Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 2 2005
С.И. ПЕСТОВ  01 февраля 2005

Услуги сетей IMT-MC для развивающейся деловой среды

Продуктивность и подвижность – основные факторы успеха

Определяющим фактором современной экономики является продуктивность деятельности компании. С завершением эры связи в режиме точек и тире требования к отчетности предприятий и финансовой ответственности были подняты на качественно новый уровень. Превышение финансовых результатов предыдущего квартала становится тенденцией, и предприятия все больше внимания уделяют росту продуктивности. Достижению этих целей сегодня способствуют автоматизация процессов, размещение разных производств по разным странам и повышение производительности труда персонала.

Автоматизация охватывает все бизнес-процессы, что обеспечивает гибкое руководство компанией, имеющей территориально распределенную структуру и большой штат сотрудников. Распределение производства по разным странам позволяет оптимизировать затраты на заработную плату, содержание рабочих помещений и налоговые отчисления. То есть наукоемкие части (разработка и производство компонентов, требующих точного соблюдения технологических процессов) лучше размещать в странах с высоким уровнем заработной платы, где есть развитый рынок высококвалифицированных специалистов, производство конечных изделий– в странах с дешевой рабочей силой и стабильной политической обстановкой, а компанию, на которую приходится наибольшая прибыль при продаже оборудования, – регистрировать в зоне с льготным налогообложением прибыли.

Нарушение любого из этих требований ведет к убыткам. Попытка развития наукоемких технологий в странах с низким уровнем средней заработной платы означает отсутствие лидерства в данном направлении, поскольку практически невозможно привлечь надлежащее число необходимых специалистов. Даже если установить уровень заработной платы, аналогичный развитым странам, трудно будет добиться необходимой конкуренции при небольшом штате специалистов, отвечающих установленным требованиям, а значит, отдача от них будет меньше. Размещение производств, основанных на рутинных операциях, в странах с высокой оплатой труда существенно увеличивает стоимость продукции, и разница в цене, при близких потребительских характеристиках, будет определяющей. Что касается налогообложения, здесь комментарии излишни.

Повышение производительности труда приносит наибольшую прибыль при увеличении продаж – при негарантированном сбыте продукции получается перепроизводство. Поэтому в лучшем случае повышение производительности труда при производстве уменьшает себестоимость продукции (требуется меньше ресурсов, временных или человеческих). В условиях же, когда основное производство (где занято наибольшее число сотрудников) выводится в страны с дешевой рабочей силой, влияние фактора повышения производительности в области производства уменьшается и наиболее важным фактором становится повышение эффективности продаж. Для этого необходимо расширение каналов сбыта и рост числа потребителей.

В данных условиях влияние технологий сотовой связи на современный бизнес трудно переоценить. Подвижность делового пользователя стала приметой информационного общества. По данным Yankee Group, в 2002–2004 гг. мобильные и фиксированные сети радиопередачи данных внедрили свыше 50% крупных предприятий США. Выгоды очевидны: рост объемов продаж, каналов сбыта и числа потребителей, повышение прозрачности денежных потоков, увеличение количества переговоров, которые привели к успешным сделкам, сокращение потерь, связанных с расходом материально-производственных запасов. Развертывание решений на основе радиопередачи данных в деловой среде дает эффект максимально быстрого возврата инвестиций.

Услуги радиосвязи для бизнеса

В течение последних 25 лет корпоративные клиенты были основными потребителями всех форм услуг радиосвязи. Для расширения возможностей доступа к корпоративным базам данных (БД) были разработаны беспроводные локальные сети (Wireless Local Area Network, WLAN). Однако зона действия WLAN ограничена территорией офиса. Кроме того, в этих сетях используются открытые интерфейсы, поэтому обеспечение их безопасности требует дополнительных капиталовложений. Подключить закупленное оборудование, единожды его настроить и наслаждаться стабильной работой, к сожалению, не получится. WLAN, как и проводные компьютерные сети LAN, нуждаются в постоянном системном администрировании. Более того, уровень безопасности беспроводных сетей должен быть выше, чем фиксированных, поскольку ресурс радио интерфейса доступен вне офиса.

