенных в прошлом году в Европе успешных испытаний стандарта LTE сотовые операторы, скорее всего, поддержат «своих» вендоров и «свои» стандарты, чтобы гармонизировать оборудование при переходе из 3-го поколения в 4-е (уже более 20 крупнейших операторов мира объявили о намерении построить сети LTE в ближайшие 2–3 года). Б. Анселл (Motorola) также отметил, что мобильные операторы ориентируются главным образом на LTE как эволюционный путь развития WCDMA и HSPA – и «очень неохотно воспринимают технологию WiMAX». С другой стороны, по его словам, в WiMAX заинтересованы «все остальные» – операторы фиксированной связи, кабельные операторы, независимые поставщики услуг доступа в Интернет «и прочие игроки, которых несколько лет назад просто еще не было на рынке».

Сегодня конкуренция технологий за массовый рынок беспроводного широкополосного доступа ведется в плоскости WiMAX-HSPA. К концу нынешнего года, по прогнозу Informa Telecoms & Media, в мире будет 10 млн пользователей WiMAX (в 2007 г. – 4,2 млн) и 56,8 млн абонентов HSPA. К слову, до недавнего времени сотовая Россия оставалась пассивным наблюдателем этой борьбы, однако в последние месяцы «большая тройка» определилась: в декабре 2007 г. рамочное соглашение на по-ставку оборудования с функциональностью HSPA заключили МТС с Ericsson, в феврале 2008-го контракт на поставку оборудования и строительство сети WCDMA/HSPA с тем же вендором подписал «ВымпелКом» и в том же месяце было подписано рамочное соглашение между «МегаФоном» и Nokia Siemens Networks на поставку оборудования технологии WCDMA/HSPA. По словам М. Рештакова, начальника группы разработки проектов Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», российский сценарий строительства сетей 3G будет не сильно отличаться от зарубежного: из-за задержек с выдачей лицензий Россия «получила возможность приступить к развертыванию технологий HSPA совместно с построением инфраструктуры WCDMA-сетей».

Антикризисные меры для цветущего рынка

Число технологий широкополосного беспроводного доступа множится год от года: 3,5G, LTE, UMB, UWB, Wi-Fi (4 версии), WiMAX (4 версии)… В действительности же этот бурно развивающийся рынок переживает некий кризис. «Мы постоянно слышим о новых феноменальных технологических достижениях: все более скоростные информационные потоки, все большее разнообразие услуг… и одновременно нарастает скептицизм относительно общедоступности всех этих достижений», – констатировал А. Голышко. Главная причина скепсиса – «некомфортность» радиочастотных диапазонов, выделенных под сети 3G/HSPA (2 ГГц), LTE (2,6 ГГц), мобильного WiMAX (не ниже 2,3 ГГц), для обеспечения покрытия в условиях сложной городской застройки не только в быстро движущихся автомобилях, но и просто в домах. По мнению главного эксперта АФК «Система», самым логичным решением этой проблемы мог бы стать переход в более низкий радиочастотный диапазон 450–900 МГц, где затухание радиоволн существенно ниже.

А. ГорбуновНо в жестко обустроенном радиочастотном мире следует искать более реальные пути. Например, объединение в многомодовых терминалах лицензируемой технологии (в частности, GSM) и нелицензируемой (Wi-Fi) для покрытия внутри зданий в рамках концепции «бесшовной мобильности». Квартирный абонент в этом случае может подключить к своему проводному широкополосному доступу точку доступа Wi-Fi и по терминалу Wi-Fi/GSM разговаривать из дома по тарифам фиксированного оператора. Понятно, что здесь оператор фиксированной связи «отбирает» трафик у мобильного оператора, абонент которого приобрел многомодовый телефон с Wi-Fi. Между тем, по прогнозам ABI Research, к 2011 г. на рынок будет поставлено около 300 млн терминалов Wi-Fi/GSM.

Как альтернативу этому «профиксированному» способу решения проблемы покрытия внутри здания сотовые операторы рассматривают технологию фемтосот, когда мини-БС устанавливаются в квартирах (магазинах, ресторанах и т.п.) их абонентов. Уже в нынешнем году эксперты предвещают начало «гонки вокруг фемтосот». Motorola считает, что к 2010 г. в Западной Европе будет действовать около 12 млн фемтосот, а к 2011 г., по прогнозам In-Sat, количество фемтосот увеличится до 40,6 млн по всему миру и в ближайшие пять лет число их пользователей достигнет 101,5 млн. У этой технологии есть свои слабые звенья (защищенность, создание помех другим электронным сервисам и др.), которые поставщики оборудования и операторы в настоящее время внимательно изучают с целью последующего их устранения.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: