Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2008
Александра КРЫЛОВА  16 сентября 2008

Мобильные платежи. Пока - проекты и модели

По доступности финансовых услуг Россия заметно отстает от развитых стран. Как охватить банковскими сервисами россиян, проживающих за пределами мегаполисов? Эту непростую задачу сегодня пытаются решить в Госдуме и в Центральном банке, в Минфине и Минкомсвязи, а также в межведомственных рабочих группах. Ответ на этот вопрос искали и участники 3-й международной конференции «Мобильная коммерция и платежи».

Сегодня рассматривается несколько моделей, в каждой из которых в той или иной степени задействованы интернет- и мобильные технологии. Одна из них, продвигаемая Госдумой, основывается на агентской схеме, позволяющей банкам поручать своим агентам прием платежей от физических лиц. Другая модель – детище Центробанка – базируется на концепции создания передвижных банковских офисов.

В основе третьей – выпуск предоплаченного финансового продукта (банковской карты), проведение операций по которой не требует открытия срочного депозита. Эта модель, разработанная АКБ «Таврический» и реализованная при участии компании «Мобильные платежные системы» в сети «Билайн», была выбрана Инфокоммуникационным союзом (ICU) для одной из трех опытных зон, где сегодня проходят испытания универсальной платежной платформы, обеспечивающей проведение платежных операций с использованием сотового телефона. По информации представителя банка А. Соболева, именно в этой опытной зоне проводилось тестирование оплаты государственных и муниципальных услуг с мобильного телефона.

Равная доступность финансовых услуг для всех россиян независимо от места их проживания – важный, но не единственный шаг государства в этом направлении. Органы госвласти готовятся предоставлять услуги гражданам и организациям в электронном виде. Для этого в соответствии с Постановлением Правительства № 931 от 25.12.2007 создается Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ).

А. Соболев, АКБ "Таврический"Задача информационного центра, располагающего необходимыми программно-аппаратными средствами и телекоммуникационной инфраструктурой, – объединить базы данных органов власти и на их основе обеспечить гражданам дистанционное получение в электронной форме государственных услуг федерального, регионального и муниципального уровня. Тогда человек, зашедший на портал ОГИЦ, сможет не только запросить из любого ведомства необходимые ему справки, свидетельства и др. в электронном виде, но и, оплатив услугу через Интернет или с мобильного телефона, получить их. Однако над этим еще предстоит поработать. Пока же проект находится в начальной стадии – его опытная эксплуатация в объеме оказания 4 тыс. различных государственных услуг запланирована на сентябрь, причем для каждой из них нужно будет просчитать экономическую модель.

Не исключают государственные и муниципальные органы и возможности предоставления россиянам мобильных услуг. О проекте «Мобильный округ», реализуемом префектурой Зеленоградского административного округа Москвы, рассказала А. Коробова, начальник отдела службы «одного окна» и информатизации.

В 2007 г. в этом столичном округе начали действовать WAP-портал и PDA-версия официального портала префектуры. Среди интересных возможностей, предоставляемых пользователям, – SMS-новости префектуры и центра обслуживания населения, информация о пробках на Ленинградском шоссе и времени прихода на остановку городских автобусов, отправка SMS-заявки в диспетчерскую… Всего с октября 2007 г. префектура оказала около 45 тыс. мобильных услуг, которыми воспользовалась тысяча жителей.

Работать над расширением рядов «мобильных горожан» в Зеленограде уже начали. Как считает А. Коробова, выделенных местным бюджетом средств – 3 млн руб. на
2008 г. – должно хватить и на запуск новых сервисов, например SMS-обращений в префектуру и SMS-оповещений об их статусе, и на организацию информационной кампании.

По данным президента Российского микрофинансового центра М. Мамуты, на 100 тыс. россиян приходится всего лишь 3,2 банковских филиала (для сравнения: в США – 33,2; в Германии – 58). При этом действующие отделения банков распределены по российской территории крайне неравномерно, а услугой срочного депозита пользуются только 20–25% жителей нашей страны.

«ИКС» об  мобильных платежах: 2008: № 7–8, с. 32; № 4, с. 32; 2007: № 7, с. 62–67;  № 6, с. 16;  № 5, с. 40;  № 3, с. 58–67; 2006: № 6, с. 16
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: