Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2005
Станислав Валерьевич ЖУРАВЛЕВ  01 февраля 2005

Новый стратегический рынок – услуги следующего поколения

По мнению специалистов ETSI, операторы фиксированной связи должны коренным образом изменить свою деятельность, поскольку в противном случае они могут быть вытеснены с рынка. Перестройка должна вестись в направлении создания сетей 3G, которые ETSI предлагает рассматривать в качестве основы сетей следующего поколения.

Работа операторов мобильных сетей и поставщиков услуг SIP-телефонии в условиях нерегулируемых тарифов приводит к ожесточенным ценовым войнам между ними и, как следствие, к снижению дохода от абонента. В этих условиях предоставление только базовых услуг телефонной связи становится невыгодным не только для них, но и для традиционных операторов фиксированных сетей связи. Поэтому с целью увеличения дохода от абонента, создания конкурентных преимуществ, достижения узнаваемости своих компаний операторы еще активнее начали внедрять платформы для предоставления потребителям услуг с добавленной стоимостью и в этом видят стратегическое направление своего развития. В зарубежной литературе такие услуги все чаще называют NextGeneration Services – NGS (услуги следующего поколения).

На высококонкурентном рынке

Уже на первом этапе предоставления NGS телефонные операторы оказываются в среде конкурентов, с которыми ранее им не приходилось сталкиваться. Во-первых, это операторы мобильной связи, услуги которых, обладая свойством мобильности, имеют существенные преимущества. Операторы телефонных сетей могут противопоставить им только услуги, требующие высокоскоростного доступа: SIP-телефонию, IP-TV, видео по требованию, комфортную навигацию в Интернете, скачивание видеофильмов и музыки. Многие зарубежные телефонные операторы планируют также активное строительство сетей Wi-Fi, которые в будущем, по оценкам специалистов, могут составить существенную конкуренцию мобильным сетям.



Во-вторых, это операторы междугородной связи, доступ которых на рынок услуг местной телефонии законодательно ограничен. Поэтому NGS для них являются средством косвенного проникновения на рынок и возможностью формирования собственной абонентской базы. Конкурентные преимущества междугородных операторов – большая территория деятельности, роуминг услуг, единые пользовательские интерфейсы, принципы расчетов и т. д.для абонентов, находящихся в разных городах или регионах. Перечисленные возможности особенно привлекательны для крупных корпоративных пользователей, имеющих офисы в разных городах.

В-третьих, это поставщики услуг кабельного телевидения, которые активно внедряются на рынки местной и междугородной связи посредством технологий SIP-телефонии. Их конкурентное преимущество – услуга triple play, включающая высокоскоростной доступ в Интернет, SIP-телефонию и высококачественное кабельное ТВ. Себестоимость этих услуг иногда на порядок ниже, чем у традиционных операторов, поскольку инвестиции в инфраструктуру кабельного ТВ в настоящее время, как правило, уже окупились.



В таблице показано изменение структуры телекоммуникационного рынка за 2004 г. Так, если на конец 2003 г. Услуги SIP-телефонии предоставляли в основном поставщики услуг Интернета, не имеющие собственной сетевой инфраструктуры и использующие для доступа в ТфОП общедоступный Интернет и сети доступа третьих поставщиков услуг (см. «ИКС»№ 3’2004, с. 68–71), то к концу 2004 г. их участие в этом сегменте существенно сократилось в пользу рассмотренных выше групп игроков рынка, чья доля, по данным ЦНИИС, составила в этот период 6; 66 и 28% соответственно.

Под поставщиками услуг высокоскоростного доступа понимаются компании, предоставляющие услуги SIP-телефонии на базе собственной сети, что облегчает компаниям решение проблем СОРМ, качества, надежности и безопасности связи. К ним относятся, например, Softbank BB, Comcast, Time Warner Cable, FastWeb.

Структура спроса на услуги

Рассмотрим основные причины изменения структуры спроса на новые услуги среди абонентов квартирного и корпоративного секторов (подробно см. «ИКС»№ 11’2004, с. 70–73).



