Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2008
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  16 июня 2008

Дюжина вопросов про ГЛОНАСС

В условиях дефицита специальных мероприятий, обязательной составляющей деловой программы любой статусной выставки, мы, на правах Информационного центра, решили провести свой брифинг. Прошедший год на первый взгляд незаметно, но весьма позитивно ускорил процессы развития российской навигационной системы. В сознании же массового потребителя ГЛОНАСС сегодня – это в первую очередь объект критики: ГЛОНАСС-навигаторов в магазинах нет, спутников маловато… В кулуарах «Связь-Экспокомма» звучали самые безапелляционные высказывания. И кто лучше профессионалов может ответить на провокационные вопросы. Отвечают Н. ТЕСТОЕДОВ, Я. ШИХИЕВ, В. БАБАКОВ, В. СВИРИДЕНКО

«Спутников пока маловато…»

Н.А. ТестоедовОтвечает Н.А. ТЕСТОЕДОВ, генконструктор и гендиректор ОАО «Информационные спутниковые системы» им. М.Ф. Решетнёва».

– Мы готовы выпускать больше космических аппаратов, но они просто физически не заказаны. Если бы несколько лет назад такой заказ поступил в производство, сегодня у нас этой ситуации не было бы.

В 2007 г. мы в установленные сроки, день в день, запустили все шесть запланированных спутников. В этом году будет то же самое.

– Тогда почему сегодня на орбите не 18, а 16 спутников?

– При расчетах был взят за основу не гарантированный срок активного существования, а сверхнормативный: спутники нашего производства всегда его демонстрировали. Но каждый спутник живет по-своему: некоторые значительно превышают срок активного существования, другие – не очень.

Свой нормативный срок отработали все – сбой в некоторых аппаратах дала только зона негарантированности.

– Американская ORBCOMM анонсировала планы производства спутников следующего поколения с 11–12-летним сроком активного существования на орбите и более совершенной системой сигнала…

– Мы выпускаем «Глонасс-М» со сроком активного существования 7 лет (сейчас на орбите из 16 КА – 13 «Глонасс-М»). Следующие – «Глонасс-К» – рассчитаны на 10 лет; «Глонасс-КМ», к разработке которых приступаем, будут летать 15 лет.

– В эти дни пересматривается ФЦП по ГЛОНАСС. Вы заявляете программу-максимум: к 2011 г. создать орбитальную группировку, состоящую из 27 «Глонасс-М» и трех «Глонасс-К». Справитесь, Николай Алексеевич?

– Программу-максимум мы выполним в любом случае. Но мы хотим не только сформировать группировку из 24 аппаратов, но и создать орбитальный, а также наземный резерв (сейчас все спутники идут с колес на Байконур), гарантировать спутникам нового поколения более высокие характеристики.

– Речь о «Глонасс-К»?

– Это не просто навигационный спутник, у него много других функций. Задача создания такого полнофункционального аппарата чуть отодвинула дату его старта. Поэтому в корректировке программы ГЛОНАСС выделены средства на то, чтобы пока продолжать выпуск «Глонас-сов-М», с семилетним сроком активного существования.

«Серийного производства нет…»

Отвечает зам. руководителя Роспрома Ю.И. БОРИСОВ:
серийный выпуск ГЛОНАСС/GPS-навигаторов для массового рынка будет налажен в России к концу 2008 г.
Дополняет Я.Г. ШИХИЕВ, менеджер группы компаний «Ижевский радиозавод»
.

– Наши двухсистемные (ГЛОНАСС/GPS) OEM-приемники МНП-М3 являются основой различных систем навигации. Они встраиваются в терминалы систем мониторинга подвижных объектов различных производителей, в том числе системных интеграторов. МНП-М3, наверное, один из немногих реально запущенных в серию.

– Серия – это сколько, Явер Гиямуддинович?

– Серия определяется реальными заказами потребителя. На сегодня это несколько тысяч. Считаю, что дальше производство будет только наращиваться.

– А сколько вообще приемников можете выпустить?

– Все будет определяться заказом. Если у нас будут заказы, мы их выполним, при необходимости разместив производство на других предприятиях. Работать с нами в кооперации изъявляют желание как российские компании, так и зарубежные.

– Сердце, мозг приемника – это мы можем. А оболочку?

– Мы можем сделать все. Пока игроков на этом рынке не так много, у нас есть преимущество. Как только рынок станет больше, сразу появятся европейские и азиатские игроки, которым сегодня здесь пока не очень интересно. Они появятся завтра, когда спрос пойдет на миллионы.

На то, чтобы захватить эту нишу, у нас есть год, максимум два.

GPS на рынке четверть века, мы – всего 2 года. Все хотят побыстрее – и мы хотим, чтобы наши изделия сразу были дешевыми, а это невозможно. Мы должны пройти тот же путь, что и они.

«Массового рынка у нас нет…»

В.Н. БабаковОтвечает В.Н. БАБАКОВ, генеральный директор КБ «Навис».

– Чтобы организовать массовое производство аппаратуры гражданского назначения, нужны специальные технологии. Мы целый год их осваивали, поскольку раньше модули в таких количествах не выпускали. При тестировании модулей использовались имитаторы сигналов космических аппаратов ГЛОНАСС/GPS, наши же имитаторы, уже внедренные в производственный процесс.

– Валерий Николаевич, какой объем производства сегодня реально организовать?

– С теми технологиями, которые у нас имеются, можно говорить об организации производства до сотни, двух сотен тысяч модулей. Это потребует определенных инвестиций, и окупаемость здесь не быстрая.

Если же говорить о выпуске миллионов приемников, то к такому производству мы пока не готовы: нужны огромные деньги для его организации. Эту задачу нужно решать с привлечением крупных контрактных сборочных производителей из Юго-Восточной Азии.

В этом году мы планируем произвести и продать порядка 25 тыс. комплектов различных приемников. Из них около 5 тыс. – законченная аппаратура: как специального назначения, так и гражданская авиационная аппаратура. Плюс 20 тыс. – OEM-модули для использования в интегрированных системах автомобильного транспорта и пр.

– Стоимость ваших изделий?

– Цена 24-канального модуля СН-4701 (серия 15 тыс.) – до 6700 руб., СН-4706 для автомобильных навигаторов (серия 5 тыс.), тестирование которого завершается и который будет выпущен в IV квартале, 4000–4500 руб.

– Государство декларирует существенные вливания. Вам что-то достанется?

– Мы не строим стратегию на том, что нам что-то достанется. Качество наших изделий позволяет нам рассчитывать на определенный заказ – надеемся, на добросовестной конкурсной основе.

«Отечественные здесь только корпус и винтики»

В.А. СвириденкоОтвечает В.А. СВИРИДЕНКО, вице-президент по технологиям SPIRIT Telecom.

– Да, в ГЛОНАСС/GPS-приемниках и навигаторах доля отечественных комплектующих невелика.

ГЛОНАСС/GPS-приемник состоит из радиочастотной и цифровой частей. В России завершенная разработка радиочастотного чипа есть только у РИРВ.

Цифровая часть приемника включает в себя коррелятор (эту составляющую приемника делают SPIRIT, НИИМА «Прогресс», РИРВ и КБ «Навис») и специализированный цифровой чип, который в России не производит пока никто.

В теории ГЛОНАСС/GPS- или ГЛОНАСС-приемник можно создать и на одном чипе – GPS-приемник на одном чипе американские фирмы уже производят. Однако цифровую часть ГЛОНАСС/GPS-приемника на одном чипе пока никто в мире не сделал.

– Ситуация безвыходная?

– SPIRIT нашел для цифровой части компромиссное решение: если уж специализированного чипа нет, использовать универсальный – сигнальный (DSP) или RISC-процессор. Так был создан малогабаритный (30х40х6 мм) 24-канальный ГЛОНАСС/GPS-приемник DuoStar-2000. Его энергопотребление менее 0,4 Вт. Он обладает возможностью быстрого холодного старта – 30 с.

Наши решения в области дизайнов ГЛОНАСС/GPS-приемников – это решения мирового уровня.

– Как-то не верится, Владимир Александрович, что российский разработчик может продавать дизайны приемников на внешнем рынке…

– И напрасно. В DuoStar-2000 реализован многолетний опыт разработки дизайнов двухсистемных навигационных приемников для крупных международных клиентов. SPIRIT – единственная российская компания, продавшая на внешний рынок свой GPS-приемник еще 10 лет назад японской NEC.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!