Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2004
Наталия КИЙ  01 октября 2004

Кто заключает? Кто разрешает?

В результате концептуальных отраслевых и общероссийских реформ частоты не выдавались – разве что единично. В августе, в пик мертвого сезона, Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) утвердила «Положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о выделении полос радиочастот для радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» и «Положение о порядке проведения экспертизы, рассмотрения материалов и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос частот», а также постановила «в целях упрощения процедуры ввоза ввести в практику подготовку и принятие обобщенных решений на выделение полос радиочастот для ввозимых в РФ РЭС и ВУ». Таким образом, рынок получил доступ к частотам, а перераспределение функций в управлении использованием РЧС и процедура отношений оператор – исполнительная власть наконец отразились в нормативных актах. На очереди – закрепление законодательного принципа платности использования спектра (разрешение попрежнему выдается бесплатно, заключение экспертизы – по- прежнему на договорной основе, а за пользование национальным ресурсом придется платить).

Путь от частотной заявки до обладания частотой всегда был труден для понимания и преодоления, сложный алгоритм менялся, по- разному трактовался. По новому законодательству радиочастотная служба лишена функции выдачи разрешений на использование частот (в ведении Россвязи) и функции радиоконтроля (в ведении Россвязьнадзора) – за ней вопросы организационные и технические. ГРЧЦ проводит экспертизу и расчет ЭМС, согласует ЭМС с Минобороны и Федеральной службой охраны, при необходимости проводит международную правовую защиту и выдает заключение – возможна работа той или иной технологии на данной территории или нет. «Межведомственная коллегиальная ГКРЧ решает задачу политическую, ГРЧЦ – конкретную прикладную задачу, – комментирует заместитель директора ГРЧЦ Ю. А. Лысенко, – а основании которой Федеральное агентство связи выдает разрешение на использование частот».

Алгоритм регулирования и обеспечения использования РЧС всегда стремился к упрощению, но не всегда успешно. Так, почти с момента создания ГРЧЦ в 2001 г. здесь вели речь об одношаговой процедуре выдачи разрешений на использование частот: мол, шагнул – и вот они, частоты. Сначала под одношаговой процедурой понималось взаимодействие претендента на частоту только с органами частотной службы, которые сами уже организовывали работу с соисполнителями и «сосогласователями». С сентября этого года одношаговая процедура, по словам Ю. А. Лысенко, означает, что все расчеты ЭМС частотный центр проводит сам, без привлечения сторонних организаций: «По мнению министерства, аучные организации не должны заниматься прикладными вещами». Тем более что в распоряжении ГРЧЦ создававшаяся в течение двух лет автоматизированная система учета частотных присвоений (назначений), расчетов ЭМС и радиоконтроля и штат из 500 человек – в полтора раза больше, чем в Мининформсвязи. «С моей точки зрения, механизм получения частот для оператора упростился, – говорит Ю. А. Лысенко. – Раньше, чтобы получить разрешение ГКРЧ, требовалось пройти три- четыре инстанции. Единственное, на что можно посетовать, это необходимость обращаться в два адреса: за заключением к нам, в частотный центр, за разрешением – в ФАС».

Принятые положения закрепили заявленный в законе 120- дневный максимальный срок принятия решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения, включая и максимальные 75 календарных дней для получения заключения Минобороны и/или ФСО (последняя цифра существовала негласно и ранее). «Прежняя процедура выдачи разрешений могла затягиваться до 6 месяцев и даже полутора лет, – говорит Ю. А. Лысенко. – Достаточно долго осуществляется международная правовая защита частотных присвоений, в которой нуждаются РЭС, работающие на расстоянии до 300 км от госграницы. Поэтому до окончания международной правовой координации мы выдаем временное заключение, чтобы оператор мог начать работу. И вообще, на фоне интенсификации выдачи частот после длительного перерыва сроки будем выдерживать».

Рынок долго ждал – нумерации, частот, правил, сроков, тарифов. Ожидания – не все сразу – начинают сбываться. Но не всегда соответствуют действительности...
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!