Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  03 июля 2008

Российское IPTV: черты взросления

Вот уже три года, как в России IPTV находится в коммерческой эксплуатации. Характерные черты этого сегмента рынка, еще молодого, но уже вступающего в пору взросления, определяли участники недавнего бизнес-форума IPTV Forum Russia/CIS.

Хроника российских IPTV-событий

 2005 г. - запущен первый IPTV-проект: "Стрим-ТВ" в Москве (по количеству пользователей сегодня крупнейший не только в России, но и во всей Восточной Европе);

 2006 г. - в Москве стартовал проект "QwertyTV" на базе "Центрального Телеграфа"; начались внедрения в регионах на базе межрегиональных компаний "Связьинвеста" - ЮТК и "Дальсвязь";

 2007 г. - проекты IPTV реализованы в "Уралсвязьинформе" и расширены в ЮТК и в "Дальсвязи"; в Москве стартовал IPTV-проект "Корбины";

2008 г. – началась IPTV-экспансия в СНГ: запущены решения на базе "Укртелекома" (Украина) и "Казахтелекома" (Казахстан); в России стартовали десятки проектов в регионах.


Это вам не игрушки

Как заметил Сергей Митин, директор Центра видеоуслуг ОАО "Центральный Телеграф", еще несколько лет назад IPTV представлялось операторам своего рода игрушкой, а сейчас это по большому счету уже промышленная технология.


А. Бугай: Алексей Бугай, генеральный директор Netris,
  выделил следующие черты российского рынка IPTV, сформировавшиеся за минувшие три года:

  • Во-первых, можно констатировать, что IPTV "не застряло" в Москве и городах-миллионниках: проекты активно продвигаются уже и в регионы. С течением времени это движение набирает силу.
  • С самого начала IPTV в России отличалось быстрым выпуском на рынок отечественных компонентов для IPTV-систем, что, вероятно, было обусловлено существовавшей мощной производственной базой – разработчиков и программистов. Сегодня наиболее популярный отечественный продукт - middleware (центр интеграции любого проекта IPTV).
  • Значительно повысилась заинтересованность ведущих мировых производителей в российском рынке IPTV – это видно и по количеству вендоров приставок, и по количеству поставщиков систем условного доступа, которые стремятся выйти на рынок IPTV в России.
  • Начало происходить госрегулирование в сфере операторских услуг (в частности, вводится лицензирование вещания операторами); появляются первые стандарты (что важно, поскольку используемое в IPTV ПО представляет собой набор нестандартизованных продуктов).
  • Выстраиваются взаимоотношения между контентодержателями и операторами; появляются новые игроки - агрегаторы контента.

Все эти "черты" – сугубо позитивные. Однако, как и всякое явление, IPTV имеет свои слабые стороны. Из них А. Бугай обратил особое внимание на значительные инвестиции, которые оператор должен вкладывать в IPTV (и соответственно большой срок окупаемости проектов), а также недостаток знаний, необходимых при внедрении IPTV-проектов. Особенно опасен второй из приведенных факторов - даже до реализации системы. Успех IPTV-проекта, по мнению С. Митина, во многом определяется искусством его старта: "Если оператор ошибется при выборе платформы или компонентов, вложит деньги, а она по какой-то причине не заработает, – либо понадобится много денег, чтобы выравнять ситуацию, либо, как говорится, он "попал".


Эти слабые звенья, по убеждению гендиректора Netris, вполне можно "укрепить" при использовании грамотного продуманного подхода к построению IPTV-систем.


От старта до бесконечности

Экспертиза, наработанная за эти три года компанией Netris (системный интегратор, специализирующийся на IPTV; более 90% российских операторов IPTV работают на решениях Netris или на построенных компанией платформах), позволила ей сформулировать рекомендации, адресованные операторам, задумавшим реализовать IPTV-проект. Итак, Netris в лице его генерального директора советует:

  • "Первое, о чем надо думать, - это сеть. Сеть должна поддерживать необходимые стандарты, иметь возможность передавать видео с необходимым качеством (вообще, должна передавать потоковое видео, т.е. поддерживать multicast). Если сеть только строится, то эти принципы следует закладывать изначально. Если сеть уже была, то ее надо протестировать - и если она каким-то из названных параметров не удовлетворяет, то ее потребуется модернизировать. В противном случае IPTV просто не будет.
  • Безусловно, заранее следует задуматься о контенте: именно от контента зависит, насколько удастся "притягивать" новую аудиторию пользователей, и насколько старые пользователи будут иметь желание оставаться у этого оператора.
  • Важный момент – выбор самого решения. В зависимости от того, какие услуги оператор хочет предоставлять, он закупает необходимые компоненты. Здесь надо смотреть внимательно. Можно "переборщить" и значительно переплатить, купив такие компоненты, в которых изначально необходимости нет (может быть, они понадобятся лишь спустя какое-то время). Деньги на них будут потрачены сразу, хотя через время их можно было бы докупить дешевле. К слову, на практике эта ошибка допускается достаточно часто.
  • Заранее следует также подумать о маркетинговых программах и ходах; о том, какие пакеты он будет составлять из своих каналов, а также из услуг, которые будут построены на базе IPTV. Вся техническая и контентная "музыка" неинтересна без продвижения услуг. Можно с технической точки зрения построить все правильно - и ряд операторов с этим уже столкнулись - а без грамотного маркетингового подхода это будут выброшенные на ветер деньги.
  • В принятии решений оператору должен помогать системный интегратор IPTV. Именно интегратор в узкой области, которая достаточно серьезна, чтобы ею заниматься не урывками от случая к случаю, а постоянно. Интегратор должен вести консультационную деятельность – объяснять оператору возможные сценарии построения и эксплуатации системы в зависимости от выбора компонентов IPTV. Имеющий опыт реализации IPTV-проектов интегратор может помочь оператору также в формировании маркетинговой политики. И, разумеется, он должен выполнять свои прямые обязанности, связанные с внедрением аппаратного и программного обеспечения, устанавкой головной станции, спутниковых тарелок, строительством центрального узла и увязкой всех компонентов. После этого интегратор должен заниматься обучением персонала, а в дальнейшем - взять решение на поддержку (как показывает опыт, одних сил технических сотрудников оператора недостаточно для того, чтобы проект нормально жил дальше).

Особенности повзрослевшего middleware

"Серде любой системы IPTV – middleware, которое, по сути, уже перестало быть ПО промежуточного слоя, - считает Алексей Бугай. - Это уже полноценная платформа предоставления услуг, которая обеспечивает также управление всей системой в целом, а в ряде случаев - и пользовательский интерфейс. Через middleware взаимодействуют между собой практически все компоненты системы, это – центр интеграции проекта IPTV."


Такое "позиционирование" middleware приводит, по наблюдению А. Бугая, к интересным результатам: при внедрении проекта IPTV производитель middleware оказывается в центре всех проблем его реализации и должен их решать. А если его продукт выбрали несколько операторов – он от проекта к проекту накапливает знания о всех возможных проблемах, какие возникают при внедрениях проектов IPTV. И логично, что с течением времени производитель middleware может перерасти в интегратора IPTV. И уже целый ряд интеграторов IPTV – это вышедшие на интеграторский рынок производители middleware. "Получается так, что оператор, выбирая middleware, определяет и интегратора, - замечает А. Бугай. - Иначе практически не бывает, даже если мы говорим об "обычном" интеграторе, поскольку он, как правило, занимается внедрением middleware какого-то одного производителя. В силу сложности этих систем для каждого вида middleware ему потребовалось бы держать отдельный комплект инженеров."


От выбора middleware во многом зависит дальнейший успех всего решения. "Чтобы сделать оптимальный выбор, оператору необходимо брать гибкое middleware, позволяющее минимизировать затраты за счет наиболее удачного сочетания компонентов, - считает А. Бугай. - В нашей стране имеет смысл брать отечественные решения, потому что они есть (и не одно), и по качеству не только не уступают, но даже превосходят импортные аналоги. Только за счет того, что они выпущены в России, кроме меньшей стоимости появляется возможность разговаривать с разработчиками на одном языке, быстрее решать задачи. К слову, на отечественном продукте IPTV-проект мы можем реализовать за два месяца, на импортном уложиться в такой срок невозможно".
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!