Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2008
16 сентября 2008

За экраном

Интерактивность, качество, широкий выбор контента – главные приметы завтрашнего ТВ. В этом мнении участники нашего дискуссионного клуба сходятся. Но есть и точки расхождения, причем практически по каждому заданному вопросу. Это закономерно: каждый бизнес отстаивает свой выбор.

Что выбираем?

«ИКС»: В какой ипостаси, на ваш взгляд, телевидение наиболее интересно сегодня и будет интересно завтра? 

 
Джозев ДойлД. ДОЙЛ, ведущий специалист отдела развития бизнеса, Ericsson Мультимедиа: Определенно, IPTV и интернет-телевидение. Хотя интернет-телевидение не превзойдет по популярности IPTV, поскольку его очевидный недостаток – отсутствие сквозного качества обслуживания. Однако оно станет прекрасным дополнением к IPTV, поддерживающим практически неограниченный объем пользовательского контента. Таким образом, будут удовлетворены даже самые взыскательные абоненты и станут возможны пиринговые соединения. Это обеспечит беспрецедентную интерактивность и виртуальность: я смотрю, что хочу, как хочу (т.е. на экране любого устройства), когда хочу и где хочу.

HD – формат будущего: телевизоры HD Ready, Full HD и Full HD 24p Cinema всех марок пользуются большим спросом, постоянно высок спрос на HD-контент (по прогнозам, переход от SD к HD произойдет в 3–4 раза быстрее, чем переход от VHS к DVD).

Технологиям DVB-T, DVB-S и DVB-C, для того чтобы удовлетворить потребителя, не достает самых важных составляющих – интерактивности и стандартизации. DVB-S будет пользоваться популярностью в регионах с низким уровнем доходов населения и ограниченными возможностями широкополосного доступа или полным их отсутствием («Триколор ТВ» – пример «бесплатного сыра» с преимуществом однократной оплаты, но ограниченным предложением контента).

З. КИРАКОСОВ, начальник отдела систем цифрового интерактивного телевидения, «АМТ-ГРУП»: С точки зрения технологий востребованы разнообразные формы цифрового телевидения, обеспечивающие различную степень интерактивности. В мегаполисах, где конкуренция высока, это IPTV, HDTV, мобильное ТВ, интернет-телевидение. В то же время для большей части России достаточно спутникового сервиса «Триколор ТВ».

С точки зрения бизнеса операторов наибольшим спросом пользуются технологии для предоставления услуг с высоким ARPU. Основная технология, на базе которой «АМТ-ГРУП» строит свои телевизионные решения, – IP. Мы также используем гибридные технологии, включая HFC, FTTH, ADSL, DVB-T/H.

К. ФЕТИСОВ, директор по продажам основного оборудования, «Дженерал ДейтаКомм»: Наиболее востребовано будет интерактивное телевидение SD-формата, как в кабельных, так и в эфирных сетях.

В. ПушинВ. ПУШИН, руководитель отдела интеграции решений мультимедиа в странах СНГ, Alcatel-Lucent: Самое распространенное в нашей стране эфирное телевидение – уже не самое перспективное решение в плане технологий и бизнеса. Оно требует сложного и дорогостоящего передающего оборудования, соответствующей инфраструктуры, лицензий и прочих согласований с регулирующими органами.

Наиболее перспективны сегодня кабельное телевидение – благодаря сложившейся инфраструктуре и абонентской базе, спутниковое – ввиду повсеместной доступности, а в ближайшем будущем – IPTV – благодаря широким возможностям предоставления услуг, заложенным в технологии.

А. КОВАЛЬСКИЙ, менеджер поддержки продаж в СНГ и Восточной Европе, Irdeto: Быстро развиваться и распространяться будет телевидение группы стандартов DVB. Эта платформа наиболее проста с точки зрения построения системы. Также она обзавелась интерактивностью в разных вариантах, что в значительной степени нивелирует преимущество IPTV. Внутри самого DVB на территории России и СНГ в ближайшие два-три года будут, безусловно, соперничать DVB-S и DVB-C. Через пару лет состоится массовый старт DVB-T, но конкурировать со своими собратьями она не будет. В городах конкуренцию DVB-S- и DVB-C-операторам составят операторы IPTV. Также на рынок будет активно проникать DVB-H, но, как и DVB-T, это – нишевая технология, которая в незначительной степени будет претендовать на время абонента у экрана. Что касается HD и SD, то, скорее всего, эти два стандарта еще долго будут жить параллельно, мирно деля полосу оператора. Чего не скажешь про MPEG. С падением цен на абонентские приставки MPEG-4 возьмет (и уже берет) верх.

 

Рейтинг технологий

«ИКС»: Как вы оцениваете уровень конкуренции различных технологических платформ для ТВ? Какие самые перспективные? 

