Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2008
Б. ДРУЖИНИН  16 октября 2008

Парадоксы унифицированных коммуникаций

Казалось бы, всегда можно однозначно ответить, дозрела ли конкретная технология до практического использования или пока остается сырой. Так почему сегодняшнее состояние технологии унифицированных коммуникаций трактуется столь широко – от полной готовности до полной неготовности?

Б.Н.ДружининУнифицированные коммуникации

Наверное, каждый понимает, что наличие многочисленных контактных листов (адресная книга электронной почты, корпоративный справочник телефонных номеров, личная телефонная книжка и т.д.) не лучшим образом сказывается на удобстве пользователей. Естественно, у них возникает желание унифицировать эти многочисленные источники и работать с одним.

Под термином «унифицированные коммуникации (Unified Communication – UC)» подразумевают в первую очередь единый пользовательский интерфейс доступа ко всем коммуникационным сервисам (таким, как электронная почта и телефония, аудио- и видеоконференцсвязь, отправка SMS и мгновенных сообщений). Начальный уровень UC предполагает наличие интерфейса и технологии, объединяющих электронную почту и телефонию. К таким средствам относятся, скажем, инструменты почтового интерфейса MS Outlook, поддерживающие звонки с настольного телефона и обработку входящих вызовов.

Проблемы UC

 Средства UC: что почем

Такие средства поставляют практически все крупные игроки VoIP-рынка – Avaya (IР Office), Siemens (OpenScape), Nortel (MCS), Microsoft (Microsoft Office Communications Server), Cisco (UC500), BroadSoft (Carbon12). Различия заключаются в базовых протоколах работы, минимальном размере офисов, для которых предназначены решения, в их функциональности и стоимости. Вот лишь несколько примеров.
  • Nortel MCS 5100 100 v. 4. Программный продукт, SIP-коммутатор, работающий под управлением ОС Linux и обеспечивающий одновременную передачу голоса, видео, текстовых сообщений, файлов, веб-страниц, рисунков и др. Возможны организация аудио- и видеоконференций, совместная работа с документами. В качестве абонентских устройств могут использоваться IP-телефоны, ПК, мобильные устройства под управлением OC Symbian, Windows Mobile 5.0. Продукт предназначен для крупных и средних предприятий. Стоимость Users Small System Standard – примерно $20 тыс.
  • Avaya IP Office. Интегрированное решение (телефонная станция, маршрутизатор, сетевой шлюз и централизованная голосовая почта), гибко взаимодействующее как с обычной телефонной сетью, так и с системами VoIP. Поддерживаются один IP-транк, два внутренних аналоговых абонента, до 94 IP-абонентов. Решение разработано для малых предприятий и филиалов крупных фирм. Стоимость – $9973.
  • Cisco UC500. Поставки оборудования начались в 2007 г. Поддерживает до 96 VoIР-абонентов (подробнее см. раздел «Тестирование»). Стоимость – от $3500 до $8 тыс., в зависимости от комплектации.


Можно назвать несколько причин медленного внедрения UC. Желание пользователей объединить личные средства коммуникаций разбивается о жесткое разделение на предприятиях систем передачи данных и телефонии. В результате невозможен прямой доступ приложений, работающих на компьютере, к ресурсам настольного телефона. Для того чтобы все-таки организовать их взаимодействие, приходится обращаться к ИТ-специалистам и дополнительно настраивать офисную телефонную станцию.

Другая причина гораздо менее очевидна, поскольку старательно камуфлируется крупными поставщиками VoIР-оборудования: UC полнофункционально реализуются преимущественно на основе их собственных протоколов. VoIР развивается стремительно, и новые стандартизованные протоколы сигнализации типа SIP вынуждены сосуществовать с закрытыми протоколами производителей. К тому же основные поставщики VoIР-оборудования неохотно внедряют SIP, поскольку уже наладили производство и продажи решений на базе своих протоколов.

Понимая все это, можно понять и то, что решения UC на основе SIP-протокола начнут активно появляться, когда рынок SIP «выдавит» оборудование на базе «фирменных» протоколов.

