Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  11 июня 2008

Спасение альтернативщиков – дело рук самих альтернативщиков

До недавнего времени, соглашаются представители профильного ведомства, так оно и было… Сложившуюся практику непросто изменить за короткое время, сетуют участники совещания Ассоциации операторов телефонной связи (ОТС).

Е.ВасильевЗа круглым столом в рамках совещания операторов связи Ассоциация ОТС и «Синтерра» собрали руководителей более 80 региональных компаний, представителей Совета Федерации РФ, МинистерстваИТ и связи, Федеральной антимонопольной службы. Разговор шел конкретный: о поддержке малого и среднего предпринимательства в телекоммуникационной отрасли (сегодня это несколько сотен небольших операторов, число которых постоянно сокращается) и проблемах, которые, несмотря на Постановление Правительства РФ № 666 от 12 октября 2007 года, возникают при взаимодействии существенных и присоединяемых операторов.

Диалог с регулятором

Это постановление, как известно, вступило в силу 1 марта 2008 г., и теперь выставление оператором, оказавшим услуги присоединения (в основном это МРК), счета на оплату за обслуживание точек присоединения считается неправомерным. Эти 250–300 рублей в год на абонентский номер присоединенного оператора раньше были статьей дохода МРК. Как существенный оператор может компенсировать их потерю? Завысить стоимость оказываемых услуг или расширить спектр дополнительных услуг, зачастую совсем не нужных присоединяемому оператору.

Закон в данном случае на стороне последнего: сделать это без его согласия невозможно. Более того, существенный оператор не может обратиться в суд с иском к присоединяемому оператору о понуждении его к заключению или внесению изменения в договор, поскольку, согласно Информационному письму Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 5 мая 1997 г., «с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить».

Договор не может быть изменен по инициативе существенного оператора, без согласия присоединенного оператора. В этом случае используется такой рычаг давления, как угроза расторгнуть действующий договор, отключить от сети. Это незаконно, однако прецедентов, когда малый бизнес «берут на испуг», предостаточно.

Можно обратиться в суд. Он, как показывает статистика, становится на сторону более сильного – хотя есть единичный пример, когда альтернативный оператор прошел через 500 судебных заседаний. Чем дело кончилось, говорить еще рано.

Так получилось, что вопросами поддержки малого и среднего бизнеса Ассоциация операторов телефонной связи и вновь избранный Президент России озаботились почти одновременно. Для президента это было одним из первых выходов на публику, для Ассоциации – очередным рабочим моментом, потребовавшим, можно сказать, оперативных действий: прямо во время совещания директор Департамента госполитики в области ИКТ Е.С. Васильев звонил руководству «Комстара», отключившему местного оператора в Мытищах (16 тыс. абонентов) с просьбой разобраться. На это существенный оператор ответил: мы не отключили, мы приостановили (почувствовали разницу?).

Не дело это чиновника – регулировать взаимоотношения между частными компаниями. (Хотя спасибо и на этом.) Но как в нашей стране создать условия, чтобы бизнес, и большой (они тоже жалуются, что присоединяемые операторы межоператорские услуги не оплачивают, но отключить их нельзя) и малый, работал в правовом поле?

В.Зайцев (АОТС) С одной стороны, выделяются средства из Фонда универсального обслуживания для компенсации убытков операторов, в основном МРК, телефонизирующих село, говорит В.Г. Зайцев, генеральный директор Ассоциации ОТС. А с другой – идет процесс разорения небольших операторов, которые на свой страх и риск предоставляют услуги там, где крупному бизнесу работать неинтересно. Они демонстрируют хорошую эффективность за счет внедрения новых технологий и услуг и более высокие показатели по окупаемости местной связи, чем в среднем по отрасли. Но платежи присоединяющему оператору выросли настолько, что присоединяемого ждет существенное понижение маржинальности бизнеса. А значит, нужно искать другие пути развития бизнеса.

