Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2005
З.Б. РЕВЕЛОВА  Юрий АКАТКИН  А. А. ЛОЩИНИН  Юрий Александрович МИХЕЕВ  01 апреля 2005

Информационные услуги для села

IT – важный фактор социально-экономического подъема села

Ведущая роль информационных технологий (IT) в ускорении социального и экономического развития – отличительная черта информационного общества. Не составляют исключения аграрная экономика и социальное развитие села. В последние годы Минсельхоз России акцентировал деятельность в следующих направлениях:
  • Создание инфокоммуникационной системы АПК России, призванной обеспечить автоматизированный обмен данными на всех уровнях, а также эффективное применение IT в деятельности окружных, региональных и районных органов управления АПК.
  • Создание автоматизированной информационной системы (АИС), интегрирующей информационную поддержку деятельности Минсельхоза РФ, Россельхоза, Россельхознадзора, процессов управления отраслью регулирования агропродовольственных рынков. Задачи АИС: обеспечение руководства и специалистов оперативными данными о результатах оценки состояния и анализа ситуаций, а также информационная поддержка процессов принятия решений. В ее основе – современные ИКТ, позволяющие осуществить комплексную информатизацию и автоматизацию деятельности центрального аппарата федеральных органов управления АПК на базе централизованных информресурсов, адаптивных инструментов доступа к данным, а также сервисных средств их обработки, манипулирования и визуализации.
  • Создание системы дистанционного мониторинга земель сельхозугодий. Это позволит точно оценивать размеры пахотных земель в зонах интенсивного и рискованного земледелия, их продуктивность; выявлять негативные почвенные процессы; обнаруживать признаки поражения культур и ареалы распространения вредителей; проводить мониторинг чрезвычайных ситуаций.
  • Создание системы информации о рынке АПК для изучения конъюнктуры на сельхозпродукцию, продукцию перерабатывающей промышленности; материально-технических ресурсов и услуг для села; анализа состояния и прогнозирования развития рынка сельхозпродукции и продовольствия; обеспечения рыночной информацией органов управления АПК с целью регулирования рынка, поддержки производителей; обеспечения участников рынка информацией о ценах, объемах реализации и закупок продукции, материально-технических ресурсов и услуг.
Сегодня цели перечисленных систем существенно расширены. Предстоит создать Единую систему информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК).

Ю. М. АкаткинВ 2004 г. в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.» была проведена комплексная НИР «Проведение научных исследований и определение оптимальных технико-экономических решений по созданию сетей связи в сельской местности». Были привлечены специалисты в области экономики и управления АПК, IT и связи. Этот фактор сыграл решающую роль в последующей реализации системного подхода к проблемам широкого использования IT в АПК. Программа предусматривает почти 60% -ное увеличение числа телефонных номеров на селе за счет установки 1,9 млн ТА. Но если новые мощности будут задействованы не только для создания бытовых удобств населению, а станут развитой сетью, средством информационного взаимодействия органов власти и местного самоуправления между собой и с населением, средством предоставления государственных и информационных услуг, то уровень эффективности телекоммуникаций на селе может быть существенно поднят. В ходе НИР внимание акцентировалось на возможности предоставления участникам АПК широкого спектра услуг на базе существующих информационных систем и намечаемой к созданию ЕСИО АПК.

Информационные услуги инициируются органами госвласти, местного самоуправления (государственные и муниципальные услуги), федеральным центром рыночной информации, сетью из 400 информационно-консультационных центров (развиваемой в соответствии с ФЦП). Кроме того, услуги поддерживаются системой сельхозбиблиотек, институтами РАСХН, исполнительными органами власти, не входящими в АПК (таможенные, налоговые органы, банки, транспортные организации и др.).

Связь на селе: Технологии для реальности

Технологически информационные услуги можно условно разделить на три группы:
  • Голосовая связь с оператором и/или автоинформатором справочно-информационной службы посредством доступа, коммутируемого через СОП (возможно с использованием ресурсов интеллектуальных сетей).
  • Узкополосные электронные услуги: Интернет, электронная почта, голосовые сообщения, рассылка новостей, IP-телефония.
  • Широкополосные услуги: видеоконференцсвязь, видео по запросу, дистанционное обучение, телематика и др.
Для сельских жителей доступность информационных услуг по ряду причин ограничена. Главная из них – отсутствие связи в 46 тыс. сельских населенных пунктов (данные Мининформсвязи России на конец 2004 г.). Телефонная плотность на селе (11,7 ТА на 100 жителей) вдвое ниже городской, а плотность квартирных телефонов и того меньше – 9,6 ТА (в 60% регионов – 7,8 ТА). Не телефонизировано большинство фермерских хозяйств (79%) и объектов социального значения (46%). Мешает и низкое качество установления соединений с информационными службами и оборудованием провайдеров Интернета.