Квартирный сектор. Спрос на новые услуги в основном регулируется:
  • развитием рынка услуг Интернета (просмотр web, e-mail и мгновенных сообщений; online-игры и сетевые игровые приставки; загрузка видеофильмов MPEG-4, музыкиMP3, электронных книг, мелодий и логотипов для мобильных телефонов; ТВ-вещание и видео по требованию);
  • появлением новых видов терминалов для интегрированных услуг (ноутбуки EMA с функциями GSM; ноутбуки и карманные ПК с Wi-Fi и GSM/GPRS; мобильные телефоны с поддержкой Java и смартфоны; Wi-Fi/SIP-телефоны; домашние видеосистемы, проигрывателиMP3 и т. д. ).
Корпоративный сектор. До середины 80-х годов одним из наиболее привлекательных способов организации корпоративных сетей была аренда линий связи, в которых производилось мультиплексирование голосового трафика и данных. По сравнению с другими способами это требовало меньших затрат на поддержку корпоративной сети.

В последние годы повысилась важность информационных приложений в производственных процессах организаций. По мере усложнения приложений затраты на их развитие и поддержку значительно возрастали. Поэтому многим организациям стало выгодно отказаться от самостоятельного развития приложений и передать эту функцию операторам связи или третьим компаниям. Оператор, в свою очередь, может распределять свои затраты на разработку услуги и развитие приложений между организациями-потребителями услуги. Такая тенденция подтверждается данными исследований и прогнозом компании Stat/MDR.

Аналогичная ситуация сложилась на рынке корпоративных телефонных сетей. Ранее организация внедряла телефонную связь, либо устанавливая собственную УПАТС, либо пользуясь услугами телефонной связи(«виртуальная УПАТС»). Первый путь требует больших капитальных затрат, а также расходов на обучение и содержание персонала для эксплуатации УПАТС. Во втором случае организация получала набор услуг и дополнительных видов обслуживания (ДВО), ограниченных возможностями АТС оператора ТфОП. За взаимодействие между офисами в разных городах приходилось платить по тарифам междугородной связи (набор ДВО разных станций мог различаться).

Доступ к услугам SIP-телефонии может осуществляться с помощью Интернета, а значит, нет необходимости создавать инфраструктуру абонентских линий. Обладая свойством мобильности, услуги SIP-телефонии позволяют перемещать рабочее место пользователя и при этом не обращаться к оператору для проведения каких-либо работ.

Поставщики услуг, как правило, используют метод тарификации без учета продолжительности местных и междугородных вызовов – т. е. безлимитные тарифы, величина которых колеблется от $20до $80.

Для получения услуг SIP-телефонии организация может воспользоваться ДВО поставщика этих услуг либо установить собственные дополнительные серверы приложений или оборудование IP-Centrex, поскольку данное решение больше не зависит от технических средств оператора.

Проблемы, возникающие при внедрении услуг следующего поколения (роуминг, совместное предоставление услуг), а также действия, предпринимаемые для их решения, будут рассмотрены в следующем номере «ИКС».


Wi-Fi (а в будущем – WiMAX) рассматривается как наиболее перспективная технология доступа и реальная альтернатива мобильной связи, имеющая большую функциональность. В мире уже есть примеры создания сетей Wi-Fi, полностью покрывающих территорию небольших городов. Такая сеть есть в американском Grand Heaven с населением12 тыс. человек, о планах по созданию городских сетей Wi-Fi объявили мэры Лос-Анджелеса и Сан-Франциско.

Агентство In-Stat/MDR прогнозирует, что к концу 2008 г. Число продаж беспроводных терминалов, работающих в сетях Wi-Fi, превысит продажи мобильных телефонов для сотовых сетей. В корпоративном секторе это событие ожидается чуть ранее – в2006 г. Причем большую часть составят оконечные устройства, работающие одновременно в сотовых и Wi-Fi-сетях.

Ожидается, что к концу 2008 г. число терминалов, поддерживающих технологию Wi-Fi, достигнет 30% от общего числа мобильных телефонов: 60% терминалов Wi-Fi будут использоваться для телефонной связи и доступа в Интернет, 40% – только для доступа в Интернет.

Интегрированные услуги, уже существующие на рынке

Presence позволяет определять доступные виды терминалов, с помощью которых в текущий момент можно связаться с абонентом;

Unified Messaging (универсальная почта) предназначена для приема голосовых, факсимильных и текстовых сообщений с помощью ПК, проводного и мобильного телефонов;

SIP/Wi-Fi-телефония объединяет возможности Интернета, IP-телефонии, мобильной и фиксированной телефонной связи;

Универсальный номер UAN – услуга, позволяющая присвоить пользователю единый номер в разных сетях.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!