За счет чего живут, выживают и иногда побеждают альтернативные операторы? За счет сохранения своей клиентской базы, на которую ведут наступление существенные операторы. За счет других услуг: убедившись в невозможности получить согласие существенного оператора на доступ к линейно-канальной канализации, они начинают активно продвигать другие услуги, например доступ в Интернет, а затем, накопив критическую массу клиентов, а значит, средств, строят собственные сети – и теперь уже они выбирают, кого взять в партнеры. За счет внедрения современных технологий, о которых МРК в те давние времена, когда зарождался бизнес альтернативных операторов, даже не думали («а зачем?»). За счет технологического превосходства: у них есть традиционная и IP-телефония, Wi-Fi и тот же WiMAX, развивать который сегодня предлагает членам Ассоциации «Синтерра». Мы не просим преференций, говорит малый бизнес, дайте нам равные условия.

Среди разработанных Ассоциацией мер по защите и поддержке SME в отрасли – предложения по дальнейшему совершенствованию нормативной базы (в частности, необходимо уточнить порядок заключения договоров: оферту направляет присоединяемый оператор), программа адресной санации предприятий малого бизнеса в связи и т.д. В то же время надеться только на действия  регулятора в решении проблем SME, вряд ли имеет смысл. Как говорит Е.С. Васильев: «Вы же альтернативщики! Вы мобильнее. Ищите более совершенные маркетинговые инструменты». (Единственный из операторов, положительно ответивший на вопрос, кто из присутствующих на совещании занимается рекламой, «Норильск Телеком» – «маленький оператор, телефонизирующий весь Красноярский край»). Права, которые предоставляет операторам новая нормативная база, позволяют им постоять за себя, нужно лишь понимать как.

Диалог с крупным оператором

Ассоциация ОТС ищет пути взаимовыгодного партнерства. Прошедшая презентация соглашения о сотрудничестве Ассоциации с национальным оператором «Синтерра» продемонстрировала возможность развития общих проектов по предоставлению услуг связи в регионах, в расширении спектра услуг связи региональными операторами, в совместном развитии местных сетей с использованием новых технологий, в том числе WiMAX.

Представленные на совещании предложения, модели совместной деятельности, условия вхождения в проекты, образцы телекоммуникационного оборудования выглядят заманчиво. Последовавший за презентациями и докладами круглый стол по направлениям и формам сотрудничества, особенностям заключения договоров, гарантиям участникам проектов показал, что единства среди представителей малого бизнеса нет: операторы внимательно относятся к новым предложениям, обсуждая все детали.

Это и понятно – компании малого и среднего бизнеса привыкли взвешивать все новые направления работы. И составляющие программы «Синтерры» «Региональные мини-сети WiMAX» также подвергается ими всестороннему анализу.

Понимая это, представители «Синтерры» осветили статус и детали проекта, поделились опытом работы. На совещании подробно разбирались законодательные и юридические вопросы проекта.

Вопросы участников конференции касались разных аспектов программы. Насколько реально сотрудничество между «Синтеррой» и региональными операторами? В чем стороны взаимно дополняют возможности друг друга? Насколько оно выгодно обеим сторонам? Не произойдет ли при этом перекос в сторону одного из партнеров?

Сотрудничество с крупным оператором, прошедшим проверку не одной федеральной целевой программой, может оказаться выгодным небольшим компаниям благодаря продвижению новых технологий, организации совместных проектов по расширению качества и спектра инфокоммуникационных услуг, повышению объемов передаваемого трафика.

Этот первый опыт партнерских встреч с региональными коллегами, говорит П.А. Кучерук, помог вникнуть в проблематику работы друг друга: «Мы наметили целый ряд совместных шагов по развитию взаимовыгодного сотрудничества».

***

Итак, диалоги о культуре взаимоотношений малых, средних и крупных операторов связи показали, что необходимо более тесное сотрудничество с регулятором по защите альтернативщиков, а также равноправное партнерство между всеми операторами, направленное на продвижение новых технологий и организацию совместных проектов, делающих бизнес всех заинтересованных сторон более прибыльным.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!