 К. ФетисовК. ФЕТИСОВ: Технологии развиваются стремительно, и конкуренция производителей очень острая. Наиболее перспективная технология предоставления услуг связи в ближайшем будущем – FTTx. Это во многом обусловлено возможностью достичь огромных скоростей передачи данных, удешевлением кабеля и компонентов, использованием технологий PON и Metro Ethernet. Ключевые преимущества FTTx в условиях жесткой конкуренции – доступность и универсальность оборудования при сохранении высокого качества, а главное препятствие на данный момент – недостаточная развитость оптоволоконной инфраструктуры. Но здесь уже есть подвижки, операторы все чаще в качестве основного канала передачи данных для подключения дома или квартиры используют оптоволокно.

xDSL – сегодня самая распространенная технология предоставления широкополосных услуг. Именно с ее помощью операторы оказывают услуги доступа в Интернет, телефонии и ТВ. Ее преимущества: наличие инфраструктуры и дешевизна оборудования, а ограничивающий фактор – технологический тупик, которого мы достигли в наращивании скорости передачи, в то время как новые сервисы требуют все большей полосы пропускания.

DVB-T (2) – в будущем основной стандарт цифрового эфирного телевидения в нашей стране. И это уже говорит многое о перспективах этой технологии. С другой стороны, еще не решена масса вопросов, связанных с ее внедрением: переоборудование трансляционных центров, формирование контента в формате MPEG-4 или его перекодирование из MPEG-2 в MPEG-4, не определена система условного доступа, обеспечивающая передачу платных каналов. Что касается абонентского оборудования, то, несмотря на наличие на рынке телевизоров с поддержкой DVB-T, в основном для приема ТВ-программ в DVB-T будут все-таки использоваться специальные приставки. А их производство сегодня затруднено из-за отсутствия четких требований и нормативной правовой базы.

Перспективность DVB-H оценить сложно. В конечном счете успешность этой технологии будет связана с качеством приемных устройств и покрытия, а также с продвижением услуги. Сейчас все находится на уровне опытных зон и тестирования первых мобильных телефонов с поддержкой DVB-H.

А. КовальскийА. КОВАЛЬСКИЙ: При правильной топологии, хорошем качестве кабелей и использовании нового клиентского и головного оборудования HFC еще достаточно долго будет одной из ключевых технологий на рынке DVB. Технология, наиболее перспективная сейчас для IPTV, – FTTx, особенно в варианте FTTH. Цены на активное и пассивное оборудование падают, скорости растут, а оптика как носитель способна работать в сетях как 100 Мбит/с, так и 1 и 10 Гбит/с и выше. А в сетях xDSL чем длиннее и старее последняя миля, тем меньше у оператора шансов на успех развертывания мультисервисных услуг. Новым операторам сейчас намного выгоднее прокладывать оптику, чем медь.

Опираясь на DVB-C (2), в городских условиях кабельщики могут составить и составляют самую сильную конкуренцию операторам других платформ и остро соперничают между собой. При добавлении обратного канала к абонентскому оборудованию DVB-C обеспечивает практически те же возможности, что и IPTV. Но DVB-приставки проще в использовании, шире рас-пространены и дешевле.

Большие перспективы у DVB-IPTV. Операторы ТВ расширяют свои горизонты и все чаще требуют решение, способное предоставлять ТВ-услуги в DVB- и IP-сетях. Те поставщики, кто может предложить такое решение, сейчас востребованы на рынке.

DVB-S – идеальная технология для стран с большой территорией. На ближайшие пять лет при создании оператора национального уровня самая перспективная технология с точки зрения вложения денег – DVB-S (наравне с DVB-C), особенно при реализации сервисов VoD или PushVoD.

В Европе абонентская база операторов DVB-T быстро растет, но ARPU у них значительно ниже, чем в спутниковом или кабельном сегменте DVB. Кроме того, для удачного запуска DVB-T-проекта необходима поддержка государства.

Очень перспективна технология DVB-H. Но при выборе конкретной платформы надо четко представлять, каким образом выводить на рынок новую услугу и как бороться с конкурентами.

А. ТепперА. ТЕППЕР, генеральный директор, «Космос-ТВ»: Уровень конкуренции на рынке платного телевидения Московского региона достаточно высок. Рынок постоянно развивается, и то же требуется от его участников независимо от технологических платформ, на которых они оказывают услуги. Поначалу абонентам хотелось иметь возможность смотреть большее количество каналов, затем повысились требования к качеству вещания и контента. Теперь абонент хочет получать у одного оператора комплексную услугу: телевидение, Интернет, телефонию. В этом аспекте MMDS-операторы несколько проигрывают кабельным, хотя и не безнадежно. Предоставление комплексной услуги в рамках MMDS возможно, но финансово нецелесообразно. Решить эту проблему можно организационным путем, т.е. совместно с другими операторами, специализирующимися только на предоставлении доступа в Интернет и телефонии.

Г. ГорюновГ. ГОРЮНОВ, менеджер по маркетингу, ВСС: Опыт операторов показывает, что качественно новые интерактивные услуги, такие как IPTV и VoD, востребованы в первую очередь абонентами, уже подключенными к высокоскоростному доступу в Интернет. Сегодня на смену частным IPTV-решениям последних лет с их ограниченными возможностями масштабирования и скромной функциональностью приходит осознанная необходимость в промышленных, масштабируемых и полнофункциональных решениях. Крайне важно, чтобы такое решение представляло собой не закрытый телевизионный комплекс с завершенным циклом развития и набором стандартных сервисов, а открытую IPTV-платформу с интегрированными возможностями настройки (в том числе индивидуальной) аппаратно-программных средств для оперативного внедрения базовых и дополнительных интерактивных сервисов, способных наиболее полно удовлетворить потребности абонентов в информационном комфорте.

Д. ДОЙЛ: В сфере IPTV конкуренция очень высока (не говоря даже о множестве компаний, предоставляющих «частично бесплатные» услуги интернет-ТВ, например Joost и Active TV).

В технологическом аспекте доминировать будет доставка данных по протоколу IP, особенно после внедрения IPv6, который позволяет выделять неограниченное адресное пространство для всех бытовых устройств, в каких бы комбинациях они ни использовались. Возможность сочетания различных технологий FTTx (FTTH, FTTH + Ethernet to the Flat, FTTH + GPON) станет особенно важна, поскольку только такая методология позволяет доставлять контент в формате Full HD сразу в несколько помещений и на несколько бытовых устройств.

Технология xDSL будет поддерживаться еще некоторое время, так как двухпроводной медный кабель, который применяется для организации работы УАТС, уже доступен в большинстве домов в нашем регионе, т.е. вложения дополнительных средств не требуется. Однако скорость xDSL-соединения сильно зависит от длины и качества линии УАТС (а в Москве и Санкт-Петербурге, например, до сих пор эксплуатируются линии, построенные в XIX веке). Кроме того, xDSL налагает ограничения на обслуживание – даже линия со скоростью передачи 20 Мбит/с поддерживает только два HD-потока и скорость доступа в Интернет всего 4 Мбит/c. Это не удовлетворит взыскательных пользователей среднего класса. xDSL – это хорошая платформа для Hotel IPTV, поскольку на ее базе можно реализовать новые интерактивные услуги для гостей отеля без больших капиталовложений (данные доставляются по имеющимся линиям УАТС).

Я также считаю, что текущие стандарты WCDMA/HSDPA и будущие реализации протокола HSPA станут главным фактором развития лучших конвергентных услуг IPTV – мобильного ТВ.

З. КиракосовЗ. КИРАКОСОВ: Есть лидеры отрасли, выпускающие достаточно широкий спектр продуктов для построения платформ ТВ, есть нишевые игроки с отдельными удачными продуктами. Крупные компании поглощают нишевых игроков, получая тем самым возможность реализовывать системы «под ключ». Компаний, обладающих полным набором решений для IPTV в мире сейчас не более восьми, для Mobile TV – не более пяти.

С ростом сложности и масштабов проекта снижается конкуренция среди поставщиков, поскольку далеко не все готовы удовлетворить всем требованиям, которые выдвигает современный мультисервисный оператор.

Если же говорить о технологической конкуренции, можно отметить противостояние между DVB-C с DOCSIS и IPTV с Metro Ethernet. И, конечно же, цифровое ТВ конкурирует с существующим, почти бесплатным аналоговым эфирным вещанием.

С точки зрения инфраструктуры самой перспективной видится прокладка оптики до здания – FTTB. Для крупных проводных операторов актуальны гибридные решения, позволяющие охватить абонентскую базу максимально широким набором сервисов – комбинация DVB-C, IPTV, аналоговых сервисов и Metro Ethernet.

В. ПУШИН: На этом рынке присутствует довольно большое количество поставщиков, среди которых и небольшие компании, и транснациональные гиганты. Поэтому уровень конкуренции очень высок, как в сфере кабельного телевидения, так и IPTV. Что касается конкуренции технологий, то каждая их них имеет свои плюсы и минусы (см. таблицу).

 

Услуга ТВ – ведущая или ведомая?

«ИКС»: Для поставщика комплексных услуг телевидение – это дополнительная услуга, базовая или имиджевая? 