До появления технологии CDMA2000 1xEV-DO (старое название – High Data Rate, HDR), которая является эволюционным продолжением существующей ныне сети IMT-MC, быстрый, надежный и эффективный доступ подвижного пользователя в Интернет в полностью мобильном окружении не мог быть реализован в полной мере. Технологии GSM/GPRS поддерживают доступ к электронной почте, расчеты по кредитной карте, передачу в реальном времени черно-белых фото объекта с периодичностью один раз в секунду, позволяют определять местоположение абонента с точностью до 50 м (с помощью специального программно-аппаратного обеспечения без GPS). Средний размер музыкальной композиции в формате MP3 составляет 3 Мбайт, и скачивание таких файлов даже при максимально допустимой скорости сети GSM/GPRS 40 кбит/с занимает более 10 мин.Популярные сегодня услуги по скачиванию мелодий для мобильных телефонов – это доступная альтернатива: мелодия обычно не длинная, разнообразием не отличается, поэтому занимает не более 100 кбайт и скачивается за секунды. Что касается цифровой фотографии, то для GSM-телефонов пока специально используются встроенные цифровые фотоаппараты, позволяющие получать картинку, скажем так, не лучшего качества (не сравнимую даже с цифровыми фотографиями фотоаппаратов четырехлетней давности, тем более современных). К сожалению, качественная цифровая фотография (с разрешением HQ 2048х1200) занимает около1, 5 Мбайт и, естественно, будет пересылаться более 5 мин. О скачивании видео (500 Мбайт) и говорить не приходится –как и о передаче видеоизображения, сопоставимого по качеству с сигналом бытового аналогового видеомагнитофона формата VHS (картинка VGA, 640х480 цветных точек, 24 кадра/с) в реальном времени.

Высокоскоростная радиопередача данных

CDMA2000 1xEV-DO стала первой коммерчески доступной технологией, обеспечившей подвижным пользователям возможность высокоскоростной передачи данных по радиосети. Разработанная в дополнение к речевым услугам типа 1x RTT (существующие в России сети IMT-MC-450), эта технология обеспечивает передачу данных с пиковыми скоростями до 2, 4 Мбит/с при условии поддержки абонентским устройством одновременно трех частотных каналов. Наиболее популярные сегодня в США условия использования доступа в Интернет по проводным сетям с подключением через DSL ограничивают пиковую скорость 1, 4 Мбит/сна абонента. Это означает, что средняя пропускная способность сетей сотовой связи уже соотносима с пропускной способностью проводных сетей, использующих стандартное абонентское окончание (медная пара диаметром 0, 3мм). Сети сотовой связи теперь обладают пропускной способностью, достаточной для того, чтобы справиться с такими приложениями, как передача цифровых фотографий высокого качества и цифрового видео в реальном времени. Загрузка из сети передачи данных диаграмм и файлов больших размеров с расширениями ftp и pdf позволяет организовать эффективные системы поиска и доставки информации.

Сегодня серийно выпускаемых абонентских устройств, которые поддерживали бы пропускную способность 2, 4Мбит/с, пока нет: это базовая характеристика, скорее, радио интерфейса системы IMT-MC 3x – CDMA2000 3x. Однако технология CDMA2000 1xEV-DO с одним частотным каналом шириной 1, 25 МГц позволяет достичь пропускной способности800 кбит/с в направлении от базовой станции, и этого достаточно для передачи потокового видеосигнала среднего уровня качества (аналогичного VHS-видео). Скачивание стандартной музыкальной композиции (3 Мбайт) займет не более 30 с, пересылка высококачественной цифровой фотографии (HQ2048x1200 в формате tiff) – около 20 с. Такие приложения, как мобильный чат со стандартного интернет-ресурса, доступныи в GSM/GPRS, однако себестоимость трафика в системе CDMA20001x, а тем более в CDMA2000 1xEV-DO (при наличии развитой инфраструктуры опорной наземной сети), на два порядка ниже (статья, в которой будут приведены результаты моделирования пропускной способности в широкополосных системах сотовой связи, готовится к публикации).

