Rambler's Top100
Статьи
11 августа 2008

Ажиотаж вокруг ЦОДовСм. также "ИКС" №7-8'2008

Центры обработки данных – очень модная и раскрученная сейчас тема. Рынок услуг коммерческих ЦОДов у нас совсем молодой, он начал развиваться примерно с 2000 года. Но в последние пару лет на нем наблюдается настоящий ажиотаж: клиенты раскупают места в ЦОДах еще на этапе строительства, из-за разрыва спроса и предложения цены на размещение оборудования в дата-центрах взлетают до небес. Откуда вдруг взялся этот дефицит?

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», опубликованного в №7–8/2008 журнала «ИнформКурьер-связь». Часть V.

«ИКС». В чем причины столь быстрого роста спроса на услуги ЦОДов?

Д. КалгановД. Калганов, директор по производству управления инфраструктуры, ISG: Спрос на услуги профессиональных дата-центров, несомненно, вызван благоприятной экономической ситуацией в стране. Российская экономика последнее время показывает стабильный рост, что отражается и на развитии информационных систем крупных компаний. Для успешного позиционирования на рынке компаниям требуется формализовать и оптимизировать протекающие в них бизнес-процессы, что влечет за собой разработку и внедрение сложных и дорогостоящих IT-систем. Сейчас невозможно себе представить крупную компанию, не внедрившую автоматизированную систему управления предприятием. Кроме того, компании с обширной клиентской базой рано или поздно ощущают необходимость организовать более эффективную работу отделов продаж, маркетинга, сервисного обслуживания на всех этапах взаимодействия с клиентами, что возможно только путем установки и адаптации специализированного программного обеспечения. Требования современного программного обеспечения ERP и CRM систем к серверным платформам постоянно растут, подталкивая производителей к разработке более мощных, а, следовательно, и энергоемких аппаратных средств. Такие системы уже нельзя установить в примитивной серверной комнате, требуются существенные капитальные затраты на ее модернизацию, которую не всегда можно провести на собственных площадях компаний. Средний бизнес также становится все более зависим от высокопроизводительных IT-систем, на что указывает рост продаж на рынке программных и аппаратных средств для корпоративного сектора. Малый бизнес также старается привлечь своих клиентов через представительство своего продукта/услуги в Интернете, что вызывает рост рынка виртуального хостинга и расширение клиентской базы хостинговых операторов, многие из которых также испытывают острую нехватку в площадях и мощностях собственных дата-центров.

Во многих случаях размещать свои информационные системы предприятиям выгоднее в профессиональных дата-центрах. Это оправдано как с точки зрения оптимизации технических решений, так и экономических аспектов. IT-директора и системные администраторы все чаще склоняются к тому, что ответственность за создание и поддержание инфраструктуры, необходимой для надежного функционирования IT-систем, лучше переложить на плечи персонала профессиональных дата-центров, которые в состоянии обеспечить бесперебойную работу систем электропитания, требуемые температурный и влажностный режимы в серверных помещениях в любых ситуациях. Большинство таких дата-центров являются полноценными узлами связи, нейтральными с точки зрения провайдеров услуг передачи данных и канальной емкости, что дает возможность системным администраторам организовать альтернативные маршруты подключения к любым телекоммуникационным сетям и ресурсам с минимальными затратами.

М. МигуновМ. Мигунов, главный конструктор, Computer Mechanics: Основные причины роста потребности в ЦОДах вполне очевидны – это продолжающийся и всё ускоряющийся рост объемов обрабатываемых и хранимых данных и трудности при масштабировании вычислительных центров традиционной архитектуры. Эти факторы приводят, в свою очередь, к снижению эффективности существующих центров и возрастанию стоимости сопровождения информационных систем.

