Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7-8 2008
Сергей ЛИПАТОВ  28 июля 2008

ТТК собрался «взять» розницу

«Компания ТрансТелеКом» (с 28 мая – просто ТТК), магистральный оператор связи, выходит на новые рынки – в сегмент розничных услуг. Для этого потребовались новая стратегия, строительство розничной телекоммуникационной инфраструктуры и поиск новой базовой услуги. О том, как компания собирается достигать своих целей, рассказывает президент ТТК Сергей ЛИПАТОВ.

 – ТТК приняла новую стратегию развития и выходит в розницу. Что включает в себя эта стратегия? – Новая стратегия ТТК охватывает период с 2008 по 2015 г. Ее можно условно разделить на два блока. Первый – дальнейшее развитие ТТК на традиционных для нас рынках: предоставление услуг российским и международным операторам связи, крупным корпоративным клиентам. К этим услугам относятся аренда национальных и международных каналов связи, услуги дальней связи и пропуска трафика, построение IP VPN, магистральный доступ в Интернет. Второй – выход в новые потребительские сегменты: население, предприятия малого и среднего бизнеса. Этим категориям клиентов мы планируем оказывать услуги широкополосного доступа в Интернет, дальней связи, местной телефонии. Будем развивать контентные сервисы, полноценный triple play, строить «последнюю милю» до конечного потребителя. Реализация первого этапа стратегии уже началась. Интенсивно наращивается региональная инфраструктура, создаются местные сети доступа. Предоставляются услуги дальней связи физическим лицам, малому и среднему бизнесу, в этом году начнется активная продажа этому сегменту услуг широкополосного доступа, других розничных услуг. Продолжится и строительство магистральных сетей. Уже в 2008 г. планируем построить розничную телекоммуникационную инфраструктуру в 54 городах РФ, в 2009-м – еще в 46. В итоге к 2010 г. ТТК будет работать более чем в 120 городах России. А дальше – посмотрим. Реализация новой стратегии позволит компании к 2015 г. значительно увеличить доходы – в 2,5 раза, а также и свою стоимость, и долю на рынке. Предполагается, что в 2015 г. объем выручки превысит 50 млрд руб., а общий объем инвестиций за годы реализации проекта (включая инвестиции в розничные сети и развитие существующего бизнеса) составит более 40 млрд руб. – Какие доли на новых рынках планирует занять ТТК? – На рынке дальней связи пока реально говорить о 8–10%. Что касается широкополосного доступа в Интернет, то к 2015 г. доля ТТК по числу подключенных домохозяйств должна составить около 25%. В целом планируется, что к 2015 г. на ТТК будет приходиться 17% доходов регионального розничного рынка (это прежде всего широкополосный доступ). Общая доля компании в доходах рынка фиксированной связи, куда входят как розничные, так и традиционные услуги ТТК, составит, по нашим подсчетам, не менее 10%. – Чем обусловлена необходимость выхода на розничный рынок, зачем это понадобилось ТТК? – Прежде всего мы понимали, что компания накопила критическую массу – ей стало тесно в качестве магистрального оператора. Нам нужен был сегмент телекоммуникационного рынка, в котором при использовании всех технических, организационных, человеческих возможностей можно было бы совершить революционный прорыв. Такой сегмент мы нашли в розничном рынке связи. Еще один фактор, определивший наш выбор в пользу розницы, – высокая доходность этого сегмента. Емкость рынка, на котором традиционно работал ТТК, не превышает 60 млрд руб. С учетом того что доход ТТК за 2007 г. составил более $1 млрд, мы контролируем 40%. В то же время в прошлом году почти половина доходов рынка фиксированной связи была получена от оказания услуг населению. А вместе с услугами предприятиям малого и среднего бизнеса эта доля превысила 60%. Таким образом, общий объем целевого рынка ТТК, включающего все услуги, предоставляемые нашей компанией корпорациям и, в перспективе, домохозяйствам и малому бизнесу, оценивается в 2008 г. более чем в 360 млрд руб. Есть куда расти. Не менее важная причина – понимание того, что без таких инициатив со стороны компаний, подобных ТТК, невозможно