Rambler's Top100
Статьи
Александра КРЫЛОВА  18 июня 2008

О виртуальных розах, мобильных блоггерах и об интерактивном ТВСм.также "ИКС" №6'2008

Желая добавить вдохновения в разговоры о 3G-сервисах, ведущихся сегодня на российском рынке, компания «Эрикссон» пригласила посетить Москву одного из самых известных в мире экспертов в этой области – Томи Ахонена.

Эффективные стратегии перехода от 2G к 3G и перспективы 4G, мобильные сервисы, которыми пользуются миллионы людей, и их бизнес-модели – далеко не полный перечень тем, по которым высказался Т. Ахонен во время встречи с российскими журналистами. Со стороны «Эрикссон» в беседе участвовали М. Левина, вице-президент «Эрикссон» Восточная Европа и Центральная Азия, и С. Езык, директор по инновационным решениям и работе с партнерами «Эрикссон» Мультимедиа.

Досье «ИКС»: Т. Ахонен – один из наиболее авторитетных экспертов в вопросах организации прибыльного бизнеса на рынке услуг беспроводной связи. Последовательный сторонник цифровых сообществ и социальных сетей, о которых с воодушевлением рассказывает на лекциях в Оксфордском университете в рамках экспресс-курсов по услугам 3G, по новым бизнес-моделям их продвижения, а также по мобильному ТВ. В четырех книгах, ставших бестселлерами, он описал более 400 услуг, которые сегодня приносят деньги.

Томи, на какие темпы роста пользователей услуг могут рассчитывать российские операторы, запускающие сети 3G?

Т. Ахонен: Показатель перехода от 2G к 3G – скорость адаптации. На первых рынках, где был осуществлен запуск сетей 3-го поколения: в Японии, Корее, Англии, Италии и Сингапуре – потребовалось 4 года для того, чтобы добиться 50%-ного перехода из 2G в 3G. Причем это касалось только терминалов, а не услуг. Внедрение услуг обычно отстает от запуска терминалов примерно на 18 месяцев. Сегодня в Италии, в Англии и в Сингапуре услугами 3G пользуется примерно 25-30% населения. В Японии и в Корее проникновение 3G-телефонов – на уровне 80% и более 50% жителей потребляют 3G-сервисы. 

Что касается России, то поскольку по ряду параметров она ближе к развивающимся странам, скорость адаптации может быть и ниже.

С предоставления каких услуг вы бы посоветовали операторам начать?

Т. Ахонен: Проблемой для России может стать наличие у пользователей терминалов. Думаю, что при планировании 3G-сервисов с ней придется считаться. Например, некоторые «ранние» модели трубок не поддерживают автоматически видеозвонок, но зато все 3G-телефоны позволяют загружать видеоконтент и его отправку. Впрочем, компания Simbian не так давно заявила, что к 2009 г. издержки производства 2G и 3G телефонов будут одинаковыми. А это значит, что после 2010 г. 3G будут поддерживать даже дешевые терминалы, а возможно появятся 4G-трубки.

Сегодня уже очевидно, что killer application в сетях 3G – это мобильные социальные сети. Первые «мобильные пользователи» социальных сетей появились в Корее в 2003 г., и уже в 2007 г., по данным аналитиков Informa, мировой объем рынка таких услуг достиг $6 млрд. Это самая быстро растущая индустрия за всю историю человечества.

Как оператор сотовой связи и/или сервис-провайдер могут зарабатывать на пользователях  мобильных социальных сетей?

Т. Ахонен: В Англии сервис флирта Flirtamatic, бесплатный для интернет-, и для мобильных пользователей. Провайдер зарабатывает на персонализации и на виртуальных подарках. В их числе, например, виртуальная алая роза. Роза живет 3–4 дня, а потом вянет. Если девушка нравится парню, то он ей подарит другую розу. Несмотря на то, что цена одного такого подарка 23 английских пенса, в 2007 г. Flirtamatic, у которого насчитывается 100 тыс. пользователей, продал 3,5 млн. таких алых роз. Можно сказать, что по объему продаж роз провайдер опережает крупнейшие флористические компании Великобритании, торгующие настоящими, а не виртуальными цветами.

