Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2005
Наталия КИЙ  01 марта 2005

О мобильных датах и поколениях

Как это было

Появление в конце 1999 г. объединения операторов под флагом третьей генерации сотовой связи стало своего рода вызовом рынку. Рынка нет, а ассоциация есть. Если быть предельно точным и идентифицировать 3G исключительно с UMTS, ситуация не изменилась и спустя пять лет. Так есть ли что праздновать, господа?

И. Ю. Никодимов («МегаФон») вспоминал, как «соскочил со стула» Дмитрий Борисович Зимин, мобильный аксакал, когда услышал об идее создания Ассоциации сотовой связи 3-го поколения. «Рассказанная история не соответствует действительности» , – охладил розовый пыл воспоминаний В. И. Устюжанин («Скай Линк» ). Похоже, сотовикам пришло время отдать впечатления бумаге или электронной памяти компьютера, что, впрочем, и происходит. Тот же Д. Б. Зимин уже пишет мемуары и призывает коллег делиться сюжетами из недалекого профессионального прошлого. Ассоциация 3G готовит историческую книгу «Как это было». А в Центральном музее связи им. А. С. Попова в СанктПетербурге расширяется экспозиция, посвященная сотовой связи (разумеется, с мобильными терминалами размером с радиоприемник).

За это время

В факте создания и существования явления под именем Ассоциация 3G есть одна не вызывающая сомнений истина, высказанная, например, Ю. А. Громаковым (МТС): эта организация «взяла на себя функции министерства по подготовке условий внедрения систем нового поколения. За это время многое стало ясно».

За это время европейская эйфория приняла «холодный душ» неудач, что дало повод России гордиться своей осмотрительностью (к слову, и до сих пор сроки активного коммерческого использования 3G в Европе, как и лицензии в России, переносятся с года на год – теперь на 2006 г.).

За это время в России прошел парад опытных зон, когда шесть потенциальных операторов нового поколения испытывали оборудование поставщиков нового поколения (см. «ИКС» N1’2003)и, продемонстрировав техническую готовность, размонтировав базовые станции, убедились, что 3G – вопрос не тестовых испытаний и даже не готовности рынка (категории относительной), а административной воли и степени здорового общественного лоббизма, более того – сознаваемой обществом целесообразности и нацеленности на развитие.

За это время операторы, зарегистрировав падение ARPU, пришли к выводу о необходимости смены приоритетов с голоса на данные, а вслед за этим – роста скоростей.

За это время были разработаны принципы лицензирования на конкурсной основе, концепция рынка услуг, частотного обеспечения.

За это время региональные операторы заявили о намерении претендовать на лицензию 3G (UMTS).

За это время, а именно в 2004 г., были предприняты попытки влиться в международную систему отношений нового поколения: заключены соглашения о сотрудничестве с UMTS-форумом, Группой развития CDMA (CDG), Международной ассоциацией 450 (см. «ИКС» N12’2004, с. 20), с ETSI.

За это время из пасынка в родное, пусть и низкочастотное, дитя нового поколения превратилась технология IMT-MC-450 (CDMA-450), уже два года шагающая по стране.

Сначала теория, потом…

Редкий случай, по признанию многих участников телекоммуникационного рынка: сначала теория, подготовка, работа на опережение, потом – практика. Крепкие ассоциации сегодня выполняют не только функции саморегулирования рынка, несмотря на то что объединяют конкурентов – операторов, производителей оборудования, поставщиков контента, наконец. Ассоциация 3G генерирует фокусгруппы, называемые рабочими, объединяет науку, проектные организации, интеллект операторов и вендоров (и попробуй определи, кто главный!), где «варятся» новые идеи, анализируется мировой опыт, прорабатываются фантастические сценарии и в итоге адаптируются к национальной «кухне».

Работая на опережение, получившее имя 3G, профессионалы разных поколений не устают зорко оглядываться вокруг, формулировать продуктивные идеи и материализовать намечающиеся тенденции. Новости рынка сегодняшнего и завтрашнего дня собираются под флагом 3G. В приоритетах-2005 не только генсхема, транзит и высвобождение спектра, совместимость сетевого и терминального оборудования разных производителей, информационная безопасность, услуги и контент для 3G, но и новый мобильный доступ через беспроводные локальные сети, универсальная платежная платформа, опытная зона сети MVNO, высотные стационарные платформы на базе аэростатов HAPS (High Altitude Platform Stations), которые дешевле спутниковых решений (к слову, о HAPS «ИКС» писал еще в 2003 г. – см. «ИКС» N8’2003, с. 34 – 39).

Аккумулируя новое, ассоциация остается «в теме» и не устает поставлять на суд телекоммуникационного сообщества новые аргументы «за» новое поколение (например, проникновение 3G-услуг в мире в 2004 г. составило 7%, в 2005 г. вырастет до 13%, в 2006 г. привлечет 80 млн абонентов)и писать оптимистические сценарии, примеряя их к оперативной ситуации. Версия2005 выглядит следующим образом: I квартал – решение ГКРЧ о принятии заявок на частоты и лицензии; II квартал – объявление конкурса; III – IV кварталы – организация конкурса и выдача лицензий (последнее, по заявлению руководителей отрасли, похоже, не состоится). Подводные камни также не остаются без внимания: отсутствие утвержденной концепции развития сетей связи 3G; отсутствие принципов выделения полос частот для 3G; нерешенность вопросов лицензирования; «идеологическая задержка» с 3G-услугами, отличными от 2G…

Так пестуют гениальность ребенка дошкольника, не веря в нее до конца, но зная, что без этой веры не состоится личность. Такая вера – свидетельство не только большой любви, но и мудрой зрелости родителей.

***

С постепенным уходом сотовых сетей первого поколения на телекоммуникационной карте страны остаются операторы, предлагающие услуги мобильной связи новых скоростей и возможностей. «Наверное, когда-нибудь в России не будет операторов того или иного поколения», – считает В. И. Устюжанин. Наверное. Развитие связи ведет к этому, как развитие моды к ее же самоликвидации. В конце концов, дело не в поколении, а в средствах общения и извлечения прибыли, которые технологии предоставляют. Не в номере и не в дате, а в сути, для разных поколений сегодня, похоже, сосредоточенной в мобильной передаче данных, более элегантно звучащей как MobileData. Важен не номер (3G) и не аббревиатура (NGN) мифологизированных явлений, а стремление к переходу в новое качество, совершенствование, поиск новых возможностей и создание условий для их реализации.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!