Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2008
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  16 июня 2008

ГЛОНАСС. Перемен, мы ждем перемен

Поистине космические масштабы заявлений и планов, инициируемых на самом высоком уровне, определили позиционирование отечественной глобальной навигационной системы в координатах «Связь-Экспокомм-2008». Место – Россия, великая наша держава. Время – период амбициозных задач.

Когда верстался номер

Обычно этой рубрикой редакционные материалы заканчиваются. Мы вынесли ее вперед, понимая, что главная интрига экспозиции ГЛОНАСС в рамках «Связь-Экспокомм-2008», которая завершилась 16 мая, в лучшем случае разрешится через две недели.

Позволим себе предположить, что последние несколько лет прошли для отрасли спутниковой навигации в ожидании неотвратимой, но постоянно отодвигаемой модернизации. И атмосферу ГЛОНАСС, объединившей предприятия Роскосмоса, Роспрома и примкнувших к ним немногочисленных пока представителей частного бизнеса, создавали громадье планов и надежд на зреющее в недрах правительства постановление по корректировке утвержденной в 2001 г. ФЦП «Глобальная навигационная система».

На рассмотрение правительства было представлено несколько вариантов модернизации ГЛОНАСС. Все они нацелены на увеличение состава группировки до 30 космических аппаратов – вместо 24. Вопрос упирается в сроки, которые, естественно, зависят от финансирования: чем больше инвестиции, тем быстрее появится полноценное созвездие.

Пока известно лишь, что планируемого увеличения финансовых ресурсов на реализацию ФЦП хватит на то, чтобы до 2011 г. создать орбитальную группировку из 24 КА, а также предусмотреть необходимый резерв. Сегодня на орбите 16 спутников, обеспечивающих 86%-ное покрытие территории страны, из них три временно выведены из состава группировки (см. с. 44).

Время разгона

Земля, Земля, я – Космос!
Как слышишь меня? Прием…


 Хроника объявленной модернизации

09.06.2005 Постановление Правительства РФ № 365 «Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

24.04.2007 Поручение Правительства РФ № СИ-П7-1951 по вопросу обеспечения выполнения поручений Президента РФ.

17.05.2007 Указ Президента РФ № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития РФ».

13.03.2008 Выполнение ФЦП «Глобальная навигационная система» признано неудовлетворительным.

26.03.2008 Назначение П.А. Созинова, зам. гендиректора «Алмаз-Антей», главным конструктором по навигационной аппаратуре потребителя.

07.04.2008 Постановление Правительства РФ № 250 о внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 314 от 26.06.2004 «Об утверждении Положения о Федеральном космическом агентстве», в соответствии с которым Роскосмосу была поручена разработка новой редакции ФЦП.

16.05.2008 Заседание ВПК при Правительстве РФ под председательством зам. Председателя Правительства РФ С.Б. Иванова, где рассматривалось развитие наземной компоненты и состояние работ по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей широкомасштабное использование ГЛОНАСС.
Даже рассуждая на бытовом уровне, не трогая ставшее модным на этом рынке слово «коммерциализация», можно понять, что если государство инвестирует орбитальную группировку, то, наверное, думает об окупаемости проекта. А отдачу от ГЛОНАСС – на социальном, экономическом, политическом уровне – можно получить только через НАП. Зам. руководителя Роспрома (бывшего) Ю.И. Борисов согласен: ГЛОНАСС ценен в контенте, в той услуге, которую система может дать конечному потребителю.

Корни проблемы, считают ветераны отрасли, на генетическом уровне: первым делом спутники, технологии потом. Но система, основанная на приоритете «железа», ущербна: прежде чем запускать космические аппараты, надо создать для них наземную инфраструктуру (было же у нас в 90-е годы 24 спутника на орбите!).

Впрочем, процесс идет. По словам гендиректора-генконструктора РНИИ КП Ю.М. Урличича, в 2007 г. были внедрены новые беззапросные технологии, а также создан новый облик системы: теперь в состав ГЛОНАСС входят системы дифференциальной коррекции и мониторинга, позволяющие повысить точность определения координат в два раза.

Космосу нужна поддержка земли, т.е. бюджетное финансирование наземного сегмента. Пока же отечественные предприятия ведут разработки НАП на свой страх и риск. Но, судя по тому, что место на этом маленьком, но высококонкурентном рынке торопятся обозначить предприятия, традиционно выпускающие оборудование для спецприменения, а также компании, ориентированные на внешний рынок, вливания ожидаются неплохие.

Под куполом ГЛОНАСС в павильоне 1 продукцию для потребительского рынка демонстрировали КБ «Навис», Ижевский радиозавод, НИИМА «Прогресс», Spirit Telecom, НИИ КП, МКБ «Компас», «М2М Телематика», РНИИ КП, Нижегородский завод им. Фрунзе и др.