Что касается рынка услуг ЦОД в России, то явление это не вполне оформленное, только нарождающееся. Фактически ЦОДы, предлагающие универсальные ИТ-услуги, представлены лишь площадками хостинг-провайдеров и ИТ-средствами в некоторых бизнес-центрах. Но ситуация будет меняться, и среди основных факторов, способствующих развитию рынка, стоит отметить следующие:

  • уровень сложности задач обработки данных возрастает, как и требования к оснащению и ИТ-персоналу, что может стимулировать компании к передаче всей ИТ-структуры на аутсорсинг;
  • рост издержек на содержание, повышение требований к непрерывности бизнеса, его большая зависимость от поддержки средствами ИТ стимулирует компании к модернизации имеющихся и построению новых ЦОД;
  • глубокая интеграция ИТ в основные бизнес-процессы компаний и в процесс управления изменениями требуют большей гибкости и эффективности ИТ-инфраструктуры, что стимулирует построение новых центров, реализующих сервисно-ориентированный подход к ИТ в бизнесе.

С. ЛысаковС. Лысаков, генеральный директор, Stack Group: Думаю, правильнее говорить не о быстром росте спроса на услуги дата-центров, а о формировании новой ниши рынка, благодаря которой появилась альтернатива корпоративным дата-центрам, построенным под себя и для себя. Ведь еще сравнительно недавно о возможности размещения оборудования на чужой площадке, или аренде сервера, удаленного от пользователей на несколько метров или километров, практически никто не помышлял. Потому что как можно хотеть купить то, чего нет? Или то, что в принципе есть, но доступно не всем. Теперь же, когда услуги такого класса появились, рынок преодолевает путь от уровня «дёшево и много» к «качественно и доступно».





В. МешалкинВ. Мешалкин, начальник отдела серверов и систем хранения,
АМТ:
Основными причинами возросшего спроса на услуги ЦОД стали: необходимость консолидации больших массивов данных для аналитической обработки, требования по оптимизации обслуживания инфраструктур, повышения надежности и производительности ресурсов.

Отдельные задачи хранения и обработки данных уже не решаются локально. Стремительный рост бизнеса и потребности в информатизации предприятий привели к пониманию необходимости решения этих задач в комплексе, и здесь на первое место выходят такие параметры, как целостность, надежность, производительность. Обеспечение должного уровня перечисленных показателей требует больших как начальных, так и последующих капиталовложений, причем именно стоимость обслуживания составляет большую часть совокупной стоимости владения. Высокая стоимость владения ЦОД привела к расслоению в подходах. Крупные организации, готовые единовременно вложить несколько миллионов долларов в строительство собственного ЦОД, уже либо сделали это, либо находятся в процессе его создания. Компании же поменьше, которые не могут позволить себе подобного бюджета, вынуждены искать решение на стороне. Таким образом зародилась распространенная сейчас услуга коммерческих ЦОДов. Простейший, хорошо известный и поныне востребованный хостинг эволюционировал до сдачи в аренду площадей для размещения оборудования, а также всей инфраструктуры ЦОД.

А. ПавловА. Павлов, генеральный директор, «Датадом»: Ажиотажный спрос на услуги дата-центров, сложившийся за последние 2 года, связан с отставанием темпа роста количества стойко-мест по сравнению с ростом спроса на услуги ЦОД. Динамично развивающийся российский бизнес все больше осознает необходимость повышения собственной конкурентоспособности на рынке, в частности за счет повышения уровня автоматизации бизнес-процессов. Помимо роста количества малых компаний, крупный бизнес начинает активно осваивать регионы, появляется все больше территориально-распределенных холдингов, информационная прозрачность которых становится их важнейшей внутренней задачей. Существует еще две причины роста информационных технологий: активное освоение российскими компаниями интернет-технологий и глобальное проникновение ИТ в госсектор. Отсутствие у компании интернет-сайта вызывает у клиента, по крайней мере, недоумение, а зачастую скорее недоверие к данной фирме. Если же посмотреть на крупнейшие реализованные проекты в области информационных технологий в последние годы, то мы увидим, что 60-70% из них – это государственные проекты в тех или иных отраслях. Так же в настоящее время происходит скачкообразный рост рынка телекоммуникаций, тесно связанный с ростом уровня информатизации компаний. Все эти факторы привели к резкому росту объемов закупок вычислительной и телекоммуникационной техники как частными, так и государственными предприятиями. А где ее размещать? – В центрах обработки данных. Слава богу, российский заказчик за последние годы все-таки осознал необходимость грамотной эксплуатации вычислительной техники и необходимость финансовых вложений в обеспечивающую инженерную инфраструктуру.

