Rambler's Top100
Статьи
06 августа 2008

Проектирование и строительство ЦОДа: исполнитель vs заказчикСм. также "ИКС" №7-8'2008

Создание дата-центра – непростая задача, сложность которой усугубляется количеством участников, их разной технической подготовкой и разным настроем на процесс достижения результата. Иногда взаимоотношения исполнителя и заказчика проекта сильно напоминают дуэль.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», опубликованного в №7–8/2008 журнала «ИнформКурьер-связь». Часть III.

«ИКС»: С какими проблемами приходится сталкиваться при проектировании и строительстве ЦОДа?

А. Павлов, генеральный директор, «Датадом»: Первая и основная проблема при создании ЦОДа – это непонимание заказчика «чего собственно строим». Эта проблема в лучшем случае возникает еще на этапе написания технического задания, в худшем случае – на этапе проектирования и строительства, причем сложность ее решения от уровня к уровню растет в геометрической прогрессии. Зачастую заказчик имеет смутное представление об устройстве ЦОДа, и разговор с ним начинается с объяснения принципов работы и компонентах дата-центра. Вторым этапом идет выяснение реальных потребностей заказчика. К сожалению, большинство заказчиков слабо себе представляют необходимый для их ИТ-инфраструктуры уровень надежности ЦОДа, который напрямую связан с уровнем доступности и критичностью его работы для их бизнеса обрабатываемых в нем данных. Также вызывает сложность определение перспектив развития бизнеса и связанный с ними необходимый уровень масштабирования ЦОДа. В дальнейшей работе всплывает вопрос цены, и некоторые заказчики начинают уподобляться герою советского мультфильма, который спрашивал: «А четыре шапки из овчинки сделаешь?». Вполне понятна заинтересованность заказчика в построении оптимального ЦОДа с точки зрения соотношения «цена–качество», но почему-то этот вопрос трактуется именно с точки зрения дешевизны, и поднаторевший в технических вопросах заказчик начинает предлагать минимизировать или отказаться от резервирования, использовать недорогое инженерное оборудование бытового применения и так далее. И снова приходится вести дискуссии на темы надежности и устройства дата-центра.

В большинстве случаев заказчики выступают активной стороной в процессе строительства центра обработки данных. Они участвуют в проработке технических решений, разбираются в принципах устройства и функционирования ЦОДа, совместно контролируют процесс проектирования и строительства. Это в значительной мере упрощает задачу построения ЦОДа. Такими заказчиками часто являются коммерческие организации, кровно заинтересованные на всех уровнях руководства в строительстве дата-центра, так как они четко понимают потребность своей организации в собственном ЦОДе. Но также встречаются заказчики (часто это исполнители в государственных органах), которым «навязали» курирование строительства ЦОД. Это оборачивается для подрядчика непрерывной головной болью, отсутствием исходной информации и нежеланием ее предоставлять и превращением проекта в «подковерную» борьбу с заказчиком.

М. МигуновМ. Мигунов, главный конструктор, Computer Mechanics: Часто при утверждении бюджета ЦОД заказчики используют оценки, относящиеся собственно к оборудованию обработки данных, не понимая, что для построения дата-центра необходима довольна сложная инженерная и обеспечивающая инфраструктура, т.е. системы гарантированного питания, охлаждения, кондиционирования и т.п., затраты на развертывание которых в настоящее время составляют до 50% общей стоимости ЦОДа (и существует тенденция к дальнейшему росту таких затрат). Более того, зачастую заказчики не осознают, что создание ЦОДа предъявляет особые требования к самим помещениям по нагрузке на перекрытия, уровню отделки, наличию систем чистого воздуха и пр. и поэтому не учитывают объем возможных дополнительных затрат.

