Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  21 июля 2008

Статистика в конвергентном мире

Нередко, публикуя цифры по тому или иному сегменту рынка, мы оговариваемся: "по разным данным", "по разным оценкам". Виной тому несовершенство существующей системы сбора и предоставления статистической информации, которой оперируют отраслевые аналитики, а затем тиражируют СМИ.

Сама по себе отрасль уже далеко не только отрасль связи: она объединяет массу новых услуг, возникших в результате конвергенции трех миров – телефонного, компьютерного и медийного. Чтобы оценить перспективные потребности конвергентного мира в системе сбора статистики, Некоммерческое партнерство "Центр исследования проблем развития телекоммуникаций" (НК ЦИПРТ) и журнал "ИКС" собрали за круглым столом авторитетный консилиум аналитиков - представителей крупнейших операторов связи и аналитических агентств (материалы круглого стола, а также комментарии к ним представителя Минкомсвязи будут опубликованы в "ИКС" №9, 2008).

Татьяна ТолмачеваПо словам Татьяны Толмачевой, ведущего консультанта агентства iKS-Consulting, аналитики телекоммуникационного рынка сталкиваются в своей ежедневной работе со следующими основными проблемами: ограниченный перечень публичных показателей; существенный временной лаг; отсутствие подробной инструкции и рекомендаций по заполнению форм (что порождает различные интерпретации, разные подходы к оценке рынка). Кроме того, отраслевая статистика не отражает новые услуги (электронная коммерция, цифровое ТВ, цифровая дистрибуция контента), которые уже достаточно ярко заявили о себе в отрасли и которые нужно учитывать, поскольку операторы связи на них зарабатывают.

"В своей работе мы опираемся на классификацию услуг связи и на показатели статистического наблюдения, которые собираются на регулярной основе, - заметила Т. Толмачева. – Но следует отметить, что классификация не совпадает с перечнем услуг связи, подлежащих лицензированию; она не совпадает (или совпадает частично) с отраслевым классификатором. Отраслевой классификатор объединяет у нас транспорт и связь. При этом всё-таки связь у нас как направление идет отдельно; отдельно - информационные технологии; отдельно - медийное направление (в других группах экономической деятельности). Наконец, в классификаторе сохранились "отмирающие" услуги, в то время как перспективные новые сегменты, определяющие дальнейшее развитие отрасли и требующие повышенного внимания (например, сегмент широкополосного доступа в Интернет) явно не обозначены. Это, конечно, очень усложняет работу аналитиков и в операторских, и в исследовательских компаниях".

Вторая "опора" аналитиков – показатели – тоже не отличается надежностью: с одной стороны, их огромное количество (компании заполняют ежемесячно и ежеквартально десятки форм статотчетности),  с другой - однако в существующей системе статистического наблюдения не отражены многие показатели, дающие возможность проанализировать рынок и необходимые аналитикам, "как хлеб".

Следует отметить, что сегодня система государственного статистического учета переживает эпоху перемен, и на нынешнем этапе реформирования позиция активных потребителей статистической информации (каковыми и являются аналитики) должна сыграть свою конструктивную роль в общем процессе. Вероятно, изобретать велосипед для ответа на сакраментальный вопрос "что делать?" нет необходимости: Т. Толмачева предложила обратиться к международному опыту. А он показывает, что начиная с 2000 г. проходит реформирование систем статистического наблюдения во многих странах (в Японии, Великобритании, Австралии, Гонконге и др.).

 Первый признак реформ - объединение отраслей ТВ, связи, ИТ и медиа в единое ведомство (как известно, эта волна объединения докатилась и до России, однако система статистического наблюдения на "конвергентного регулятора" пока не отреагировала: она "заточена" только под связь). Второй признак - принятие новых отраслевых классификаторов, объединяющих и связь, и информационные технологии, и медиа. И третий - внедрение новых показателей, характеризующих как эффективность отрасли, так и уровень развития информационных технологий в государстве.

"Поскольку пересмотрена роль информационных технологий в экономике, то страны  соответственно и пытаются внедрить те показатели, которые могут оценивать роль ИКТ для развития экономики, - отметила Т. Толмачева. – Очевидно, что нужно обязательно внедрять новые показатели, пересматривать классификатор с учетом новых услуг.  И, соответственно, пересматривать методы сбора данных - снижать нагрузку на объекты статистического наблюдения и при этом облегчать предоставление информации".

При этом, по мнению Т. Толмачевой, не стоит забывать, что успех реформирования системы наблюдения зависит от государственной поддержки, с обеспечением финансирования, с введением специальных законов, а также от способности статистического ведомства оперативно реагировать на изменения потребностей общества  в получении достоверной информации.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!