Опять же предприниматели свыклись с мыслью, что коммерческий дата-центр не ставит себе задачу «украсть» или «испортить» данные, которые они там имеют возможность разместить, и стали с большей охотой отдавать часть своих бизнес-функций на аутсорсинг. Так же подстегивают спрос все более увеличивающиеся требования к условиям размещения и потребляемым ресурсам вычислительной техникой, которые диктуют нам ее производители. Сейчас не так просто стало предприятию разместить свое серверное оборудование в пределах офиса. Если раньше для этого было достаточно в подсобке повесить бытовой кондиционер, поставить монтажную стойку и подключить ее к розетке, то сейчас возросшие требования оборудования и увеличившаяся ценность информации на этом оборудовании для бизнес-процессов предприятия попросту делают невозможным такое решение.

А. КасьяненкоА. Касьяненко, генеральный директор телекоммуникационной компании "Караван": С активным развитием интернет-рынка, ростом объемов мультимедийного контента и растущим потреблением интернет-услуг спрос на услуги хостинга быстро растет. Содержание площадей для размещения серверного оборудования, поддержание инфраструктуры и обслуживание серверного оборудования – дорогостоящий процесс, требующий серьезной квалификации специалистов. Перед организациями стоит выбор: самостоятельно поддерживать свою ИТ-инфраструктуру или передать ее на аутсорсинг. Второй вариант значительно удобнее с точки зрения обслуживания (компаниям не нужно содержать штат ИТ-специалистов), надежнее, позволяет обеспечить непрерывность бизнеса и является коммерчески обоснованным.




В. ВаньковВ. Ваньков, директор по маркетингу, ОАО «Комкор»:
Современный бизнес использует огромное количество информации. С каждым годом стремительно увеличивается объем информационных потоков, возрастает “плотность” размещения данных. Последние несколько лет мы наблюдаем взрывной рост проектов с мультимедиа- и видео-контентом. Повышаются требования к надежности информационных систем и у корпоративных клиентов. Многие крупные компании размещают свою информацию в специализированных хранилищах данных. Все это порождает спрос на услуги ЦОДов.

Можно выделить два основных типа клиентов, которые являются основой роста на услуги ЦОДов: контент-провайдеры и крупные корпоративные клиенты (банки, страховые компании и т.д.). При этом у каждого из этих клиентов есть своя специфика и свои требования к услугам. Контент-провайдерам важно обеспечить максимальную доступность своих сервисов для конечных потребителей – пользователей широкополосных сетей. Для корпоративных клиентов, а особенно банков, на первое место выходят вопросы безопасности и контроля доступа размещаемого оборудования. Во многом именно по этим причинам такие клиенты часто предпочитают строить собственные ЦОДы.
К. ЕмельяновК. Емельянов, руководитель центра решений, «Стинс Коман»:
Причины роста спроса на услуги ЦОДов, на мой взгляд, прозаичны. Информационные технологии подошли к такому этапу развития, что перестали быть чем-то «дорогим, только для крупного бизнеса». Изменилась и психология потребителя. К информационным ресурсам стали относиться как и положено относиться к ресурсам – так же, как к электроэнергии, к горячей воде, к газу, к отоплению. Теперь потребитель хочет купить обычный ресурс, ориентируясь на простой критерий: цена/качество. У ЦОДов качество работы выше, чем у «домашней» серверной, а результирующая цена услуги – ниже. И чем больше ЦОД, тем это соотношение выгоднее.





Г. Дмитриев, технический директор, ЗАО "Тринити Урал":
Причина роста этого сектора рынка вполне прозрачна – последние годы происходит резкий рост бизнеса в РФ. Соответственно это требует все больших и больших мощностей и надежности IT-систем компаний. Уже сейчас ВЦ, например, крупного банка занимает достаточно серьезные площади, потребляет огромное количество электроэнергии, что предъявляет серьезные требования к инфраструктуре. Экстенсивный рост, как правило, заканчивается потерей управляемости системы и естественным выходом из этой ситуации становится построение централизованной инфраструктуры питания, охлаждения, мониторинга, контроля доступа, пожаротушения… в общем, все то, что называется ЦОД.

                                                                                  Подготовила Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: