Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2008
Лилия ПАВЛОВА  16 сентября 2008

Гигабитная гонка в транспортных сетях

Главная тенденция на рынке транспортных сетей – увеличение их пропускной способности, обусловленное резким ростом объемов трафика. В США, например, ставка делается на каналы 100 Гбит. Российские магистральные операторы на 100 «гигов» пока не замахиваются, полагая, что и 40 Гбит/с – неплохо.

Под давлением трафика

Аналитики считают, что в течение ближайших нескольких лет рост объемов трафика, обусловленный преимущественно его «тяжелой» составляющей (видеоконтентом), составит 300–500% в год. Это – вызов операторам транспортных сетей: потянут ли они такую нагрузку?
 

Как отмечалось на конференции Transport Networks, все операторы таких сетей наращивают пропускную способность. На магистральном уровне используются системы DWDM и маршрутизаторы IP MPLS, на городском – решения NG-SDH, Metro Ethernet, CWDM.

По мнению С. Кокорева (Huawei), в транспортных сетях нового поколения будет доминировать пакетный трафик и, соответственно, они должны обладать целым набором «пакетных» качеств. Основные среди них: возможности поддержки любых услуг для любого типа трафика и увеличения пропускной способности; комплексное QoS; интеллектуальные функции контроля сетевых ресурсов и управления сетью; надежность и защищенность.

Есть ли спрос на «сотку»?

В феврале–марте
2008 г. специалисты ТТК и Huawei протестировали оптические транспондеры нового поколения, обеспечивающие скорость передачи данных по одному оптическому каналу 40 Гбит/с. Для испытаний был выбран наиболее загруженный участок магистральной ВОЛП ТТК между Москвой и Санкт-Петербургом, базирующейся на платформе DWDM высокой дальности OptiX BWS1600G производства Huawei.

В действующей сети уже используются каналы 10 Гбит/c, и тестирование должно было подтвердить возможность организации каналов 40 Гбит/c для коммерческой эксплуатации. Проверялись такие функции транспондеров, как перестройка длины волны передатчика, адаптивная компенсация дисперсии, управление качеством сигнала и его мониторинг. Специалисты обеих компаний признали результаты тестов успешными. Летом аналогичные испытания оборудования Huawei были проведены и в сети «Ростелекома».

А. Рыжков (ТТК) отмечает: «Когда мы строили сеть, устанавливали STM-4 и -16, акционеры (РЖД) спрашивали, зачем нам каналы с такой большой пропускной способностью. Прошло 5–6 лет, и потребности железной дороги увеличились в 16 раз. В этом году на участке Москва–Санкт-Петербург мы протестировали системы на 40 Гбит/с, а при необходимости сможем перейти и на 100 Гбит/с».

Решение для наращивания пропускной способности действующих ВОЛС до 40 Гбит/с предложила в марте и Nortel. Как отметил В. Колоколов, менеджер по развитию оптических сетей этой компании, на мировом рынке транспортных систем идет «борьба видения» производителей: одни (такие, как Ciena) считают, что надо сразу делать ставку на 100 Гбит/с, другие (например, Nortel и Huawei) – что к 100 «гигам» лучше идти через 40 Гбит/c.

«Гигантомания российскому рынку не нужна, – считает В. Колоколов. – До сих пор большинство операторов связи боятся даже 10-гиговых решений; очень много запросов на 2,5 Гбит/с. И хотя мир идет к каналам 100 Гбит, говорить, что в России скоро перейдут на них, я бы не стал – цены кусаются. Для частных развлечений ни один оператор перестраивать сеть не будет, а бизнес-пользователи этого не требуют».
 

Неожиданные повороты

Размышлениями о перспективах ВОК поделился тот же представитель Nortel. Не самой большой неожиданностью прозвучало утверждение, что уже очевидны пределы возможностей оптического кабеля, и лет через десять, вероятно, оптику заменят новые технологии, использующие для передачи более удобную среду. «Например, специально обработанный воздух, – предложил задуматься В. Колоколов. – Какой объем информации можно будет передавать по такому воздуху, пока неизвестно...».

Но вторая мысль – на грани фола – вызвала оживление в зале. «Верите ли вы, что для передачи сигнала между Европой и Америкой проложен кабель по дну океана? И что он эксплуатируется и не рвется много лет? Задача настолько сложна, что трудно поверить в реальность такой связи. А может, для передачи трафика между континентами придумана иная (не SDH, DWDM или др.) технология, скрытая от широкой публики?.. Возможно, ответ на вопрос о новых средствах передачи информации мы уже скоро услышим».

Где здесь шутка, а где реальность – сразу не скажешь. И все потому, что технологии обгоняют даже воображение.


«ИКС» о  магистральных сетях: 2007: № 3, с. 74; № 4, с. 30; № 5, с. 68; № 8, с. 28; № 9, с. 28. 2006: № 3, с. 74. 2005: № 1, с. 28; № 10, с. 4
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!