Ю.М. Урличич (справа) и Ю.И. БорисовГоловной организацией по НАП в рамках II подпрограммы ФЦП ГЛОНАСС является РИРВ – на его стенде была представлена полная линейка оборудования, от компонентов элементной базы и ОЕМ-модулей до системных решений на основе НАП, в том числе малогабаритная носимая НАП, принимающая сигналы спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS «Пользователь-2». Здесь же демонстрировалась продукция партнеров по научно-производственной кооперации: «Транзас», «Гейзер», СКБ «Камертон».

Цена вопроса, или Вопрос цены

Первый бой мы уже проиграли.

Простому потребителю не до державных амбиций государства российского, которому без собственной навигационной системы нельзя. Он рассуждает примерно так: зачем мне мультимедийный ГЛОНАСС/GPS-навигатор за 19 700 руб., если я пойду направо (имеется в виду павильон 1, в центре которого расположился стенд Роскосмоса) по выставочному ряду – попаду к JJ Group, пойду налево – там Mapitan, снова направо – GlobusGPS… Красная цена GPS-навигатору – от 5000 руб.

Да и вообще, функция определения местоположения теперь есть в любом мобильнике. Стоит ли тратить деньги налогоплательщиков на инвестиции в отечественные двухсистемные потребительские приемники, которые уступают зарубежным односистемным по цене и дизайну?!

Ответом скептикам может служить автомобильный ГЛОНАСС/GPS-навигатор-регистратор от МКБ «КОМПАС». Он позволяет не только ориентироваться на местности с помощью электронных карт, но и регистрировать на съемную карту памяти видеоинформацию о движении автомобиля по дороге, собирать информацию с датчиков и т.д. Основная идея приемника – обеспечить локальную систему безопасности. Здесь нет дополнительных функций, которые могут отвлечь водителя во время движения, зато есть что-то вроде «черного ящика», записывающего его действия и видеокартинку окружающей обстановки. При возникновении угрозы жизни пассажиров срабатывает «тревожная кнопка».

Установочная партия (200 шт.) этих ГЛОНАСС/GPS-навигаторов, на которой отрабатываются все замечания, будет выпущена в июле, осенью планируется запуск устройства в серию (2000 шт.), а в начале 2009 г. полноценный продукт поступит в продажу. Стоимость малого прибора, установленного на переднюю панель приборной доски автомобиля, от 16 до 22 тыс. руб., большого, с установкой в 1DIN-разъеме – 18–24 тыс. руб. Однако через несколько месяцев МКБ «КОМПАС» выпустит партию ГЛОНАСС/GPS-приемников на базе микросхем собственной разработки, и тогда стоимость прибора снизится на 6–8 тыс. руб.

«К сожалению, мы потеряли рынок производства мобильных телефонов и захватить его уже невозможно. Поэтому необходимо выиграть в разработке систем навигации – оставить этот рынок за собой», – ставит задачу Ю.И. Борисов. Какое у нас есть секретное оружие, Юрий Иванович, чтобы выиграть этот бой?

Ïåðâàÿ ëàñòî÷êà îòå÷åñòâåííîé ГЌГЂГЏ – Glospace îò ÍÈÈ ГЉГЏМощным стимулом в распространении автомобильного ГЛОНАСС/GPS-навигатора Glospace – «пионерской», по словам зам. главы Роскосмоса Ю.И. Носенко, т.е. выполненной в инициативном порядке, не в рамках ФЦП, разработки НИИ космического приборостроения (еще одной головной организации по НАП – но в рамках Роскосмоса) – стал статус «первого в мире двухсистемного навигатора». (Хотя двухсистемные приемники зарубежные фирмы выпускают еще с 1996 г. Более того, в декабре 2007 г., когда Glospace стал ньюсмейкером номер один, у нескольких российских компаний тоже были завершены разработки пользовательских устройств разного типа. Но прежде чем запустить в производство, их отправили на тестирование, которое в соответствии с технологическими требованиями занимает минимум 5–7 месяцев. Но кто вспоминает дублеров?!)

В Glospace, рассказывает Л.Н. Рыбакова, начальник бюро по внешнеэкономической деятельности НИИ КП, используются три версии OEM-модуля: самого НИИ КП, «Нависа» и Ижевского радиозавода. Тем самым компенсируется задержка поставок комплектующих. Центральный процессор, который обслуживает сам экран, поставляет Samsung. Дизайн, т.е. внешний вид, от НИИ КП. Комплектующие – от Samsung, а сборка происходит у разработчика, где имеются определенные технологические мощности. Прибор имеет сертификат соответствия РФ.