З. Б. РевеловаРазвитие первой группы услуг осуществляется в соответствии с «Концепцией развития телекоммуникационных услуг в России до 2010 г.», которая предполагает увеличение телефонной плотности СТС до 15 ТА организацию в каждом населенном пункте качественного доступа к справочно-информационным службам, в том числе к экстренным службам. Для этих услуг целесообразно использовать как существующие сетевые ресурсы, так и новые технологии. Чтобы сделать услуги более доступными, с 2005 г. вводится механизм УО, обеспечивающий материальную базу их внедрения на селе. Частично будут решаться и проблемы организации узкополосного и/или широкополосного доступа для населения к ресурсам Интернета из ПКД.

Для организации услуг второй группы необходимо внести в инфраструктуру СТС изменения, не требующие больших капвложений. Так, если число терминалов пользователей не будет превышать 10% от емкости СТС, то может понадобиться замена системы передачи и физической среды на абонентских участках сети. Если пользователей будет в 2 – 3 раза больше, то, возможно, придется увеличить ресурсы пучков каналов между центральной станцией и междугородной.

Услуги третьей группы, в зависимости от числа потенциальных пользователей, могут потребовать более существенных корректив инфраструктуры. Например, организация широкополосного доступа для 1% абонентов СТС при наличии 50% пользователей узкополосных услуг возможна только на базе цифрового коммутационного оборудования, SDH-систем передачи либо Ethernet.

Для организации узкополосных услуг рекомендуется выбирать в качестве основного доступа узкополосный радиодоступ (при удаленности терминалов пользователей от населенных пунктов, где размещено сетевое оборудование, на 5 – 50 км), а в пределах населенного пункта (при удаленности терминалов пользователей до 5 км) возможен также доступ по медной паре. Доступ жителей к услугам обеспечит xDSL или Ethernet, а для предприятий АПК и объектов социального значения такой доступ вообще рекомендуется в качестве базового.

А. А. ЛощининШирокополосные услуги не следует предоставлять на территориях с плотностью населения менее 20 человек на 1 кв. км, хотя в отдельных случаях возможен радиодоступ. Широкополосные услуги xDSL-доступа рекомендованы для населенных пунктов с большей плотностью населения, удаленных от точки размещения сетевого оборудования не более чем на 5 км.

При узкополосном/выделенном доступе до 2 Мбит/с рекомендуется использовать в качестве транспортной сети выделенные потоки (2 Мбит/с) или сетевой Ethernet. При широкополосном/выделенном xDSL-доступе транспортом могут служить выделенные потоки n х 2 Мбит/с или ATM через SDH. Если информационными услугами пользуются одно или несколько предприятий АПК на территории одного населенного пункта, то целесообразно создать мультисервисную корпоративную сеть.

Стоимостная оценка выбранных вариантов доступа определяется на этапе технико-экономического обоснования проекта. Сумма зависит от количества оборудования, степени структурных изменений, топологии сети, географии местности и колеблется от $150 до $1500 в расчете на абонента.

Данные по объемам потребления услуг местной связи абонентами СТС: на конец 2003 г. спрос составлял в среднем 17 мин в месяц (в расчете на 1 жителя), с таксофона – 0,003 мин.

Попытки объяснить низкий спрос селян на услуги связи только низкой платежеспособностью, невысокой деловой и социальной активностью или низким уровнем развития СТС и на этом основании утверждать, что капвложения в сельскую связь не окупаются, представляются нам не вполне состоятельными. При средней по России стоимости установки одного телефонного номера 11 – 22 тыс. руб. и стоимости подключения к Интернету 0,6 тыс. руб. капвложения в связь окупаются за 8 месяцев (оптимистичный вариант) или за 35 месяцев (пессимистичный вариант). Сроки могут еще сократиться при условии развития системы государственных информационных услуг, которые должны оказываться селу как обобщенному потребителю. Обнадеживающим фактором в данном случае является то, что уже сейчас в России Интернетом пользуются 13 – 15 млн потребителей.

