Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2008
Федор КРАВЧЕНКО  05 ноября 2008

Контент защищается де-юре и де-техно. Ключевые юридические риски

Контент защищается де-юре и де-техно. Проблемы защиты контента обострились для операторов платного ТВ в нынешнем году, с изменением законодательства. Могут ли помочь их решению ИТ? И что советуют юристы?

Конвергентная суть услуг цифрового ТВ напрямую отражается на юридических рисках. Юристам широкого профиля, которые обычно сопровождают деятельность хозяйствующего субъекта (корпоративное, налоговое, хозяйственное, договорное право и проч.), необходимо учитывать эти «межотраслевые особенности». Ф. Кравченко

Пять юридических столпов…


Нарождающиеся сегодня в России цифровое вещание и мобильное ТВ опираются на несколько законодательных столпов.

1. Закон «О средствах массовой информации», принятый в 1991 г. Отмечу, что этот закон нормально работает в условиях быстро меняющихся технологий и позволяет реализовать любую бизнес-модель, просчитав ее юридические риски. Иными словами, юристам закон о СМИ хлопот не доставляет.

2. Вплотную к теме цифрового вещания подходит закон «О связи» и вся система его гармонично выстроенных подзаконных актов. По рассматриваемым в них вопросам есть узкие специалисты (как правило, они из сферы телекома, а не юриспруденции).

3. Крайне важна для «контентного аспекта» начавшая действовать с 1 января
2008 г. 4-я часть ГК. Напомню, что с нынешнего года утратили силу целый ряд федеральных законов: Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1, закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г. № 3523-1, закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1. Ни одна прежняя норма об авторском праве больше не работает, их все заменила 4-я часть ГК, по объему превосходящая первые три. Тайные глубины этого гигантского документа юристам еще предстоит постичь; определенные модели «сосуществования» с ним юристы уже нарабатывают – но можно предположить, что только через два-три года появятся апробированные в высших судебных инстанциях подтверждения или опровержения (надеюсь, что все-таки подтверждения) этих моделей.

4. Закон «О защите прав потребителей». Не вдаваясь в детали, полагаю, что операторы связи с многомиллионными абонентскими базами исследовали эту область досконально.

5. Закон «О рекламе». С точки зрения норм этого закона платное ТВ, особенно мобильное, – фантастически эффективное средство распространения рекламы. В силу пп. 2 п. 15 ст. 14 закона «О рекламе» никакие ограничения или запреты на рекламу отдельных видов товаров (алкоголя и пива; табака и табачных изделий; лекарственных средств, медицинских услуг и биологически активных добавок; лотерей, казино и прочих игр, основанных на риске и пари; банков, фондов и финансовых услуг; ценных бумаг, недвижимости и всего, что связано с рентой), действующие на традиционном ТВ, не затрагивают телепрограммы, распространяемые с использованием кодирования сигналов на платной основе. Полагаю, что мобильное цифровое вещание можно отнести именно к этому типу телевидения. И компании, которые сейчас преодолевают массу организационных, технических и юридических препятствий ради выхода на рынок мобильного ТВ, через несколько лет окажутся далеко впереди своих конкурентов.

…и пять советов юриста

1. Пример из сферы печатных СМИ: один из журналов, который пренебрег лишь одной статьей закона «О рекламе», касающейся рекламы алкоголя, получил за один свой номер 73 протокола о нарушении законодательства о рекламе, и по каждому из этих протоколов предполагалась материальная ответственность не менее 40 тыс. руб. (но не более 500 тыс.). Правда, усилиями юристов ответственность по всем предъявленным протоколам удалось свести к 168 тыс. руб.

Совет: закон «О рекламе» необходимо глубоко проработать. И опираться при этом на опытных юристов

2. Большой блок проблем кроется в сфере интеллектуальной собственности. Когда оператор разворачивает бизнес-платформу, он неизбежно ориентирует ее на определенный контент. Если при приобретении прав интеллектуальной собственности на этот контент будут допущены ошибки, вся бизнес-платформа окажется под угрозой, включая инвестиции в технику, рекламу, маркетинг и проч. Проблемы, с которыми сталкивается бизнес в этой сфере, – практически полное отсут-ствие «стыковки» в части терминологии, в описании прав в договорах. Напомню, что российское законодательство предусматривает охрану авторских прав в течение 70 лет после смерти автора. С советских времен цепочка прав наследовалась крайне неаккуратно, с пробелами и противоречиями, и те споры, которые сейчас ведутся, например вокруг известных персонажей мультфильмов (крокодил Гена, Чебурашка, кот Леопольд и т.д.), – лишь верхушка айсберга. Количество неподеленных прав, т.е. принадлежащих одновременно множеству действительных и мнимых правообладателей, огромно.

Совет: приобретение прав ни в коем случае нельзя пускать на самотек, и подписания «какой-то бумажки» отнюдь не достаточно для защиты вашего контента от того, что он весь будет признан контрафактным (см. п. 5). Проверяйте все бумажки!

3. Для цифрового вещания характерны два типа использования объектов интеллектуальных прав.

Первый – сообщение для всеобщего сведения (по кабелю и в эфир), т.е. обеспечение доступности произведения для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При этом кабельное вещание ориентируется на конкретного подписчика, которому контент доставляется в кодированном виде, а эфирное вещание ведется обычно на неопределенный круг лиц. Второй – доведение до всеобщего сведения, т.е. обеспечение возможности любому лицу получить доступ к произведению из любого места и в любое время (например, скачивание контента). С этим типом использования связаны так называемые интернетные права.
 

Совет: обращайте внимание – с каким типом использования объектов интеллектуальных прав соотносится способ передачи сигнала вашей компании. Если со вторым, то следует выделить понятие «стриминг», когда речь идет о возможности слушать/смотреть аудио/визуальное произведение без возможности сохранить его в памяти мобильного телефона или компьютера. В противном случае вы должны будете иметь дело и с правами на воспроизведение (под воспроизведением понимается не только изготовление экземпляров произведения на материальных носителях, но и его запись в память ЭВМ).

4. Очень много контента создается для кино или телевидения, но для мобильного вещания, где требуются более короткие формы, больший интерактив, короткие клипы, рингтоны, множество сервисов SMS и MMS, его «в чистом виде» применить нельзя. Он требует переработки.

Совет: Право на переработку контента также должно приобретаться. Обязательно.

5. В России существует несколько обществ, которые распоряжаются авторскими правами. Самое известное – Российское авторское общество (РАО). Но есть и много других – Российское общество по авторским правам (РОАП), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМЦС)… Все они действовали в рамках ст.
  45 закона «Об автор-ском праве и смежных правах». С начала этого года закон утратил силу. В результате, если раньше можно было пойти в РОМЦС и купить лицензию на любой исходник любого контента (что, в общем, решало большинство вопросов для операторов платного ТВ), то сейчас это стало практически невозможным. С 1 января 2008 г. контентом могут торговать только аккредитованные общества. Однако наибольшую активность проявляют как раз общества неаккредитованные.

Совет: Поддавшись желанию побыстрее заключить договор, вы можете попасть в ситуацию, когда ваши права будут признаны недействительными из-за того, что общество, у которого вы их приобрели, не аккредитовано. Будьте внимательны, отследите, когда такие общества пройдут аккредитацию.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!