дальнейшее развитие отрасли связи, улучшение качества жизни наших сограждан. Я уверен, что реализация нашей стратегии станет одним из факторов развития информационного общества в России. – Компания провела ребрендинг. Это связано с выходом на розничный рынок? – Конечно, связано. Ребрендинг – часть новой стратегии компании. Новый бренд должен быть близок и понятен разным категориям клиентов ТТК – как корпоративным, так и розничным. Важно, что новый бренд рассчитан на разные целевые аудитории. До сегодняшнего дня мы работали только на корпоративном рынке, и наш прежний логотип был чересчур консервативен, поэтому решение о ребрендинге было абсолютно логичным. Была выбрана монобрендовая архитектура: не несколько разных торговых марок, а одна торговая марка с разными дескрипторами для разных направлений деятельности – корпоративного, интернет-доступа, МГ/МН-связи. Универсальная ценность бренда сформулирована одной короткой фразой: «Предвидеть и достигать». Это значит, что мы должны обладать способностью быстрее самого рынка понимать, какие услуги будут вос-требованы завтра.  – А что в результате реализации новой стратегии получат потребители услуг? – Для существующих потребителей новая стратегия мало что изменит. Во всяком случае перемен в худшую сторону точно не будет. Качество услуг связи от ТТК для операторов связи и крупных корпоративных клиентов не снизится. Актуальная задача в этих сегментах – повышение уровня постпродажного обслуживания. Наши новые клиенты по всей России будут пользоваться услугой МГ/МН-связи. К 2010 г., когда в 120 городах России будет развернута «последняя миля», они получат возможность широкополосного доступа в Интернет. А в «глобальном» смысле они получат легкий и быстрый доступ к бесценному источнику знаний, возможность общаться с людьми по всему миру, используя последние технологические достижения. Что позволит людям разных культур лучше понять друг друга, чем общение? Этим мы сможем способствовать ликвидации информационного отставания России от ведущих экономических держав. – Что будет вашей базовой услугой? – Для розничного рынка базовой услугой будет широкополосный доступ в Интернет. Сегодня в регионах эта услуга чаще всего предоставляется на скоростях 128–256 кбит/с. Компания ТТК готова увеличить скорость, а значит, качество услуги, в несколько раз. Кроме того, в регионах мы планируем предлагать безлимитные тарифные планы с московским уровнем цен, который доступен значительной части населения страны. В регионах этого не делает никто. Да, есть скорости выше, чем 256 кбит/с, есть безлимитные тарифы. Но – по отдельности: и то и другое слишком дорого для потребителя, такие услуги – не массовые, они индивидуальны и рассчитаны на состоятельных граждан. Мы же намерены сделать региональный Интернет доступным. Понятно, что часть потребителей предпочтет остаться с низкоскоростным Интернетом, но получать от одного провайдера услуги и местной связи, и дальней, и телевидения – всё в одном пакете. Над такими пакетами услуг мы работаем. Продажи будем осуществлять по агентской схеме и через собственные офисы. Для постпродажного обслуживания уже создан call-центр, наша система CRM универсальна, она рассчитана на 10 млн абонентов и позволяет работать как с корпорациями, так и с физическими лицами. – Каким образом в свете новой стратегии будут строиться отношения с прежними партнерами, ведь они становятся вашими конкурентами? – С одной стороны, ТТК, развивая свой розничный бизнес, входит на территорию своих нынешних клиентов, которые, как вы справедливо заметили, становятся нашими конкурентами. Очевидно, что в первый момент ТТК может некоторых из них потерять. Но ситуация на рынке такова, что получить необходимую услугу, будь то аренда канала связи или магистральный доступ к Интернету, можно только у других федеральных операторов, которые в разной степени также являются игроками на розничных рынках. Так что в результате партнерам ТТК придется выбирать оператора, ориентируясь не на то, предоставляет он розничные услуги или нет, а просто на соотношение цены и качества. Именно эти факторы и будут для ТТК