Тестирование 

В прошлом году компания «РегионКом» протестировала в своей лаборатории решение Cisco IP PBX UC500 (рис. 1). Оно включает в себя компоненты Call Manager Express и Cisco Unity Express, поддерживает полный набор функций для организации VoIP-сети в малом офисе (до 96 рабочих мест). Эта станция, которая базируется на маршрутизаторе Cisco Systems серии 28хх и работает под управлением Cisco IOS, обеспечивает все возможности, присущие маршрутизаторам Cisco. Она может действовать как TFTP-сервер, служить для обновления ПО IP-телефонов, генерации, хранения и закачки конфигурационных файлов.

Внутренний роутер подключается к ISP через порт Ethernet 100 Мбит/с. IP-телефоны подсоединяются через встроенный 8-портовый коммутатор с поддержкой функции PoE либо через дополнительный коммутатор и порт Expansion. Возможно подключение к UC500 компьютеров и беспроводных телефонов через встроенную точку доступа Wi-Fi стандарта 802.11b/g. Для подсоединения аналоговых аппаратов служат 8 аналоговых портов (4 + 4) или 4 аналоговых и 2 цифровых (4 + 2хBRI). Есть дополнительное посадочное место для VIC (дополнительно – 2 аналоговых порта).

Функции UC поддерживаются с помощью программного агента Unified Call Connector (UCC), устанавливаемого на компьютере пользователя и позволяющего инициировать исходящие звонки с настольного телефона щелчком мышки. При поступлении входящего звонка на экране компьютера появляется окошко с информацией о звонящем, которая запрашивается из БД UC500, списка контактов MS Outlook и других источников (LDAP). Доступны и многие другие функции, вызываемые «одной кнопкой».

Возможны два варианта использования UCC – персональный (рис. 2) и клиент-серверный (рис. 3). В первом случае клиентское приложение UCC представляет собой TAPI-драйвер, с которым через UC500 взаимодействует телефонный аппарат. Приложение «отслеживает» всю сигнальную информацию, что обеспечивает «управление вызовами».

Во втором варианте UCC работает с дополнительно устанавливаемым сервером на основе БД Access (Unified Call Connector Server for Windows), который и осуществляет взаимодействие с UC500. Используются следующие компоненты: 

  • Cisco Unified Call Connector Server (CUCCS) – серверное приложение, включающее в себя RADIUS Server, SIP Server, Presence Server, Call Controller Server;
  • Cisco Unified Call Connector Client (CUCCC) – клиентское приложение, являющееся для пользователя интерфейсом к ассоциированному с ним IP-телефону;
  • Cisco Unified Connector Manager Express (CUCME) – программное решение, встроенное в Cisco IOS и предназначенное для использования в качестве IP-АТС. Содержит наиболее востребованные функции АТС малого и среднего предприятия, поддерживает много дополнительных возможностей.
При тестировании UC500 на телефоны сначала загружали прошивку закрытого протокола Cisco SKINNY, а потом – SIP. В обоих случаях проверялась работоспособность приложения UCC. Как и следовало ожидать, сервис UC прекрасно работал при использовании SKINNY и не действовал на базе SIP. Для телефонов с протоколом SKINNY реализованы возможности, доступные с помощью удобного графического интерфейса (они не реализуются в SIP-телефонах), а для SIP – лишь базовые функции. В целом UC500 можно оценить как хорошее комплексное решение для малого офиса со штатом 10–90 человек, руководитель которого не очень задумывается о развитии VoIР-телефонии.

Что имеем

Тесты в очередной раз подтвердили, что борьба между производителями SIP-продуктов и крупными поставщиками решений для организации VoIР-телефонии продолжается. Технические решения для организации UC полностью готовы и отлажены, но даже такие серьезные поставщики VoIP-продуктов, как Cisco, держатся за собственные протоколы и с трудом продвигаются к SIP. И хотя наиболее «продвинутые» производители типа BroadSoft успешно осваивают SIP-рынок (так, в составе SIP Softswitch BroadWorks есть сервисы Carbon12 для организации SIP UC), решений SIP UC еще очень мало. А в России основные поставщики решений на основе BroadWorks не закупили Carbon12 и пока не могут предоставлять услуги виртуальных SIP PBX с поддержкой UC.

Все это и порождает парадокс: техническое решение готово, но потребители почему-то не торопятся им воспользоваться.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!