Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7-8 2008
Евгения ВОЛЫНКИНА  28 июля 2008

Всеобщая ЦОДофикация

В России дата-центры как направление бизнеса появились в 1999–2000 гг. Пионерами, как и следовало ожидать, стали самые богатые организации – банки, нефтегазовый сектор и госструктуры, начавшие строить ЦОДы для обработки больших массивов собственных данных. В последние годы информатизация бизнеса и многих услуг идет особенно активно. Автоматизированные системы управления предприятием есть уже не только у всех крупных, но и у многих средних компаний.

В России дата-центры как направление бизнеса появились в 1999–2000 гг. Пионерами, как и следовало ожидать, стали самые богатые организации – банки, нефтегазовый сектор и госструктуры, начавшие строить ЦОДы для обработки больших массивов собственных данных. ЦОДы для обработки чужих данных, так же как и на Западе, первыми стали создавать интернетпровайдеры, поскольку им надо было гдето размещать сайты своих клиентов и обеспечивать их связь с остальным Интернетом. К тому времени многие пользователи, имеющие собственные сайты или собирающиеся их завести, уже поняли, что самостоятельное обслуживание сайта – занятие довольно хлопотное, которое к тому же не гарантирует нужной скорости доступа, так как для этого требуется очень широкий канал связи с Интернетом, а для обеспечения бесперебойной работы таких каналов должно быть как минимум два, что по карману только какомунибудь корпоративному монстру. Зато широкие каналы (да еще с резервированием) есть у интернетпровайдеров, которым в принципе несложно поставить у себя несколько серверов для хранения сайтов своих клиентов и заработать на этом дополнительные деньги.

 

В последние годы информатизация бизнеса и многих услуг идет особенно активно. Автоматизированные системы управления предприятием есть уже не только у всех крупных, но и у многих средних компаний. Документооборот переводится в электронную форму. Повсеместно устанавливаются платежные терминалы для оплаты услуг сотовой связи, доступа в Интернет, ЖКХ. Биллинговые системы крупнейших мобильных операторов обслуживают десятки миллионов абонентов. Информационные системы ритейловых сетей, охватывающих целые регионы страны, должны обрабатывать данные всех кассовых аппаратов, информацию о складских запасах и доставке товаров во все магазины сети. Растет спрос на тяжелый мультимедийный контент. Все это требует централизованной обработки гигантских объемов данных. Причем процесс этой обработки часто должен быть непрерывным, так как, например, даже небольшой простой биллинговой системы грозит оператору серьезными убытками. Компьютерные системы, способные обрабатывать с нужной скоростью такие объемы информации, потребляют столько электроэнергии, что для их нормальной работы уже недостаточно серверной комнаты в офисе. Компаниям приходится либо строить свой ЦОД с соответствующими системами бесперебойного электропитания и охлаждения, что требует колоссальных затрат, либо обращаться к услугам коммерческих дата-центров.

 

Аутсорсинг: куда ни кинь...

 

Но такой аутсорсинг не всем подходит. Иногда политика безопасности компании запрещает передавать данные в чужие руки, хотя современные технологии защиты информации позволяют обеспечить конфиденциальность данных и при их обработке в сторонней организации. Правда, реализовать вариант аутсорсинга сейчас не такто просто: спрос намного превышает предложение. Коммерческие дата-центры в России строятся довольно активно, но площадей все равно не хватает и места в ЦОДах бронируются задолго до их ввода в эксплуатацию. Неизбежное следствие этого дефицита и ажиотажного спроса – рост цен. За последние тричетыре года стоимость аренды серверной стойки в ЦОДе выросла в пятьшесть раз (!).

 

Московские цены уже выше среднеевропейских и американских. И ситуация, судя по всему, улучшится не скоро. Хотя оборудование для ЦОДа обходится недешево, немалый вклад в конечную цену проекта вносит стоимость электричества, причем не самих потребленных киловаттов, а фактически только разрешения на подключение к энергосети. Плата за подключение составляет сейчас 100 тыс. руб. за 1 кВт в центре Москвы, до 70 тыс. руб. – на окраине столицы и до 50 тыс. руб. – в коттеджных поселках в ближнем Подмосковье. Но и за такие деньги электричества в Москве практически нет.

 

В регионы за электричеством

 

В некоторых районах Московской области, а также в других регионах ситуация с электричеством не столь остра, но любой дата-центр требует толстых каналов связи, а с ними на большей части территории страны большие проблемы. Да и там, где они есть, цены на трафик, как правило, в разы превосходят московские. Правда, есть некоторая надежда на российских магистральных операторов, которые в последние годы активно двинулись в регионы, что способствовало некоторому снижению цен на интернетдоступ. Причем операторы не только потянули туда оптоволокно, но и сами стали строить ЦОДы. Например, недавно «Ростелеком» запустил дата-центры в Новосибирске, Екатеринбурге и Хабаровске, подключив их к своей магистральной сети. Причем в Хабаровске ЦОД располагается на одной площадке с точкой обмена интернеттрафиком РосНИИРОС. Занялись строительством дата-центров в своих регионах и МРК. В сентябре прошлого года «Синтерра» анонсировала программу строительства сети из 40 дата-центров в крупнейших городах России. Двинулись в регионы и корпоративные заказчики. Так, все операторы «большой сотовой тройки» уже имеют там ЦОДы и продолжают их строить: до конца 2008 г. МТС планирует построить пять дата-центров в пяти федеральных округах, а «МегаФон» намерен открыть семь ЦОДов.

