Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 7-8 2008
Евгения ВОЛЫНКИНА  28 июля 2008

Происхождение вида

Первые дата-центры, или центры обработки данных, появились в 60х годах прошлого века. Их сердцем были мэйнфреймы.

Первые дата-центры, или центры обработки данных, появились в 60-х годах прошлого века. Их сердцем были мэйнфреймы. Больше всего наследили в истории мэйнфреймы IBM 360, которые потом у нас решили клонировать, отказавшись от собственных компьютеров БЭСМ6, «Мир» и др., инженерные решения которых во многом превосходили американские разработки. Так что в эпоху тогдашних дата-центров наша страна вошла с аналогом продукции IBM под названием ЕС ЭВМ. Разные модели этой серии выпускались с 1971 по 1998 г., и ими были оснащены многие советские предприятия и НИИ.

 

В 60–70х годах дата-центры использовались главным образом для решения сложных вычислительных задач, под каждую из которых писалась своя программа. Затраты на дорогие мэйнфреймы (они и сейчас недешевы) и на штучную работу по созданию ПО могли позволить себе только крупные богатые компании, и это сдерживало широкое распространение дата-центров. Именно тогда возникла концепция обработки информации как централизованного сервиса, предоставляемого вычислительным центром всем остальным подразделениям компании. По нынешней терминологии это внутренний аутсорсинг. Для внешнего аутсорсинга условий тогда не было, поскольку он требует наличия стандартных приложений, пользоваться которыми могут самые разные компании.

 

Активный рост ЦОДов начался в 80-х годах, когда компьютерное оборудование пошло в массы (пока только западные) и в связи с этим заметно подешевело. Одновременно увеличились мощность компьютеров и объем запоминающих устройств, компании стали создавать для обработки корпоративных данных свои вычислительные центры, а крупные компании, имевшие филиалы в разных городах и странах, соединяли свои дата-центры линиями связи.

 

Появление Интернета дало мощный толчок развитию дата-центров. До середины 90-х годов Интернет использовался главным образом для обмена электронной почтой и другими данными между пользователями, но со временем компании оценили перспективы Сети как среды ведения бизнеса. Для этого понадобились высокопроизводительные компьютеры и широкополосные линии связи, работающие стабильно и круглосуточно. Чтобы обеспечить такой режим работы мощных компьютеров, нужны были системы, поддерживающие необходимые климатические условия и непрерывную работу, т.е. системы кондиционирования и резервного питания, а также круглосуточная техническая поддержка. В общем-то, это и есть портрет современного дата-центра.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!