Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 10 2004
Оксана ПАНКРАТОВА  Татьяна ТОЛМАЧЕВА  01 октября 2004

Дополнительные услуги = дополнительные доходы?

Развитие рынка дополнительных услуг стимулирует эволюция концепции интеллектуальной сети, предлагающей отделить процессы коммутации от процедур предоставления новых услуг (управления услугами и создания услуг). Актуальность этой идеи обусловлена тем, что в условиях жесткой конкурентной борьбы оператор стремится предоставлять услуги, ориентированные на группы пользователей с разными потребностями, и иметь возможность быстро создавать и развертывать новые сервисы. Современная трактовка концепции IN ориентирована на три разные, но все более перекрывающиеся инфраструктуры: ТфОП, сеть ПД (в том числе Интернет) и сотовые сети.

Исследование, проведенное аналитическим агентством «iKS-Консалтинг», показало, что рост всего российского рынка дополнительных услуг в 2003 г. составил 95%, превысив $610 млн .

Сотовая связь

В 2003 г. дополнительные услуги (включая традиционные) принесли российским операторам сотовых сетей 11% от суммарных доходов. На текущий момент Россия еще отстает по этому показателю от развитых европейских стран. Доля услуг по передаче всех типов неголосовой информации в общей структуре выручки западноевропейских операторов составляет от 15 до 20%. Самый высокий показатель в 2003 г. был у компании Vodafone (Ирландия) – 21%, на втором месте – оператор O2 (Германия).

Показатель ARPU западноевропейских операторов, колеблющийся в диапазоне $20 – 50, в 2003 г. продемонстрировал заметный рост, вызванный увеличением популярности MMS- услуг. В России же пока рано говорить о том, что развитие неголосовых услуг вот- вот приведет к росту

ARPU. Все последние годы этот показатель падает, хотя и с замедлением. Развитие дополнительных услуг лишь незначительно ослабляет эту тенденцию, в основном за счет стабилизации тарифной политики операторов (в 2003 г. рост дополнительных услуг лишь на 21% обеспечил замедление снижения ARPU, значительно более весомым оказалось влияние прочих факторов).

В 2003 г. общий объем российского рынка дополнительных услуг в сетях сотовой связи (VAS) составил около $397 млн, продемонстрировав 154% - ный рост по сравнению с 2002 г. Основные стимулирующие факторы – расширение целевых групп операторов путем охвата молодежи, активно пользующейся дополнительными услугами, расширение территории действия дополнительных услуг за пределы столичных регионов, а также совместное с партнерами (производителями оборудования и услуг – контент- провайдерами) продвижение новых услуг.

В первом полугодии нынешнего года объем VAS превысил $360 млн, или 11% общей выручки российских операторов. Такие темпы роста позволяют нам прогнозировать увеличение в 2004 г. доходов операторов от дополнительных услуг более чем на 140% – до $950 млн (12, 5% общей выручки от услуг сотовой связи), а в 2005 г. – свыше $1,5 млрд.

В отличие от базовых голосовых услуг рынок VAS не ограничивается предложениями только операторов сотовой связи. В связи с развитием контент- услуг , принесших в 1-м полугодии 2004 г. почти четверть всех доходов от дополнительных услуг в сотовых сетях, усиливается роль контентпровайдеров (и, как следствие, контент- агрегаторов). Если к началу года в России было около 50 российских и зарубежных контент- провайдеров, то сейчас их более 100.

Рынок контентпровайдеров все еще очень фрагментарен. Однако уже намечаются признаки зрелости: прежде всего появились независимые контент- агрегаторы (в отличие от «карманных» – ОАО «БиОнЛайн», интегрированного в структуру «ВымпелКома», и компании «МТС- Экстра», прекратившей свое существование в конце 2003 г.), участники рынка отмечают формирование группы лидеров среди контент- провайдеров.

В 2003 г. совокупные доходы контент- провайдеров российского рынка сотовой связи составили почти $30 млн, или 31% от всего рынка контент- услуг. За первую половину текущего года эти доходы выросли до 38%, превысив $33 млн.

Рынок дополнительных услуг в сотовых сетях развивается динамичнее по сравнению с фиксированными. Усиление конкуренции и снижение ARPU, а в итоге и рентабельности, несколько раньше заставили сотовых операторов активно искать дополнительные источники доходов за счет расширения спектра услуг. Появление же большой группы контент- провайдеров незамедлительно дало результат – в 2004 г. наблюдается бум контентных услуг сотовой связи.

Фиксированная связь

В фиксированных сетях под дополнительными обычно понимают услуги, повышающие потребительскую ценность базового пакета – телефонии и передачи данных. Для операторов фиксированных сетей дополнительные услуги (включая услуги call- центров, ISDN, IP- телефонии, IN, предоплаченные карты, FMC), которые обеспечивают более качественный и расширенный сервис, являются в первую очередь инструментом конкурентной борьбы. Получаемые от них доходы даже ниже, чем у сотовых операторов: в 2003 г. – порядка $216 млн, доля в общих доходах от услуг фиксированной связи – 4%.

В 2003 г. порядка 61% (более $130 млн) было получено от услуг с использованием возможностей IN.

Первые деньги на IN-услугах (универсальный номер доступа, телеголосование, бесплатный вызов, звонок с дополнительной оплатой и др. ) российские операторы начали зарабатывать в конце 90- х годов. Например, компания «Аудиотеле» с 1998 г. предоставляет услугу «звонок с дополнительной оплатой» по коду 809, в 1999 г. «Ростелеком» предложил «бесплатный вызов».

Почти 84% доходов от IN- услуг принесли предоплаченные карты, а долю остальных пришлось только 16%. Наиболее востребованная интеллектуальная услуга в фиксированных сетях – «универсальный номер доступа». В 2003 г. ее доля в общих доходах от IN- услуг на базе фиксированных сетей составила порядка 40%.

В 2003 – 2004 гг. ряды поставщиков IN- услуг ощутимо пополнились. Если 3 – 4 года назад основной движущей силой здесь были крупные телефонные операторы, стремившиеся расширить свой портфель за счет более технологичных сервисов, то сейчас активизируются небольшие компании, например оператор IP-телефонии Mango Telecom, компания «Инком», аффилированная с хостингпровайдером Infobox (проект «Министерство информации и развлечений», торговый знак Minir. ru), и им подобные. В конце 2004 – начале 2005 г. к ним присоединятся «Эквант» и «Межрегиональный ТранзитТелеком».

Хотя рынок дополнительных услуг фиксированных сетей развивается медленнее, чем сотовых (46% против 154%), ускорение роста этого сегмента налицо – появляются новые игроки, расширяется портфель услуг. К факторам роста можно отнести и агрессивную маркетинговую политику небольших операторов, и усилия по популяризации и продвижению своих предложений.

По прогнозам «iKS- Консалтинга», темпы роста доходов дополнительных услуг в фиксированных и сотовых сетях в 2004 г. превысят аналогичный показатель прошлого года (105% против 98%), а емкость рынка дополнительных услуг преодолеет рубеж в $1 млрд. Более 75% доходов, или $950 млн, придутся на сотовые сети. А в 2005 г. этот показатель превысит $1,5 млрд! Особенно быстро будут расти услуги на основе высокоскоростной ПД (мобильный Интернет и MMS), а также контент- услуги. К перспективным следует отнести и услуги на базе конвергенции фиксированной и сотовой связи.

Данная статья подготовлена по материалам отчета «Дополнительные услуги нового поколения в фиксированных и сотовых сетях РФ» (iKS- Consulting, сентябрь 2004г.).
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!