Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2008
Александра КРЫЛОВА  16 сентября 2008

Web и WAP переживают взаимное притяжение

О грядущей конвергенции «большого» и мобильного Интернета «ИКС» писал еще в 2005 г., незадолго до спада, потрясшего рынок мобильного контента. Непогода не длится вечно, и, как показал бизнес-форум «Мир Мобильного Контента. МоСо-2008», процесс конвергенции уже пошел на подъем. Недалек тот день, когда мы увидим его результаты.

В течение нескольких лет аналитики настойчиво называли мобильный Интернет одним из наиболее быстро растущих сегментов рынка мобильного контента. И вот наступил момент истины: по оценке, которую привел в своем выступлении Т. Бокарев (Next Media Group), еженедельные аудитории Web и WAP весной сравнялись и составили по 5 млн человек.

Благодаря тому что весь 2007 г. операторы сотовой связи активно развивали свои WAP-ресурсы, наполняя их разнообразными, подчас эксклюзивными, сервисами и привлекая абонентов, зафиксированы положительные результаты: мобильный Интернет занял 25% рынка мобильного контента. Комментируя этот факт, К. Петров (i-Free) оценил рост продаж мобильного контента на площадках операторов как достаточно серьезный. К. Шрамко (INFON) отметил, что в 2007 г. операторы сотовой связи изменили отношение к VAS-услугам и взаимодействию с контент-провайдерами. «В прошлом году были сделаны заметные шаги навстречу рынку, ряд операторов внедрили новые модели тарификации и ввели разделение доходов от WAP-трафика», – сообщил он.

Докладчики из МТС, не называя конкретных цифр, сообщили о значительном росте среднемесячного потребления услуг мобильного Интернета в
2007 г. (Напомним: по сравнению с 2006 г. выручка оператора от предоставления в России услуг передачи данных выросла на 53%, достигнув $437 млн.) «Как мы и ожидали, пользователь отдает предпочтение качественному, эксклюзивному контенту, – заявил представлявший компанию на круглом столе бизнес-форума П. Ройтберг. – Наши музыкальные сервисы, Comedy Club, ГУД'OК очень популярны. Наблюдаем мы и постоянный рост интереса к нашим UCG-проектам».

В планах МТС – развивать в кооперации с другими операторами, в том числе ближайшими конкурентами, сервисы, основанные на определении местоположения, и мобильную рекламу. Пока же, отметил П. Ройтберг, потенциал таких услуг раскрыть полностью не удалось.

Рост числа WAP- и GPRS-пользователей, распространение среди абонентов сотовой связи мобильных телефонов со встроенными браузерами, ожидаемый запуск сетей 3-го поколения, обеспечивающих беспроводной широкополосный доступ к ресурсам Всемирной паутины, – все это привлекает в мобильную среду крупных игроков «большого» Интернета. «Яндекс», «Рамблер», Mail.ru, Google уже создали у себя мобильные подразделения. И хотя, говорит Т. Бокарев, отношение к данному направлению пока не мегасерьезное, через год-полтора крупные Web-издатели «догонят» самые посещаемые WAP-площадки. В результате мобильной рекламой будут заниматься те же люди и фирмы, которые ведут эту деятельность в среде Интернета. Может быть, тогда удастся перейти от «пилотов» к серьезным кампаниям продвижения мобильных брендов?

С одной стороны, игрокам «большого» Интернета легко играть на относительно новом для них поле мобильного контента: нужно лишь адаптировать уже имеющиеся сервисы к особенностям среды и абонент-ских устройств. С другой стороны, это сложно, поскольку для сбора аудитории приходится договариваться со всеми операторами сотовой связи, у каждого из которых – свои модели и схемы взаимодействия с партнерами. «Нам интересно работать в связке со всеми этими операторами, и я очень надеюсь, что они поймут: продвигать сервисы, подобные нашим, нужно уже сейчас, не дожидаясь, пока они пройдут проверку, например в МТС», – говорит М. Трухин (Mamba).

Планы Mamba – весьма амбициозные: разработать именно мобильный интернет-сервис, который позволит максимально использовать доступность как отличительную черту этой среды. Не раскрывая подробностей, М. Трухин сообщил, что такие услуги должны быть связаны с определением местоположения и поиском находящихся поблизости людей из того или иного сообщества – community.

Справедливости ради отметим, что и крупные игроки рынка мобильного контента готовятся к покорению «большого» Интернета. В частности, по словам К. Петрова, компания i-Free планирует реализовать ряд собственных Web-проектов, таких как продажа цифровой музыки через Интернет.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!