Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2005
01 февраля 2005

Очевидное и вероятное

Договоримся ли о терминах?

Термин «дальняя связь» связисты традиционно использовали в качестве синонима официального термина «междугородная и международная телефонная связь», имея в виду передачу голоса на дальние расстояния. Однако в последние годы, с появлением Интернета и активным развитием технологии передачи голосовой информации по каналам IP (VoIP), это понятие существенно расширилось. И если мы говорим о рынке дальней связи, то должны признать: в узком понимании он не появится до тех пор, пока «Ростелекому» официально принадлежит монополия на услуги междугородной и международной связи в России. В широком – он существует довольно давно, и это реальный рынок с реальной конкуренцией.

Вообще надо сказать, что терминологическими «неоднозначностями» довольно густо усеяно поле дальней связи. Так, ни в новом законе «О связи», ни в проекте «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» не дано определений магистральной сети связи, транспортной сети, транзитной сети. Последний официальный документ, наиболее полно отразивший телекоммуникационный глоссарий, – РД "Основные положения развития ВСС на период до 2005 г.", вышедший в 1996 г. В нем даны следующие определения:
  • сеть транспортная – часть сети связи, охватывающая магистральные узлы, междугородные станции, а также соединяющие их каналы и узлы (национальные и международные);
  • сеть первичная магистральная – часть первичной сети, обеспечивающая соединение между собой типовых каналов передачи и сетевых трактов разных внутризоновых первичных сетей на всей территории страны.
Понятия сеть транзитная нет даже в этом документе, но собственно транзит толкуется как «соединение одноименных каналов передачи или трактов, обеспечивающее прохождение сигналов электросвязи без изменения полосы частот или скорости передачи». В проекте «Правил присоединения... «дано определение услуги транзита вызова. Это «деятельность оператора связи по пропуску трафика между сетями других (другого)операторов(а)сети связи общего пользования Российской Федерации». Как признают сами участники рынка, терминологические пробелы – одна из серьезнейших проблем нормативной базы современного рынка. Но это и важнейшая сфера, к которой специалистам необходимо приложить усилия – иначе трудно будет разобрать, о чем, собственно, идет речь.

Де-юре и де-факто

За последние несколько лет в области дальней связи России сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, рынок официально был монополизирован: только «Ростелеком» имел полноценную лицензию на оказание услуг международной и междугородной связи. При этом сложился круг операторов, которые имели лицензии на выделенные сети (в основном это столичные компании, созданные при участии иностранного капитала), а также достаточно большой слой операторов, получивших лицензии на предоставление телематических услуг, в том числе передачи речевой информации (VoIP). В результате при формальном признании монополии «Ростелекома» реально достаточно большой объем трафика уходил к операторам, которые под другими лицензиями фактически оказывали те же самые услуги, что и национальный оператор дальней связи. Более того, себестоимость трафика для этих операторов была ниже, чем себестоимость трафика «Ростелекома» и, соответственно, предлагаемые ими цены на услуги междугородной и международной связи были ниже тарифов «Ростелекома».

Тенденция эта набирала силу постепенно, но после 2000 г. достигла масштабов, не считаться с которыми стало уже невозможно. В этот период активно развивались крупные операторские структуры, часть их предоставляла услуги только конечным своим потребителям (выделенные сети), часть – через карты предварительной оплаты (крупные операторы IP-телефонии). Кроме того, быстро росло число новых операторов, желающих предоставлять услуги международной и междугородной связи по лицензиям на услуги телематики – с точки зрения обязательств перед регулирующими и контрольными органами барьер выхода на этот рынок был невысок (достаточно было получить лицензию, установить узел для услуг телематики, заключить договоры с IP-операторами – и можно начинать предоставлять услуги по картам предоплаты). Имеет ли право оператор телематики заключать договоры с международными телефонными операторами на услуги VoIP? Что не запрещено – то разрешено. При этом качество предоставляемых услуг далеко не всегда было хорошим. И поскольку долгое время сохранялись старые правила игры, ситуация требовала решения этой проблемы – приведения правил в соответствие с реалиями сегодняшнего дня: хотя формально «Ростелеком» является монополистом, но реально он, по разным оценкам, потерял уже около 50%рынка. Назрела необходимость установить такие правила, которые, во-первых, позволяют потребителю получить услугу связи нужного качества, а во-вторых, выбрать ту услугу того или иного оператора, которая совпадает с его потребительскими предпочтениями. Совсем недавно Мининформсвязи объявило об ускоренной демонополизации дальней связи: еще в июле – августе прошлого года назывались сравнительно отдаленные сроки (2007 г.), а уже в ноябре прозвучало, что демонополизация грядет в ближайшие месяцы.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!