Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2005
И. А. ТИШКОВА  01 февраля 2005

Спрос–предложение на рынке услуг

Окончание. Начало см. № 1’2005.

Инвестиционные решения

Для конкретизации направлений возможного развития необходимо выполнить анализ региональных возможностей и потребностей в средствах связи. Результатом его станет решение о направлении инвестиций на развитие сетей - количественный рост (расширение зоны охвата) и/или качественный рост (повышение качества и расширение спектра услуг, внедрение технологий, снижающих тарифы на услуги связи).

Количественный рост сетей связи оценивается по динамике показателя телефонной плотности, а качественный - по показателю среднего трафика дальней связи на одного жителя. Исходящий трафик дальней связи (междугородной и международной) - один из наиболее быстро растущих показателей развития сетей - определяется в основном экономическими характеристиками: средними доходами и розничным товарооборотом на душу населения.



В целях обоснования конкретных направлений (характера) инвестиций и экономически целесообразного их объема дальнейший анализ проводился именно по тем 33 операторам связи, для которых была определена необходимость инвестиций, т. е. в сферу анализа включены все региональные операторы, попавшие в квадрант I (10 компаний), и часть операторов квадрантов II и IV, у которых не хватает технических возможностей для удовлетворения платежеспособного спроса (23 компании).



Для выявления факторов, наиболее тесно связанных с вариацией результативных признаков, использован алгоритм, представленный в табл. 1 (см. «ИКС» № 1’2005, с. 58). Каждый из результативных показателей развития операторов связи зависит от отдельной, свойственной именно ему, группы региональных характеристик. Из всех характеристик регионов отобраны те, которые оказывают наибольшее влияние на показатели развития региональных сетей связи (табл. 6).

По результатам анализа выделен 21 регион, где спрос на рынке способен поглотить дополнительный прирост станционной емкости: Липецкая, Калужская, Свердловская, Самарская, Тверская, Орловская, Астраханская, Новгородская, Ульяновская, Калининградская, Новосибирская, Нижегородская, Камчатская и Сахалинская области, республики Калмыкия, Хакасия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Коми, Хабаровский край и Ханты-Мансийский автономный округ.



Использование в анализе уравнения множественной регрессии позволило выявить регионы, где фактический объем дальнего трафика на одного жителя существенно отличается от расчетной величины. Значительное превышение расчетного уровня дальнего трафика отмечается в тех регионах, где относительно выше уровень развития предпринимательства, промышленного производства, больше объем экспортно-импортных операций и выше уровень жизни (Московская, Тюменская, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и др.), а также в отдаленных от центра регионах Дальнего Востока. В этих районах региональные операторы не полностью используют потенциал регионов.

Интересно отметить также и относительно небольшой объем дальнего трафика в регионах с низким уровнем жизни и неразвитой инфраструктурой. Здесь действуют другие факторы - темпы роста миграционного потока, объем теневых доходов жителей, склонность к общению по телефону, а также отсутствие конкуренции на рынке услуг доступа к междугородной и международной связи. К таким регионам относятся республики Адыгея, Калмыкия и др.



На основании проведенных расчетов можно сделать заключение о перспективном направлении инвестирования средств. Существенное превышение фактической телефонной плотности над расчетной предполагает активизацию усилий операторов не в сторону расширения рынка, а в направлении повышения качества услуг. И наоборот. По итогам расчетов перспективные направления инвестирования капитала среди региональных операторов распределились следующим образом (табл. 7).

Объемы инвестиций и уровень годовой доходности

Для выявления зависимости объемов инвестиций от телефонной плотности и среднего дальнего трафика мы использовали среднегодовой объем вложений за последние три года, так как данный показатель может существенно различаться по годам и средний рекомендуемый холдингом «Связьинвест» период окупаемости составляет 3 года.

Показатели требуемого объема инвестиций сравниваются с возможным повышением доходов региональных компаний за счет привлечения новых абонентов и увеличения их расходов на услуги связи в соответствии с их платежеспособностью. Это необходимо для определения относительного уровня доходности требуемых инвестиций, позволяющего сравнивать их между отдельными предприятиями и обоснованно планировать временные параметры реализации инвестиционной политики.

Определение уровня годовой доходности инвестиций с методической точки зрения целесообразно проводить делением расчетного объема платежеспособного спроса на расчетный объем требуемых вложений (табл. 8).

Рейтинг регионов

Ранжирование предприятий электросвязи по ожидаемому уровню отдачи инвестиций дает представление о наиболее перспективных регионах и видах вложений (рисунок).

Компании из квадранта I наиболее перспективны с точки зрения инвестирования в качество обслуживания абонентов. Для компаний, попавших в квадрант IV, прогнозируемая отдача инвестиций в развитие сети (51%) выше, чем в повышение качества используемой техники (45%). К этой группе относятся ОАО «Кубаньэлектросвязь», Ханты-Мансийский, Екатеринбургский, Тюменский филиалы ОАО «Уралсвязьинформ». Компании, где существует явная недостаточность телефонной плотности: ОАО «КабБалктелеком», Камчатский и Сахалинский филиалы ОАО «Дальсвязь».

Квадрант II (ситуация А) представлен достаточно развитыми регионами с высоким уровнем насыщения услугами связи и конкуренции, а также с ощутимым присутствием альтернативных операторов, предлагающих весь спектр услуг по более выгодным тарифам и с гарантированным качеством. Стратегия работы на таком рынке - последовательное расширение своей доли рынка на базе увеличения телефонной плотности за счет существующих мощностей. Прогнозируемая отдача вложений в расширение охвата услугами связи все большего числа абонентов составила 51%, а инвестиции в новые технологии принесут 40% доходности.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!