Кроме роз, провайдер предлагает  множество других виртуальных вещей: можно подарить другу виртуальный бокал шампанского или отправить ему «большой поцелуй».

Еще один способ получить деньги с пользователя – платное размещение его фотографии разных веб-страницах сервиса. Подобные пожелания провайдер принимает от многочисленных клиентов  в формате аукционных заявок. Для того чтобы в течение 6 часов быть лицом №1, нужно заплатить 6 фунтов. М. Кертис, президент компании, заявил, что Flirtamatic приносит такую прибыль, что отпадает необходимость в подписке. 

Какие еще услуги сетей 3-го поколения сегодня популярны у абонентов в разных странах?

Т. Ахонен: Пока самые популярные услуги – голосовые и SMS. Хотя  это, конечно, не услуги 3G. Из услуг 3-го поколения я назову video sharing, мобильные блоги и видеоигры. В Англии, Италии и Гонконге популярна услуга See Me on TV.

– Желающих вести свои блоги с мобильного телефона много?

Т. Ахонен: По данным Informa на ноябрь 2007 г., в мире насчитывалось около 100 млн. пользователей мобильных социальных сетей. Я думаю, что около 20 млн. человек из них пишут блоги с мобильного телефона. При этом добрая половина всех мобильных блоггеров в мире – жители Японии и Южной Кореи.

Скорее всего, исследователи посчитали меня дважды. Я веду блог, посвященный развитию сотовой связи (около 10% записей я размещаю в нем с мобильного телефона), а также блог о гонках «Формула-1». Поскольку скорости на этих соревнованиях высокие и ситуация быстро меняется, я пользуюсь телефоном для его ведения чаще, занося с него в блог до 50% информации.

Чем интересна для абонентов сетей сотовой связи услуга See Me on TV?

Т. Ахонен:  Ее главное преимущество – интерактивность. Результаты многих исследований показывают: чем больше ты вовлекаешь зрителей, тем больше ты зарабатываешь.  Пользователи SeeMe on TV могут выкладывать на портале свои видеосюжеты, просматривать ролики, снятые друзьями, участвовать в голосовании. И, что немаловажно, могут зарабатывать деньги. В Англии за каждый просмотр видео его автор получает 1 пенс. При этом средний доход активного пользователя сервиса составляет 11 фунтов в месяц, что покрывает половину ежемесячной абонентской платы.

М. Левина: Многие люди готовы платить деньги за размещение на портале своих видеороликов в разделах с наибольшей посещаемостью, чтобы обеспечить им наибольшее количество просмотров. Ведь от этого зависит место в рейтинге, за верхние строчки в котором разворачивается настоящая борьба.

Кроме того, See Me on TV позволяет людям почувствовать свою значимость, например, увидев себя на телеэкране, прямо из дома задающим вопросы популярному ведущему. А если заранее настроить на просмотр друзей и родных, то можно даже прославиться.

Известны ли вам примеры интересных 3G- услуг на базе технологии LBS?

Т. Ахонен: Наилучшая из них – услуга OTEDAI, предлагаемая в Японии. В  переводе с японского ее название означает «помощь». Ее задача – помочь людям, заинтересованным в дополнительном заработке от случая к случаю, с одной стороны, и работодателям, у которых спонтанно возникает потребность в рабочей силе, с другой. Потенциальные работники сами указывают  услуги, которые могут оказывать. Работодатели, получившие доступ к этим данным, размещают тут  свои заявки. 

А поскольку переезд из одного конца Токио в другой занимает 4 часа, очень важно привлечь работника, который ближе всех находится к месту, где требуются его услуги. Для этого и задействуется технология LBS. 

За 6 месяцев в этом сервисе в Японии зарегистрировались 100 тыс. потенциальных работников и еще 1 тыс. потенциальных работодателей. И для тех, и для других регистрация бесплатна, однако, поскольку оплата за работу производится путем зачисления средств на мобильный телефон, с этой суммы берутся комиссионные.

Когда станет популярной услуга видеозвонка?

Т. Ахонен: Думаю, что это произойдет, когда вырастет поколение детей, которым  сейчас 3 года. Они будут играть друг с другом по видеотелефону, и для них это будет естественно. Так что видеозвонки станут массовой услугой в формате уже 4G.

