Rambler's Top100
Статьи
Александра КРЫЛОВА  24 сентября 2008

Тагир Яппаров: «У меня к высшему образованию серьезные претензии»

Дефицит квалифицированных кадров – проблема, с которой участники IT-рынка знакомы, увы, не понаслышке. Сегодня все крупные системные интеграторы не просто говорят о ней, но и прикладывают усилия для ее решения. Что не устраивает сегодня компании в  подготовке выпускников вузов? – спросили мы Т. Яппарова, генерального директора компании «АйТи».

Тагир Яппаров– Проблемы подготовки ИТ-кадров стоят в России еще с 90-х годов. Основная из них – разрыв между системой образовательных стандартов и современными требованиями рынка. Специалистов по востребованным рынком ИТ-специальностям, например, ИТ-консультант или системный аналитик, сегодня не готовится ни один вуз. Вузы готовят специалистов широкого профиля, а рынок требует профессионалов в узких областях.

Вторая проблема – несбалансированность системы подготовки ИТ-кадров. ИТ-специалистов с вузовским образованием – менеджеров, аналитиков и консультантов, то есть «белых воротничков», выпускается ежегодно больше, чем так называемых «синих воротничков» – выпускников учреждений среднего специального образования. Поэтому сегодня на должностях, не требующих высокой компетенции, работают  выпускники хороших технических вузов.

У меня к высшему образованию очень серьезные претензии. Я считаю, что проблемы даже не в устаревшем контенте, а в резком снижении качества. Сегодня, к сожалению, диплом перестал гарантировать качество образования. Он стал социальным знаком. То, что 80% выпускников школы получают высшее образование, дискредитирует всю ситуацию.

– В каких специалистах сегодня наиболее остро нуждается ИT-рынок в Москве и в регионах?

– Дефицит персонала в области информационных технологий существует для вакансий всех уровней. Острая нехватка в нашей отрасли  квалифицированных, опытных бизнес-девелоперов – людей, которые могли бы развивать бизнес, в том числе и с «нуля», формировать, развивать и удерживать команду.

Сегодня при подборе персонала на первый план выходят личностные компетенции специалистов: активная жизненная позиция, стремление к развитию, готовность к командной работе, сознание причастности к общему результату. В настоящее время при наличии HR-технологий, соответствующей методологической базы подготовить, «подтянуть» специалиста до нужного профессионального уровня уже не проблема – проблема найти того, в кого можно «вложить»…

В регионах очень сложно найти персонал с опытом работы в аналогичной компании, т.е. имеющих за плечами реализованные проекты, необходимые знания и сертификацию. Там чаще приходится учить и доучивать специалистов. Оценить в цифрах подобные затраты сложно, т.к. это время – время наставника, время на подготовку, время, на которое может увеличиться срок реализации проекта.
– Можно ли оценить затраты компании на "доводку", переобучение молодых специалистов?

– После окончания вуза практически любого специалиста приходится дополнительно обучать не менее полугода. И вместе с тем, на мой взгляд, проблема затрат на доучивание молодых специалистов несколько преувеличена.

Во многих компаниях отсутствует понимание роли молодых специалистов, нет опыта передачи знаний, опытные специалисты, будучи перегруженными текущими проектами, не умеют выделить задачи, которые можно возложить на молодых, малоопытных специалистов. А таких задач в компании, работающей на высокотехнологичном рынке, не мало.

Думаю, что при поддержке HR-специалистов программы по работе с молодыми специалистами не будут очень затратными ни по времени, ни с точки зрения прямых затрат, т.е. денег.
– Компания «АйТи» открыла немало базовых кафедр и магистратур при профильных вузах – МГУ, МИСиС, МГСУ. Какие направления вы считаете перспективными для продолжения этой работы?

– Мы поддерживаем наиболее востребованные современным ИТ-рынком программы и специальности. В этом году мы совместно с МТУСИ открыли базовую кафедру «Структурированные кабельные системы». Профильная кафедра создана впервые в России, она будет готовить специалистов по проектированию, созданию и эксплуатации структурированных кабельных систем (СКС). Мы планируем открыть несколько кафедр и в Москве, и в ряде регионов.

Одно из очень перспективных направлений, на наш взгляд, – это подготовка специалистов в области технологий управления информацией. Сегодня уже никто не спорит с тем, что информация становится одним из ключевых активов предприятия, а знания становятся ключевым элементом конкурентоспособности. Под технологиями управления информацией мы понимаем решения по созданию электронных архивов, аналитике, хранилищ данных и систем управления знаниями.
– Как решается вопрос с обучающим контентом – учебно-методическими материалами для базовых кафедр и магистратур? Используются ли в процессе обучения электронные курсы?

– Контент для каждой программы создается индивидуально. Те курсы и программы, которые уже есть у «АйТи» и вуза, совместно с которым разрабатывается программа, обязательно согласовываются. Каждый курс дорабатывается, с учетом того, что уже используется в вузе.

Во многих совместных программах используются электронные курсы. Мы разработали дистанционные курсы для АНХ, сейчас появилась совместная программа с ММА им. М.И. Сеченова – eMBA-med. Она существует в смешанном формате, то есть обучение проходит дистанционно, а на установочные сессии и экзамены слушатели приезжают в Москву. Такое обучение помогает привлекать слушателей со всей страны. А вот в магистерской подготовке нет такого понятия, как электронные курсы.

В магистратуре предусмотрены часы для самостоятельной работы. Для ее организации по нашей новой программе с МИСиС мы планируем  использовать дистанционные курсы, разработанные в Академии «АйТи».

Замечу, что помимо разработки контента, компания АйТи помогает вузам в оснащении учебных помещений. Так, в МИФИ мы оснастили техникой и компьютерами учебный класс и лабораторию, а в МТУСИ оказываем методическую поддержку и помощь в оснащении учебной лаборатории необходимой базой для проведения практических лабораторных занятий, в процессе которых студенты смогут получать навыки  работы с современным оборудованием СКС.

– Планируется ли участие компании «АйТи» в трудоустройстве выпускников организованных ею кафедр и магистратур?

– Речь идет не о том, что мы готовим специалистов только для себя. Мы вкладываем свои знания, ресурсы, понимание тех компетенций, которые нужны для рынка. И большинство выпускников кафедры работают в других компаниях. У нас нет технической возможности привязать выпускников кафедры к нашей компании. Мы делаем достаточно важную работу для рынка – запускаем процесс создания специализированных кафедр, которые позволят быстрее выйти на более высокий уровень  подготовки. И не возражаем, если к нему подключаются другие игроки. Например, создав кафедру в МГСУ, мы очень быстро, в течение двух месяцев, нашли компании, которые стали ее соучредителями. Нам интересно, чтобы в этом процессе участвовали другие компании.

– «АйТи» была в числе тех 12 компаний, которые в рамках АП КИТ разрабатывали профессиональные стандарты для ИT-отрасли. Планируете ли вы продолжать эту работу?

– Несмотря на то, что разработанные нами профессиональные стандарты не были взяты за основу при проведении конкурсов на создание стандартов образовательных, мы приняли решение самостоятельно продвигать наши разработки и поощрять те вузы, которые будут внедрять ориентированные на них образовательные циклы.

Профессиональные стандарты являются некими ориентирами для вузов. Они показывают, какие именно навыки нужны сегодня ИТ-специалисту, какие компетенции сегодня востребованы рынком. Они помогают вузам стать рыночно ориентироваными.

Месяц назад состоялось заседание Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ), на котором принято решение продолжить участие в проекте разработки профессиональных стандартов для ИТ-отрасли. Уже создана новая рабочая группа, в которую входит и «Академия АйТи».

Мы сейчас фактически находимся на этапе начала, запуска, внедрения наших стандартов в образовательный процесс в вузах. Процесс этот сложный, долгий, я думаю, что он займет годы. Но мы надеемся, что усилия участников рынка могут привести к  системным изменениям в подготовке специалистов для ИT-индустрии. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!