Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 10 2008 | ![]() |
![]() |
Б.Н. ДРУЖИНИН  | 16 октября 2008 |
Парадоксы унифицированных коммуникаций
Казалось бы, всегда можно однозначно ответить, дозрела ли конкретная технология до практического использования или пока остается сырой. Так почему сегодняшнее состояние технологии унифицированных коммуникаций трактуется столь широко – от полной готовности до полной неготовности?

Наверное, каждый понимает, что наличие многочисленных контактных листов (адресная книга электронной почты, корпоративный справочник телефонных номеров, личная телефонная книжка и т.д.) не лучшим образом сказывается на удобстве пользователей. Естественно, у них возникает желание унифицировать эти многочисленные источники и работать с одним.
Под термином «унифицированные коммуникации (Unified Communication – UC)» подразумевают в первую очередь единый пользовательский интерфейс доступа ко всем коммуникационным сервисам (таким, как электронная почта и телефония, аудио- и видеоконференцсвязь, отправка SMS и мгновенных сообщений). Начальный уровень UC предполагает наличие интерфейса и технологии, объединяющих электронную почту и телефонию. К таким средствам относятся, скажем, инструменты почтового интерфейса MS Outlook, поддерживающие звонки с настольного телефона и обработку входящих вызовов.
Проблемы UC

Средства UC: что почем Такие средства поставляют практически все крупные игроки VoIP-рынка – Avaya (IР Office), Siemens (OpenScape), Nortel (MCS), Microsoft (Microsoft Office Communications Server), Cisco (UC500), BroadSoft (Carbon12). Различия заключаются в базовых протоколах работы, минимальном размере офисов, для которых предназначены решения, в их функциональности и стоимости. Вот лишь несколько примеров. Nortel MCS 5100 100 v. 4 Программный продукт, SIP-коммутатор, работающий под управлением ОС Linux и обеспечивающий одновременную передачу голоса, видео, текстовых сообщений, файлов, веб-страниц, рисунков и др. Возможны организация аудио- и видеоконференций, совместная работа с документами. В качестве абонентских устройств могут использоваться IP-телефоны, ПК, мобильные устройства под управлением OC Symbian, Windows Mobile 5.0. Продукт предназначен для крупных и средних предприятий. Стоимость Users Small System Standard – примерно $20 тыс. Avaya IP Office Интегрированное решение (телефонная станция, маршрутизатор, сетевой шлюз и централизованная голосовая почта), гибко взаимодействующее как с обычной телефонной сетью, так и с системами VoIP. Поддерживаются один IP-транк, два внутренних аналоговых абонента, до 94 IP-абонентов. Решение разработано для малых предприятий и филиалов крупных фирм. Стоимость – $9973. Cisco UC500 Поставки оборудования начались в 2007 г. Поддерживает до 96 VoIР-абонентов (подробнее см. раздел «Тестирование»). Стоимость – от $3500 до $8 тыс., в зависимости от комплектации. |
Другая причина гораздо менее очевидна, поскольку старательно камуфлируется крупными поставщиками VoIР-оборудования: UC полнофункционально реализуются преимущественно на основе их собственных протоколов. VoIР развивается стремительно, и новые стандартизованные протоколы сигнализации типа SIP вынуждены сосуществовать с закрытыми протоколами производителей. К тому же основные поставщики VoIР-оборудования неохотно внедряют SIP, поскольку уже наладили производство и продажи решений на базе своих протоколов.
Понимая все это, можно понять и то, что решения UC на основе SIP-протокола начнут активно появляться, когда рынок SIP «выдавит» оборудование на базе «фирменных» протоколов.
Тестирование
В прошлом году компания «РегионКом» протестировала в своей лаборатории решение Cisco IP PBX UC500 (рис. 1). Оно включает в себя компоненты Call Manager Express и Cisco Unity Express, поддерживает полный набор функций для организации VoIP-сети в малом офисе (до 96 рабочих мест). Эта станция, которая базируется на маршрутизаторе Cisco Systems серии 28хх и работает под управлением Cisco IOS, обеспечивает все возможности, присущие маршрутизаторам Cisco. Она может действовать как TFTP-сервер, служить для обновления ПО IP-телефонов, генерации, хранения и закачки конфигурационных файлов.

Функции UC поддерживаются с помощью программного агента Unified Call Connector (UCC), устанавливаемого на компьютере пользователя и позволяющего инициировать исходящие звонки с настольного телефона щелчком мышки. При поступлении входящего звонка на экране компьютера появляется окошко с информацией о звонящем, которая запрашивается из БД UC500, списка контактов MS Outlook и других источников (LDAP). Доступны и многие другие функции, вызываемые «одной кнопкой».
Возможны два варианта использования UCC – персональный (рис. 2) и клиент-серверный (рис. 3). В первом случае клиентское приложение UCC представляет собой TAPI-драйвер, с которым через UC500 взаимодействует телефонный аппарат. Приложение «отслеживает» всю сигнальную информацию, что обеспечивает «управление вызовами».

- Cisco Unified Call Connector Server (CUCCS) – серверное приложение, включающее в себя RADIUS Server, SIP Server, Presence Server, Call Controller Server;
- Cisco Unified Call Connector Client (CUCCC) – клиентское приложение, являющееся для пользователя интерфейсом к ассоциированному с ним IP-телефону;
- Cisco Unified Connector Manager Express (CUCME) – программное решение, встроенное в Cisco IOS и предназначенное для использования в качестве IP-АТС. Содержит наиболее востребованные функции АТС малого и среднего предприятия, поддерживает много дополнительных возможностей.
При тестировании UC500 на телефоны сначала загружали прошивку закрытого протокола Cisco SKINNY, а потом – SIP. В обоих случаях проверялась работоспособность приложения UCC. Как и следовало ожидать, сервис UC прекрасно работал при использовании SKINNY и не действовал на базе SIP. Для телефонов с протоколом SKINNY реализованы возможности, доступные с помощью удобного графического интерфейса (они не реализуются в SIP-телефонах), а для SIP – лишь базовые функции. В целом UC500 можно оценить как хорошее комплексное решение для малого офиса со штатом 10–90 человек, руководитель которого не очень задумывается о развитии VoIР-телефонии.
Что имеем
Тесты в очередной раз подтвердили, что борьба между производителями SIP-продуктов и крупными поставщиками решений для организации VoIР-телефонии продолжается. Технические решения для организации UC полностью готовы и отлажены, но даже такие серьезные поставщики VoIP-продуктов, как Cisco, держатся за собственные протоколы и с трудом продвигаются к SIP. И хотя наиболее «продвинутые» производители типа BroadSoft успешно осваивают SIP-рынок (так, в составе SIP Softswitch BroadWorks есть сервисы Carbon12 для организации SIP UC), решений SIP UC еще очень мало. А в России основные поставщики решений на основе BroadWorks не закупили Carbon12 и пока не могут предоставлять услуги виртуальных SIP PBX с поддержкой UC.
Все это и порождает парадокс: техническое решение готово, но потребители почему-то не торопятся им воспользоваться.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!