C. Езык: Прежде всего для этого нужно преодолеть «проблему факса», с которой столкнулся владелец первого такого устройства: ему некому было факсы отправлять. Затем, думаю, видеозвонками начнет активно пользоваться корпоративный сегмент. Во-первых, клиентам так удобней общаться с оператором call-центра крупной компании, а во-вторых, видеозвонки облегчат службу сотрудников, работающих вне офиса. У них появится возможность, например, показать коллегам и руководителю возникнувшие проблемы в буквальном смысле этого слова.

Т. Ахонен: Кстати, в Японии уже сегодня есть бизнес-приложения для страховых компаний. И если раньше для оформления страхового полиса им было необходимо очное интервью со страхователем, то благодаря этим программным продуктам, беседу можно провести и в форме видеозвонка по сети 3G. 

Как повлияло на потребление услуг в сетях 3G внедрение операторами сотовой связи технологии HSPA?

Т. Ахонен: Прежде всего, увеличилось число пользователей data-карт. Технологии UMTS и Wi-Fi конкурировали наравне. Однако после апгрейда сетей до HSPA data-карта с поддержкой этой технологии стала гораздо более привлекательной для пользователей. Например, в Сингапуре оператор M1 очень успешно переманивает абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет, увеличивая свою долю рынка.

М. Левина: У меня тоже есть данные о том, что уже сегодня мобильный Интернет отнимает пользователей у фиксированных операторов. В Австрии 80% интернет-пользователей – подписчики услуг мобильного доступа в Интернет.

Благодаря более высокой скорости передачи данных в сетях HSPA, появилась возможность задействовать их для сбора телеметрической информации и тем самым оптимизировать затраты многих компаний. Кроме того, австралийский оператор Telstra оказывает на базе этой технологии социальные услуги населению, – например, по выявлению у людей опасных заболеваний – рака, диабета и др.

Т. Ахонен: В Южной Африке все пляжи оснащены приборами, измеряющими силу ветра, показания которых в виде SMS автоматически рассылаются на мобильные телефоны подписчиков, которых немало.

Есть мнение, что, поскольку доля голосовых услуг в доходах операторов неуклонно снижается, в перспективе эти услуги станут вообще бесплатными. Когда это произойдет?

– Я слышал об этой точке зрения от очень многих людей, но не верю в нее. Действительно, производственные издержки, связанные с обеспечением голосовых коммуникаций в IP-сетях, очень близки к нулю. Так что, приложив минимум маркетинговых усилий, можно предлагать абонентам общение по фиксированным сетям и через Интернет бесплатно. В  мобильных же сетях мы имеем ограниченный радиочастотный спектр. Вот почему я не думаю, что голос в мобильных сетях будет совершенно бесплатно. Цена на эти услуги будет снижаться, но никогда не опустится до нуля.

Очевидно, что впереди конкуренция стандартов LTE и WiMAX.  И кто победит?

Т. Ахонен: Я думаю, что мы увидим новый виток борьбы, которая началась еще между 3G  и Wi-Fi. Для операторов сотовой связи очень серьезно стоит вопрос лицензии. Их лицензии на 3G будут действительны еще 15 лет. Естественно, что они должны быть   использованы с максимальной отдачей. Вместе с тем стандарт WiMAX становится все более привлекательным, он быстрее развивается, эволюционирует. Оба стандарта сейчас движутся пересекающимися курсами.

Все же я полагаю, что в будущем количество ситуаций, требующих сделать выбор между этими технологиями, будет достаточно ограниченным. Многое будет зависеть от того, бизнес каких операторов – LTE или WiMAX – будет более эффективным. И по-прежнему считаю, что у сотовых операторов в этом противостоянии есть преимущества.

С. Езык: Важно, что стандарт LTE поддерживается большинством вендоров, и на него делают ставку сотовые операторы. Они дали понять, что будут приобретать оборудование LTE, а значит, вендоры смогут сэкономить на масштабах и оборудование, как сетевое, так и абонентское, будет достаточно дешевым.

Иными словами, за счет больших масштабов бизнеса очевидно, что стандарт LTE имеет понятные и ясные перспективы.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!