Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2005
Оксана ПАНКРАТОВА  01 февраля 2005

Региональное ралли «большой тройки». На финише

Три стратегии

ОАО «МТС», прибегало к получению собственных лицензий и строительству региональных сетей с первым вышедшее за пределы своего лицензионного региона, интенсивнее других операторов использовало стратегию слияний и поглощений и реже нуля. Неслучайно на долю МТС приходится около 80% от общей суммы (более $950 млн), потраченной в 2000 – 2004 гг. на приобретение региональных операторов или держателей лицензий в России. Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток – это макрорегионы, где прирост осуществлялся в основном за счет поглощений компаний.

В настоящее время МТС обладает лицензиями на все регионы России, за исключением Пензенской области и Чеченской Республики. Если последняя по понятным причинам не входит в сферу интересов компании, то лицензии на Пензенскую область ей очень не хватает, чтобы чувствовать себя полноценным федеральным оператором. Отсутствие свободных частот в регионе приведет к тому, что МТС, скорее всего, воспользуется своей излюбленной стратегией и приобретет действующего оператора, выставленного на продажу, – это «Пенза Мобайл», дочерняя компания MCT Corp. Однако в данном случае МТС придется конкурировать с ОАО «ВолгаТелеком», уже имеющим долю в компании и планирующим довести ее до 100%.

Из 87 субъектов, на которые у МТС имеются лицензии, оператор оказывает услуги в 76 регионах. Особенно урожайными на выход в новые регионы оказались последние два месяца ушедшего года – за этот период компания запустила 9 (!) собственных сетей и приобрела четырех действующих операторов.

Вторым вышло в региональный поход ОАО «ВымпелКом», которое, несмотря на отставание от МТС, очень редко прибегало к поглощениям. Из 74 регионов, охваченных на конец 2004 г., только в восьми выход был осуществлен помощью приобретения действующих операторов. Доля этих регионов в общей абонентской базе оператора – 10%. В 2004 г. «ВымпелКом» запустил 19 сетей. В настоящее время оператор и его «дочки» имеют лицензии на 77 регионов. Для 100%-ного лицензионного покрытия не хватает лицензий практически на все дальневосточные (по делению Мининформсвязи) регионы, за исключением Амурской и Камчатской областей, а также Хабаровского края.

Третий сотовый гигант – ОАО «МегаФон», – родившийся, в отличие от своих конкурентов, за пределами Московской лицензионной зоны, был образован в 2002 г. в результате объединения Санкт-Петербургского «Северо-Западного GSM», московского лицензиата «Соник Дуо» и региональных – «МобикомКавказ», «Мобиком-Центр», «Мобиком-Новосибирск», «Мобиком-Хабаровск», «Мобиком-Киров», «МССПоволжье», «Волжский GSM»и «Уральский GSM». Объединенный оператор оказался обладателем лицензий на все 89 субъектов РФ, тем не менее во всех регионах ему пришлось строить собственные сети: к концу 2004 г. «МегаФон»запустил сети в 66 регионах страны. Пик строительства в прошедшем году пришелся на Сибирь и Дальний Восток, полное покрытие которых оператор планирует завершить в ближайшие год – два.

Три результата

Агрессивная региональная политика позволила компании МТС выйти на ведущие позиции не только в России, но и в Восточной и Центральной Европе. МТС является лидером этого рынка по общему количеству абонентов. Однако приобретение уже действующих операторов, поначалу дававшее преимущество компании в виде одномоментного увеличения абонентской базы, привело к тому, что МТС столкнулась с трудностью интеграции этих компаний в свою структуру, что в свою очередь сказалось на ослаблении позиций МТС на рынке сотовой связи страны.

Реализуемая «ВымпелКомом» стратегия региональной экспансии – активное строительство и запуск региональных сетей – позволила оператору обойти основного соперника по чистому приросту пользователей в России и практически догнать его по количеству российских абонентов. Доля «ВымпелКома» в чистом приросте региональных абонентов по итогам 2004 г. составила 38%, у МТС и «МегаФона» – 33 и 19% соответственно. Годом раньше лидером по приросту была МТС, подключившая около 35% региональных абонентов, за ней следовал «ВымпелКом»– 31%, а абонентами «МегаФона»стали 20% новых региональных пользователей.

В прошлом году изменилась и структура регионального рынка сотовой связи. Если по состоянию на конец 2003 г. лидерство компании МТС, занимавшей 34% регионального рынка, было практически неоспоримым, то уже к концу 2004 г. «ВымпелКом» сумел значительно сократить разрыв: его доля выросла с 23 до 32%, в то время как доля МТС снизилась до 33%, а «МегаФона»– до 21%.