Серьезной проблемой является также то, что в российской практике никак не приживается мировой опыт организации работ. Наши заказчики не любят оплачивать такие этапы, как аудит и обследование инфраструктуры, иногда даже не понимая или не желая понимать, о чем идет речь. Редко встретишь, когда такие работы, как и консалтинговые услуги вообще, выделялись бы в сметах контрактов отдельной строкой, несмотря на то, что наш родной ГОСТ недвусмысленно трактует эти этапы как предпроектные работы и определяет порядок их выполнения.

Типичной проблемой, при одобрении заказчиком предлагаемого решения, становится навязывание заказчиком продуктов какого-либо вендора, предпочтения к которому носят обычно «религиозный» характер, даже если это идет во вред проекту в целом.

П. ЗеленскийП. Зеленский, системный архитектор, «Инфосистемы Джет»: После проблем поиска соответствующего помещения с необходимыми электрическими мощностями следом идут проблемы организационного характера, связанные с возможностью размещения резервных дизель-генераторов и оборудования во внешних блоках. Если эти проблемы решены, то проектирование можно провести без особых трудностей. Следующий вопрос – это согласование с заказчиком задач, которые будет решать данный ЦОД, и определение требований к системам, которые будут в нем размещаться. Иногда бывает сложно направить заказчика в правильное русло, т.к. он часто думает только о том, что ему нужен ЦОД и для этого нужно установить оборудование. А какое оборудование и как его надо установить? Как системы ЦОДа будут в дальнейшем развиваться? Какая модернизация должна произойти при переезде на новую площадку? Какие возможны простои при переезде? Как уберечь данные при переезде? Как организовать каналы передачи данных на этой площадке? Ответы на эти вопросы проектировщику приходится искать вместе с заказчиком. Все эти вопросы в принципе разрешимы, но имеют конечную стоимость, а бюджет заказчика далеко не всегда планируется в результате консультаций с компанией, которая потенциально будет выполнять эти работы. Так что бюджет может оказаться недостаточным.

С. Сериков, директор департамента бизнес-решений, R-Style: Первая проблема – это наличие достаточной мощности и стоимость электроэнергии в точке размещения ЦОДа. Вторая – это объем инвестиций и сроки возврата этих вложений. Сейчас средний бизнес ищет области наиболее эффективных вложений своих денег, но необходимые объемы инвестиций не всегда бывают «по карману» отдельным предпринимателям. Более удачливы в этом крупные финансовые институты.


В. МешалкинВ. Мешалкин, начальник отдела серверов и систем хранения,
АМТ:
Когда ЦОД проектируется при наличии должного бюджета и стратегических планов, вопросов при выборе аппаратной части, как правило, не возникает. Ведущие производители выпускают практически идентичный по функционалу модельный ряд оборудования, и борьба уже идет либо за потребляемую мощность, либо за плотность размещения, хотя и на этом фронте позиции не сильно различаются. В большинстве случаев используется оборудование, с маркой которого заказчику уже приходилось работать, и только в случае нехватки бюджета идет поиск компромиссных решений. Среди российских компаний еще имеет место любовь к «зоопарку», что, впрочем, сказывается в основном на увеличении сложности обслуживания.






И. МызгинИ. Мызгин, руководитель отдела инженерных систем, «Ай-Теко»:
К сожалению, многие заказчики до сих пор не представляют себе, из чего состоит процесс проектирования инженерных систем ЦОДов. Частая ошибка – желание побыстрее купить ИБП, кондиционеры, дизель, сделать ЦОД, а уж потом проектировать. Нарушение порядка проектирования, невыпуск согласованного рабочего проекта до начала реализации – все это приводит к принципиальным ошибкам, которые влияют на надежность и производительность ЦОДа. Проектирование инженерных систем ЦОДа – это трудоемкий процесс. Зачастую совокупные трудозатраты главного инженера проекта и инженеров-проектировщиков достигают десятков человеко-месяцев на крупных ЦОДах (сотни стоек) и 6–10 месяцев для средних дата-центров (30–100 стоек).

                                                                                  Подготовила Евгения Волынкина

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!