основными рычагами регулирования отношений с клиентами – операторами связи. – Изменится ли характер взаимодействия ТТК и акционера? Какие услуги сможет предложить ТТК дочерним компаниям РЖД? – Нет, не изменится. Дочерним компаниям ОАО «РЖД» будет доступен весь пакет услуг ТТК: традиционные магистральные услуги, телефония, дальняя связь. Кроме того, по заказу Минтранса РФ мы давно и активно работаем над созданием единого информационного пространства российской транспортной отрасли, которое позволит сделать грузоперевозочный процесс менее затратным и более прозрачным, что в конце концов повлияет и на инвестиционную привлекательность транспортных компаний. А вот с рынком взаимоотношения ТТК наверняка изменятся. Несмотря на то что пока компания остается закрытым акционерным обществом, в ближайшем будущем степень информационной открытости ТТК возрастет многократно: компания выходит на розничные сегменты рынка и вступает во взаимоотношения с большим количеством людей и компаний. Мы будем регулярно и подробно информировать рынок и потребителей о себе, своей деятельности и инициативах. – Не являются ли нынешние низкие тарифы ТТК на дальнюю связь приманкой, не повысятся ли они в дальнейшем? – Нет, цены не вырастут. Тарифы ТТК ниже тарифов основных конкурентов благодаря использованию ресурсов магистральной цифровой сети связи и, как мы надеемся, эффективному управлению в нашей компании. Вообще же, клиенты защищены самим рынком: основная тенденция развития рынка дальней связи – постепенное сокращение стоимости аренды магистральных каналов, снижение тарифов при увеличении количества действующих игроков. Так, наша компания в рамках проекта дальней связи нашла возможным в пилотных регионах предложить населению тарифы по ряду направлений почти на 20–60% ниже существующих на рынке. – Где и кому будет доступна услуга МГ/МН-связи? – По действующим условиям любая компания, получившая коды и разрешение на оказание услуг дальней связи, обязана предоставлять эти услуги всем категориям потребителей. Продвижение услуг дальней связи ТТК для населения начинается с пилотных регионов (Дальневосточный федеральный округ и Челябин-ская область), где мы отрабатываем нашу тарифную и маркетинговую политику. Потом мы распространим этот опыт на всю территорию России. В данных регионах, для того чтобы стать абонентом ТТК, физическому лицу нужно с домашнего телефона набрать бесплатный номер (в коде 800) и тем самым подтвердить свое намерение переключиться в сеть ТТК или прийти в один из офисов продаж партнеров ТТК и подписать контракт, после чего в течение двух-трех рабочих дней произойдет переключение. – На чем основана ваша стратегия работы на рынке МГ/МН-связи? Вы делаете ставку на hot choice или на preselect? – По нашим оценкам, потенциал рынка междугородной и международной связи в России составляет около 75 млрд руб. в год. При текущей ситуации мы планируем за пять лет занять не менее 8–10% рынка. Однако, если на законодательном уровне будет введен режим hot choice, который значительно упрощает процедуру выбора оператора, наш прогноз будет изменен в сторону увеличения доли присутствия на рынке дальней связи. Мы готовы к любой ситуации. – Резюмируя нашу беседу, спрошу, в чем состоит ближайшее будущее ТТК? – Главная задача ТТК – превратиться из нишевого оператора в ведущего россий-ского оператора связи с широким спектром качественных услуг: от доступа в Интернет до телевидения, от междугородных звонков до местной телефонной связи. Нашим традиционным партнерам – крупным корпорациям, операторам связи – мы обеспечим эффективную современную связь с российскими регионами, а нашим зарубежным коллегам предоставим не просто надежный телекоммуникационный мост между странами Европы и Азии, но настоящие «телекоммуникационные ворота» в Россию, в каждый ее крупный город. А это, на мой взгляд, создаст необходимые предпосылки для переориентации нашей экономики с сырьевой модели на инновационную. При этом мы будем постоянно развивать свой потенциал одной из крупнейших инфраструктурных компаний в стране.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!