Концепция мобильного офиса

Так появляется реальная возможность предоставить подвижному пользователю услуги высокоскоростного доступав Интернет, а значит, к офисным приложениям. Архитектура приложений в системе CDMA2000 1xEV-DO основана на интернет-протоколе, что делает их гибкими и мобильными. Функциональность мобильного офиса особенно важна для сетевых администраторов и IT-менеджеров, ответственных за корпоративный интранет: при поступлении критичной информации они должны принимать решения мгновенно. Благодаря технологии CDMA2000 1xEV-DO поставщики прикладных услуг (Application Service Providers, ASP) получают свободу разработки и внедрения новых деловых приложений. В прикладных системах автоматизации документооборота и производственных процессов, например, надежное в эксплуатации решение CDMA2000 1xEV-DO обеспечивает предприятия высокоскоростным радио доступом к приложениям оптовой/розничной торговли.

С развитием новых технологий сетей сотовой связи, в том числе CDMA2000 1xEV-DO/DV, появилась реальная возможность построения глобальных радиосетей передачи данных(Wireless Wide Area Network, WWAN). И если сети CDMA20001xEV-DO выгодно использовать только для передачи данных, то CDMA2000 1X EV-DV рассчитаны на одновременную передачу голоса и данных. То есть, безусловно, и в сетях CDMA2000 1xEV-DO можно передавать голос, используя технологии IP-телефонии (VoIP), но при этом существенно снижается эффективность алгоритма управления пропускной способностью сети и ее возможное среднее значение. Хотя последние исследования и доказали, что потенциальная емкость сети CDMA2000 1xEV-DO с применением VoIP в среднем в 1, 5 раза выше емкости сети CDMA2000 1x для речевой нагрузки при сопоставимом качестве речи.

Окончание см. «ИКС» № 3’2005.


Договоримся о терминологии

Новые технологические решения в области сетей связи влекут за собой новые подходы к предоставлению услуг.

Все чаще на телекоммуникационном рынке встречается слово аутсорсинг – разделение обязанностей между несколькими компаниями при производстве продукции или оказании услуг. Сегодня услуги пользователям сетей предоставляют одновременно несколько компаний, что можно объяснить переходом от сетей с коммутацией каналов, где все ресурсы жестко закреплялись за соответствующими потребителями, к сетям с коммутацией пакетов.

В цепочке компаний, предоставляющих услуги пользователям, обычно выделяют операторскую компанию, компанию-поставщика услуг (Service Provider) и компанию-поставщика контента (Content Provider). У каждой свои функции. Оператор предоставляет пользователю физический ресурс сети связи для получения пакетов, относящихся к запрашиваемой услуге. На этом этапе речь идет о службе цифровой сети низкого уровня (bearerservice), которая предоставляет битовый поток с заданной скоростью и коэффициентом ошибок. И здесь мы сталкиваемся с терминологической проблемой: основным значением слова service является услуга, в то время как термин service означает совокупность программноаппаратных средств и взаимодействующих протоколов цифровой сети. В данной статье этот термин понимается именно в таком смысле.

Службы цифровой сети высокого уровня – это программно-аппаратное обеспечение для оказания услуг пользователям. Оно использует одну или несколько служб низкого уровня: высокоскоростные – для передачи информации (трафика), низкоскоростные – для передачи сигнализации (управление информационным каналом). Ресурсы служб сети высокого уровня пользователям предоставляют компании-поставщики услуг, или поставщики служб цифровой сети – именно это в данном случае означает термин service provider.

Контент-провайдер, или поставщик контента (в IT под контентом понимают информационное приложение: информация вместе с программно-аппаратными средствами ее хранения и извлечения), – это не что иное, как компания, которая содержит (формирует, исправляет и дополняет) информационные ресурсы. Какие ресурсы включает в себя понятие «контент»? С точки зрения экономистов и менеджеров по маркетингу услуг операторских компаний, это услуги, предоставляемые пользователям. Например, в сетях 3G информационные услуги выделяются в отдельный класс, который нуждается в быстродействующих базах данных (БД)большого объема, что дает основание некоторым специалистам понимать под контентом нечто большее, чем информационное приложение. С позиции же технического построения инфокоммуникационной системы, посети связи, какой бы класс услуг 3G мы ни взяли, передаются информационные пакеты, запрашиваемые службой сети высокого уровня, которая технически реализует услугу. Соответственно, с точки зрения организации сети и работы оборудования контент представляет собой источник информации для заполнения информационного поля соответствующих пакетов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: