Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 7-8 2008
Дмитрий КОМИССАРОВ  28 июля 2008

Дата-центр. Для себя и на продажу

ЦОДы, которые строятся для того, чтобы сдавать мощности и предоставлять услуги сторонним компаниям, и корпоративные дата-центры – исключительно для собственных нужд.

Дмитрий КомиссаровЦОДы «для себя» строят обычно достаточно крупные компании, имеющие дата-критичный бизнес. Если это не «времянка», а важный для компании проект, то зачастую это более дорогое решение по сравнению с коммерческим ЦОДом, его проектируют с запасом по мощности, надежности и резервируемости оборудования, даже большим, чем реально нужно.

 

Коммерческие дата-центры рассчитаны, как правило, на небольших корпоративных клиентов и хостинг интернетсайтов, которым бесперебойность работы менее важна. К тому же это всетаки коммерческий проект, рассчитанный на получение прибыли, и владельцы стараются минимизировать свои издержки, экономя на системах кондиционирования и охлаждения, на резервных дизельгенераторах. Поэтому уровень защищенности от всяческих аварий в коммерческих дата-центрах ниже.

 

Еще одно важное отличие состоит в том, что у коммерческого ЦОДа обычно огромное число клиентов (десятки, сотни и даже тысячи). В корпоративный дата-центр, по идее, не пускают никого, кроме персонала самого ЦОДа (в некоторых компаниях руководители любят водить в ЦОД клиентов и партнеров, но по правилам делать это категорически запрещено). А в коммерческом ЦОДе бывает два варианта режима: либо в нем все делают только сотрудники дата-центра (но такой порядок очень сложно выдержать), либо доступ к стойкам имеют и сотрудники клиентов, и тогда обеспечение безопасности и разграничение доступа – гораздо более сложная задача.

 

Аналогичная ситуация с сетевой безопасностью. Оператору коммерческого ЦОДа нужно изолировать каналы связи клиентов друг от друга, иначе при DOS-атаке на один из хостящихся сайтов произойдет отказ в обслуживании у всех остальных клиентов. Закрытый корпоративный дата-центр, где работают серьезные информационные системы и хостится только корпоративный сайт, «чужие» DOS-атаки не беспокоят.

 

Ситуации с рабочими нагрузками на разные дата-центры тоже различаются. Если ЦОД спроектирован без достаточного резерва для пиковых нагрузок, а это бывает довольно часто изза экономии на системах жизнеобеспечения (см. выше), то проблемы неизбежны. Какие именно бизнесприложения работают на серверах корпоративного дата-центра и как в них меняется нагрузка, его администраторам хорошо известно, какихто резких, непредсказуемых скачков там обычно не бывает. К тому же в частном ЦОДе не может вдруг появиться система с произвольными характеристиками. В коммерческом ЦОДе хозяева, как правило, не знают, какие именно приложения работают на серверах клиентов и чего от них можно ожидать. Если там стоят серверы какихнибудь информационных сайтов, резкое повышение нагрузки предсказать сложно. Например, произошло какоето неординарное событие, люди пошли на сайты за информацией, серверы поднялись, диски завертелись, энергопотребление резко возросло. А если в это время на улице +30оС, система охлаждения ЦОДа может не выдержать перегрузки, в результате – перегрев и серверы встали. То же самое может произойти и при виртуальном хостинге серверов.

 

В общем, требования к надежности и работоспособности коммерческого ЦОДа ниже, но проблем с эксплуатацией больше.

 

В такой ситуации, на мой взгляд, правильно действуют дата-центры, которые продают клиентам места под стойки с заданным уровнем потребляемой мощности. Таким образом часть проблем перекладывается на клиента. Если его серверы превысили оплаченный уровень мощности (например, 3 кВт), автомат просто отключит такую стойку и остальное оборудование ЦОДа не пострадает. В большинстве же старых дата-центров сделано подругому. Там определен максимальный уровень подвода мощности к стойке (например, 10 кВт), и у каждой стойки стоит автомат, который позволяет этот уровень выбрать, но сумма этих максимальных мощностей больше, чем общая мощность, подведенная к залу, и она больше той, на которую рассчитана система охлаждения ЦОДа. Поэтому, если всплеск нагрузки случился одновременно на многих стойках, то дата-центр остановится.

 Но клиентам выбирать не приходится. В новых, старых, «правильных» и «неправильных» дата-центрах мест практически нет. Общая потребность в новых мощностях ЦОДов в 2008 г. составляет, по скромным подсчетам, около 3 тыс. стоек, а реально будет введено в эксплуатацию порядка 1 тыс. стоек. И этот дефицит сохранится, на мой взгляд, как минимум до 2010 г. Вот корпоративные клиенты и пытаются строить своими силами, наступая на те же грабли, по которым уже прошлись другие. Ведь в проектировании, строительстве и эксплуатации дата-центров масса тонкостей, известных только специалистам, которых у нас пока немного. Поэтому стоимость корпоративных ЦОДов по отношению к полученному результату очень высока.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!