К. ФЕТИСОВ: Если говорить об операторах, традиционно предоставляющих услуги передачи данных и доступа в Интернет, то для них ТВ – скорее имиджевая составляющая пакета услуг. Превратить ее в действительно дополнительную услугу удается не всем. Дело в том, что ТВ зачастую требует других подходов к организации, развитию и продвижению по сравнению с услугами передачи данных. Думаю, когда операторы начнут предоставлять доступное ТВ высокого качества, интерес абонентов к нему сильно возрастет и роль его в пакете услуг изменится.

З. КИРАКОСОВ: У каждого оператора своя модель. Например, на московском рынке успешно работают диаметрально противоположные модели. ТВ-услуга постепенно превращается из имиджевой (проведение трайлов IPTV, эксперименты с видео по запросу) в основную (запуск полноценного IPTV с полным набором дополнительных услуг). Дальше следует ожидать расширения спектра добавленных, интерактивных сервисов цифрового ТВ, внедрении HD.

Д. ДОЙЛ: Я уверен, что IPTV (каналы вещания, видео по запросу и сетевой персональный видеомагнитофон) – это базовая услуга, которую можно и нужно дополнить множеством других сервисов. Есть примеры того, как, благодаря дополнительным услугам (интерактивная реклама, обмен сообщениями и индикация присутствия абонента в сети, видеовызовы, видеонаблюдение в доме, защищенный Интернет на большом экране и т.п.), средний доход с абонента IPTV удваивался, а то и утраивался. В частности, если говорить о рекламе, то IPTV позволяет доставлять персонализированный контент конкретным пользователям. При этом открываются беспрецедентные возможности моментальной оценки эффективности рекламы. Взгляните на Auto.ru – небольшому веб-сайту удалось стать самым популярным веб-порталом об автомобилях. То же самое можно сделать и с IPTV, только более эффективно.

В. ПУШИН: Как имиджевая услуга ТВ себя не оправдывает ввиду дороговизны решения. В зависимости от направленности бизнеса поставщика эта услуга может быть как основной, так и дополнительной. Например, для интернет-провайдера она дополнительная.

А. КОВАЛЬСКИЙ: Каждый оператор сам решает, какая услуга для него базовая, а какая дополнительная. С моей точки зрения, выбирать, какой из сервисов принять за базовый, нужно, исходя из конъюнктуры местного рынка и учитывая собственный финансовый, управленческий и технологический потенциал. Но, определенно, ТВ-услуги будут базовыми для очень многих операторов. Растущие показатели рынка это подтверждают.

 

Регулятор, прислушайся!

«ИКС»: Какова ваша оценка регуляторной поддержки развития рынка платного ТВ в России? Каковы ваши ожидания от готовящейся ФЦП развития телерадиовещания? 


З. КИРАКОСОВ: Надеемся, что программа определит основные векторы развития отрасли, а конкретные пути реализации будут определяться спросом и предложением. Оптимизация технологий, стандартов для предоставления услуг будет вестись совместными усилиями производителей, интеграторов, операторов и потребителей услуг.

К. ФЕТИСОВ: Для компании «Дженерал ДейтаКомм», являющейся российским производителем телекоммуникационного оборудования, хорошей вестью стало то, что техническое перевооружение телевидения будет опираться на продукты именно российских производителей.

А. КОВАЛЬСКИЙ: Регуляторная политика в этом вопросе безусловно необходима. Однако это должна быть политика поддержки, а не выстраивания препятствий. Идеальным было бы сосредоточение всех регулирующих функций в пределах одного министерства, что позволило бы избежать повтора противостояний профильных структур. А для обеспечения прозрачности выдаваемых лицензий лучше всего проводить открытые тендеры с максимальным уровнем прозрачности участия и принятия решений.

Мы ожидаем, что будет принята программа, которая позволит, с одной стороны, предоставить всему населению доступный цифровой сигнал, а с другой – создаст конкурентную правовую и технологическую среду для коммерческих операторов DVB-T.

Д. ДОЙЛ: Существующая модель выдачи лицензии на вещание двух каналов на кабель нелепа. Она является препятствием на пути развития рынка. IPTV всегда означает вещание только одного выбранного пользователем канала или заказанной программы – нет смысла заставлять операторов услуг IPTV приобретать 50 лицензий на 100 каналов. На мой взгляд, регулирующие органы должны уделять больше внимания тому, ЧТО показывается аудитории, – нужно оградить молодежь от пропаганды насилия, алкоголя и курения. Это хорошо соотносится с программой российского правительства «Дети – наше будущее».

Разработки в сфере IPTV и мобильного ТВ соотносятся с федеральными программами по цифровому телевидению в нашем регионе. Технологии DVB-T и DVB-H смогут стать (и станут) прекрасным способом доставки широковещательного контента миллионам абонентам без создания угрозы стабильности/пропускной способности сети операторов, а широкополосный доступ, Wi-Fi и 3G/HSPA обеспечат интерактивность и возможность заказа видеоконтента, который нравится пользователям. 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!