«ВымпелКом» является лидером по чистым подключениям не только в целом по России. За 10 месяцев 2004 г. оператор приобрел в 36 регионах страны больше абонентов, чем его конкуренты, у МТС и «МегаФона» таких регионов соответственно 17 и 9. Однако МТС остается лидером по объему абонентской базы в 25 регионах России («ВымпелКом»– в 20 регионах, «МегаФон»– в 15).

Семь макрорегионов

Попробуем проанализировать позиции каждого участника «большой тройки» на примере семи лицензионных макрорегионов.

Центр (общее число мобильных абонентов – 2,84 млн). В большинстве центральных регионов два крупнейших российских оператора присутствуют достаточно давно. «ВымпелКом» лидирует по размеру абонентской базы – его доля на рынке (без учета Московской лицензионной зоны) составляет 46%; МТС занимает около 38%; «МегаФон», запустивший здесь свои сети в декабре 2002 г. (за пределами Московской лицензионной зоны), сумел подключить около 6% местных абонентов.

Северо-Запад (около 9 млн абонентов). Лидерство прочно удерживает «МегаФон» (48%), для которого регион – своего рода вотчина. МТС, вышедшая на рынок второй, имеет 33%. «ВымпелКом» начал коммерческие операции в регионе только в начале 2003 г., однако уже сумел привлечь 15% северо-западных абонентов.

Северный Кавказ (8,3 млн абонентов). Если по состоянию на конец 2003 г. на первом месте по количеству абонентов в этом макрорегионе находилась МТС, несколько лет назад осуществившая покупку регионального лидера «Кубань-GSM» и занимавшая 40% рынка, то уже к концу прошлого года натиск конкурентов значительно ослабил ее позиции. В настоящее время доля МТС на местном сотовом рынке составляет лишь 33%. Лидирует «МегаФон», сумевший за год расширить свое присутствие с 32 до 34%. Доля «ВымпелКома» – 29% рынка.

Поволжье (10, 5 млн абонентов) . Прошедший год практически не изменил позиции федеральных игроков на рынке сотовой связи Поволжского лицензионного макрорегиона. Доли МТС и «МегаФона»остались прежними – 20 и 24%соответственно. Только «ВымпелКом»сумел усилить свое влияние на местном рынке с 28 до 33%, потеснив местных операторов сотовой связи.

Урал (9,1 млн абонентов) . Лидером по размеру абонентской базы среди трех национальных операторов остается МТС, занимая 35%ную долю рынка. Дочерняя компания «МегаФона» – ЗАО «Уральский GSM» – в 2004 г. увеличила свою долю с 13 до 16%. «ВымпелКом», запустивший свои сети на Урале только в конце 2003 г., с тех пор значительно укрепил свои позиции на местном рынке, увеличив свою долю с 9 до 14%.

Сибирь (6 млн абонентов). Бывший лидер сибирского рынка сотовой связи – МТС – в 2004 г. спустился по количеству абонентов на второе место (35% рынка), пропустив вперед «ВымпелКом», который за прошедший год увеличил свою долю с 40 до 44% за счет более чем двукратного роста на рынках Красноярского и Алтайского краев, а также Кемеровской и Томской областей. «МегаФон», пришедший в эти края в декабре 2003 г. и к сегодняшнему дню запустивший сети только в 3 сибирских регионах, занимает пока только 4% местного рынка.

Дальний Восток (около 3 млн абонентов). Наибольшей абонентской базой обладает МТС, за прошедший год увеличившая свою долю на местном сотовом рынке с 30 до 41%, в том числе за счет приобретения двух региональных операторов в Читинской области и Республике Саха (Якутия) . «ВымпелКом» и «МегаФон» появились на дальневосточном рынке только в 2004 г. : первый – за счет покупки регионального лидера «Даль Телеком Интернэшнл», второй – благодаря запуску собственных сетей. К концу прошлого года «Даль Телеком Интернэшнл» занимал 20% дальневосточного рынка, а к сетям «МегаФона»подключилось около 5% абонентов.

***


По оценкам «iKS-Консалтинг», 2004 г. был последним годом двукратного увеличения сотовой абонентской базы в России – с 36,45 млн до 74,36 млн. В нынешнем году ее рост замедлится, составив 30 – 35%, и будет происходить в основном за счет регионов с учетом того факта, что уровень проникновения в Московской лицензионной зоне уже превысил 100%. Более 85% новых абонентов будет подключено операторами «большой тройки».

Таким образом, в 2005 г. количество региональных абонентов национальных операторов вырастет более чем на 20 миллионов человек.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!