До Нового года была выпущена тысяча экземпляров Glospace, которая разошлась по магазинам через «ИОН», затем еще одна, и сейчас ведутся работы по третьей тысяче. В декабре Glospace поступил в продажу по цене 11 тыс. руб. – это была рекламная акция. Сегодня этот мультисервисный приемник продается по себестоимости (19 700 руб.), но производитель работает над ее снижением.

Однако на одном патриотизме далеко не уедешь. Нужны рыночные стимулы. А производители признают, что, хотя потребительский рынок привлекателен масштабом, им приходится и новые технологии осваивать, и заказчиков искать самим – не то что в работе с госструктурами. В то же время госпотребители могут стать катализатором для создания конкурентных продуктов и услуг: потенциал этого рынка к 2011 г. оценивается, по разным данным, от 340 до 700 тыс.

Неплохие перспективы у сегмента мультимедийных устройств, где функцию навигации примерно в равных долях могут дополнять видео, музыка, игры и т.д. Конкуренция здесь высокая, но почему бы не попробовать? Тем более в свете планируемой организации производства собственных чипов, основанного на частно-государственном партнерстве (см. с. 57)? Государству строительство к 2011 г. технологических центров для производства электронно-компонентной базы приемников ГЛОНАСС в Москве, С.-Петербурге и Зеленограде обойдется в 10 млрд руб.

Организация производства чипов для ГЛОНАСС-приемников, по словам В.Н. Бабакова, гендиректора КБ «Навис», стоит от $4 до $10 млн: «Если вы хотите сделать приемник с единственной целью показать его и удивить всех, это одна сумма. Если решаете задачу поставлять изделие на рынок по цене, конкурентоспособной с чипсетами GPS, цифра другая. Если используется технология 0,18 мкм – это одни деньги, если 0,09 мкм (90 нм) – другие. Должен быть баланс характеристик продукта, технологий, стоимости, окупаемости».

В.А. Свириденко, вице-президент по технологиям SPIRIT Telecom, оценивая инвестиции в производство чипов, также указывает диапазон: от $4 млн до $15 млн (а может, и евро): «Разработать чипы по технологии 0,25 или 0,18 мкм сегодня могут многие фирмы, но в России пока нет ни одной компании, способной выпускать чипы по технологии 0,09 мкм (90 нм) – нет опыта. Так что придется либо платить внешнему дизайн-хаусу, либо посылать на обучение специалистов: вернувшись, они потренируются, понаделают ошибок и только после этого, может быть, запустят чип в серию».

Время, вперед!

Постой, паровоз, не спешите, колеса!

С интервалом в год под сенью «Связь-Экспокомма-2009» развернется следующий, 3-й Форум по спутниковой навигации и, естественно, экспозиция ГЛОНАСС. Заглянем в будущее, подчас выдавая желаемое за действительное. Что будут обсуждать делегаты форума на заседаниях и в кулуарах?

- Подпрограммы следующей ФЦП по ГЛОНАСС – на 2012–2020 гг.

- Первые результаты работы официального национального сетевого оператора ГЛОНАСС.

- Типы навигационных услуг и условия их предоставления различным категориям потребителей.

- Более конкурентоспособные, чем сегодня, по размерам, цене, характеристикам платы и устройства.

- Прототипы двухкристального приемника, который будет встраиваться в телефоны, компьютеры.

- Недочеты законодательства по картографическому обеспечению НАП; проблемы производства крупномасштабных электронных навигационных карт, которыми будет покрыта практически вся территория страны, но качество которых по-прежнему будет оставлять желать лучшего.

- Образцы трехдиапазонных (ГЛОНАСС/GPS/Galileo) приемников.

- Вопросы взаимодействия ГЛОНАСС с другими ГНСС, связанные с разделением сигнала частотного спектра, совместимостью, созданием предельно дешевых двух- и трехсистемных устройств для конечного пользователя.

- Соглашения об использовании алгоритмов обработки сигналов ГЛОНАСС в мобильных устройствах для массового потребительского рынка, достигнутые в результате переговоров производителей сотовых телефонов с производителями ГЛОНАСС/GPS-микросхем, ведущихся уже сегодня.

. . .

Времени мечтать остается мало. Мы, говорят отечественные производители (см. с. 45), можем создать любую аппаратуру и разместить ее серийное производство в том же Китае. Но мы это можем сегодня, пока рынок ГЛОНАСС/GPS в России не такой глубокий. И это хорошо: отечественным производителям предстоит за пару лет пройти дистанцию, которую их зарубежные коллеги осваивали четверть века.

Но мы идем быстрее.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!