Электронные услуги: резервы эффективности

Информационные системы стали широко использоваться в органах госвласти и местного самоуправления начиная с 60-х годов теперь уже прошлого века.

Ю. А. МихеевОднако и в теории, и в практике построения этих систем преобладал принцип движения информации «снизу вверх» : собрать информацию об объекте управления, определить стратегию его развития и затем получать учетную и контрольную информацию о реализации планов и о состоянии объектов управления. Проектировщикам тогда и в голову не приходила мысль о том, что эффективность (социальная и экономическая) информационных систем по-настоящему проявляется только тогда, когда органы власти и местного самоуправления будут предоставлять государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Сейчас этот вид деятельности находится все еще на начальном этапе. Ряд региональных и муниципальных органов управления внедрил «единое электронное окно» , которое избавляет население от хождения по инстанциям. Налоговые органы начали работу по предоставлению в электронном виде деклараций о доходах, отчетности. К ним присоединились статистические и таможенные органы, где при заполнении документации в электронном виде время прохождения автомобилей через таможенные посты сокращается с 2 – 3 ч до 18 – 20 мин.

Властным и управляющим структурам электронные услуги сокращают время оформления и пересылки документации, оформления лицензий и разрешений, аренды, переуступки прав на землю и недвижимость и т. д. На селе электронные услуги могли бы сберечь людям дорогое время за счет исключения многократных и неблизких походов в органы власти и местного самоуправления за различными документами. Кроме того, сельские жители нуждаются в консультациях по производственным научно-техническим вопросам, в безналичных платежах и сбыте продукции; хотят решать вопросы культуры, образования и т. д.

При создании ЕСИО АПК значительное внимание будет уделено проблеме муниципальных и госуслуг, в первую очередь информационных. Система станет для населения и предприятий не только одним из инструментов подъема производства, но будет нести в массы информационную грамотность.

АПК как объект государственного регулирования

Как и вся экономика России, АПК переживает стадию реформирования и становления рыночных отношений. Если сохранить сложившийся уровень конкурентоспособности АПК, его возможностей будет критически недоставать ни для повышения уровня жизни селян, ни для удовлетворения стремительно растущих потребностей в продовольствии. Невозможно будет обеспечить устойчивое воспроизводство материальнотехнического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства. Поэтому государство предпринимает активные шаги к подъему агропромышленного комплекса, сосредоточив усилия на главных направлениях:
  • Форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках, развитие зернового экспорта, повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса, устойчивое развитие сельских территорий. Роль государства заключается в формировании эффективной конкурентной среды – антимонопольном регулировании отношений продавцов и покупателей сельхозпродукции; развитии рыночной инфраструктуры и механизмов укрепления конкурентоспособности производителей; снятии административных барьеров на пути продвижения продукции в контуре «производство – потребление»; регулировании тарифов на услуги транспорта и инфраструктуры сельхозпроизводства.
  • Поддержание благоприятной конъюнктуры аграрных и продовольственных рынков, включая таможенно-тарифное регулирование, эффективные товарные и закупочные интервенции и т. д.
  • Финансовое оздоровление и расширение возможностей товаропроизводителей по кредитованию, созданию систем страхования и финансовой поддержки, субсидирования, лизинга.
  • развитие элитного семеноводства и племенного животноводства, распространение передового опыта хозяйствования и применения новейших технологий; подготовка высококвалифицированных кадров.
  • Стимулирование экспорта продукции путем финансовой, организационной, внешнеполитической поддержки экспортеров; гармонизация международных и отечественных технических условий, регламентов, стандартов и т. д.
  • Сохранение и воспроизводство природных ресурсов АПК и рыболовства, в том числе за счет развития административно-правовой базы эффективного природопользования, стимулирования внедрения ресурсо- и природо-сберегающих технологий, сохранения плодородия земель.
АПК России
  • Производит 16% ВВП.
  • Объединяет 317,1 тыс. предприятий, из них: 35,4 тыс. крупных и средних; 17,8 тыс. малых; 263,9 тыс. фермерских хозяйств.
  • Подсобные хозяйства поставляют на рынок 80 – 90% картофеля, овощей, плодово-ягодной продукции, меда.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!