 

Перспективным представляется и планируемое строительство дата-центров в открывающихся технопарках. К примеру, анонсированы планы строительства в технопарке подмосковной Дубны двух самых крупных в России дата-центров площадью 10 и 20 тыс. м2. Правда, скорой реализации этих планов ожидать не приходится (завершение проекта намечено на 2013 г.) и, следовательно, ликвидации дефицита услуг ЦОДов тоже.

 

Мировая мода

 

Несмотря на столь бурную деятельность, Россия, как водится, заметно отстает в деле ЦОДостроения от развитых стран. Там вокруг дата-центров давно сложилась мощная индустрия, созданы ассоциации владельцев ЦОДов, производителей различного оборудования для них, консалтинговых и специализированных строительных компаний, например Институт профессионалов в области дата-центров (IDCP), Ассоциация менеджеров информационных центров (AFCOM), Американское общество инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха (ASHRAE).

 

С 1993 г. в США действует авторитетная организация Uptime Institute, названная в честь основного критерия качества работы дата-центра – времени доступности сервера (uptime). На основе анализа имеющихся дата-центров, всех их систем и оборудования она вырабатывает рекомендации по обеспечению максимально надежной работы ЦОДов. Именно Uptime Institute предложил классификацию дата-центров по уровням надежности Tier I, II, III и IV (см. таблицу), определяющую среднее время простоя серверов ЦОДа в зависимости от структуры инженерных систем и уровня их избыточности. Есть также принятый в 2005 г. отраслевой стандарт TIA/EIA942 Telecommunications Infrastructure Standard for Data Center (Стандарт на телекоммуникационную инфраструктуру центров обработки данных), разработанный Ассоциацией телекоммуникационной промышленности США (TIA) и охватывающий многие аспекты создания ЦОДов разных уровней надежности, в том числе принципы построения систем электропитания и кондиционирования, кабельных систем, требования к резервированию отдельных элементов ЦОДа, характеристики помещения, особенности размещения оборудования и многое другое, вплоть до расположения гостевой парковки.

 

У нас ничего похожего на профессиональные ассоциации пока нет и неизвестно, когда будет. Да, сообщения о создании или планах создания новых российских дата-центров появляются чуть ли не каждую неделю, но круг участников этого рынка остается довольно узким. Даже его старожилы имеют не такой уж большой опыт, а опыта проектирования и построения больших ЦОДов площадью несколько тысяч квадратных метров нет фактически ни у кого. Получить такой опыт на строительстве небольших дата-центров нельзя, так как они требуют оборудования другого класса и других инженерных решений. Так что пока остается смотреть на Запад и перенимать опыт там. Он должен пригодиться уже скоро (на вышеуказанном проекте дата-центров в Дубне).

 

Проблемы «озеленения»

 

Мировая индустрия ЦОДостроения сейчас озабочена «озеленением» дата-центров. Недавно Uptime Institute и консалтинговая компания McKinsey & Co представили доклад, в котором утверждается, что к 2020 г. объемы парниковых газов, выбрасываемых дата-центрами в атмосферу, увеличатся в 4 раза и превзойдут объемы выхлопов всех самолетов мира. Там же говорится, что цены на энергоносители растут со скоростью 16% в год, а основной проблемой для дата-центров является резкий рост энергопотребления, который обгоняет рост вычислительной мощности. Компании, строящие и эксплуатирующие дата-центры, обеспокоены тем, что их затраты на электроэнергию сильно выросли за последние годы и продолжают расти. По данным IDC, в 1996 г. на электроэнергию приходилось примерно 15% затрат на эксплуатацию дата-центров, а к 2010 г. ее доля возрастет до 70%. Поэтому около половины опрошенных Uptime компаний собираются в течение ближайшего года модернизировать свои ЦОДы, чтобы снизить энергопотребление их инженерных систем и ИТ-оборудования. Причем заинтересованы в этом прежде всего ИТ-директора, так как электроэнергия для дата-центров на Западе уже давно оплачивается из ИТ-бюджета компании.

 

Наших владельцев ЦОДов до недавнего времени больше волновал вопрос, где вообще взять электричество, а не его цена. Но теперь мы стараниями наших энергетиков, и в первую очередь почившего в бозе РАО ЕЭС, по стоимости 1 кВт.ч догнали США, а счет энергопотребления нынешних дата-центров идет на мегаватты. К тому же западная практика внесения платы за электричество, потребляемое ЦОДом, в ИТ-бюджет пришла уже и в Россию. Судя по всему, скоро она станет обычной для всех корпоративных дата-центров. И тогда ИТ-директора наших компаний вслед за владельцами коммерческих  ЦОДов и всем прогрессивным человечеством должны будут озаботиться проблемами экономии электроэнергии всеми доступными способами.

Самые распространенные услуги коммерческих ЦОДов

 

Виртуальный хостинг – размещение вебсайтов клиентов на серверах дата-центра, подключенных к Интернету.

 

Dedicated server – аренда у оператора дата-центра выделенного сервера необходимой конфигурации для выполнения приложений одного клиента.

 

Colocation – размещение в дата-центре физического сервера клиента и подключение его к широкополосным каналам связи. Обычно в состав услуги также входят обеспечение климатического режима, резервированное электропитание, охрана, мониторинг и простейшее техобслуживание оборудования (перезагрузка).

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!