Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2008
Галина БОЛЬШОВА  16 октября 2008

Андрей ЧЕСНОКОВ. Человек на короткой волне

Причудливой бывает порой линия жизни, временами она похожа на «гегелеву спираль», и никому не дано знать, на каком витке найдешь, а на каком – потеряешь. Андрей Николаевич ЧЕСНОКОВ, директор НПЦ «Дэйтлайн», всегда настроен на поиск – новых позывных, стран, людей и знаний…

Андрей Чесноков
 Досье «ИКС»

А.Н. Чесноков родился 19 апреля 1959 г. в Москве. Семья: жена Елена и два сына – Станислав 25 лет и Владислав 18 лет. Оба занимаются бизнесом, старший практически, младший – пока теоретически в Академии бизнеса.

«Жили, как все: бедно, но честно»

– Я коренной москвич,
родился в обычной советской семье: мама – учительница, отец – сотрудник МВД, двое детей (я и сестра), жили, как все. По жизни я отличник: школу закончил с золотой медалью, МИФИ – с красным дипломом... Учился на факультете кибернетики – легко, с интересом. Наш дружный коллектив был постоянным участником всесоюзных олимпиад, где мы почти всегда побеждали. Студенты мы были «крутые», жили весело. Собирались шумной компанией, отмечали праздники, дни рождения. Там и жену свою, тоже МИФИческую, встретил. Поженились на пятом курсе: середина июля, жара на улице и жара внутри меня – температура под сорок, а я в шерстяном костюме… Словом, свадьба прошла под о-о-очень большим градусом.

Член «партии радистов»

– С юношеских лет люблю велосипедный спорт, не раз участвовал в командных соревнованиях в МИФИ и в НИИ, где работал после института. До сих пор увлекаюсь бадминтоном. Но главное мое хобби, скорее даже образ жизни, – любительское радио.

Это увлечение, по большому счету, и определило мою судьбу. Наша фирма работает на стыке вычислительной техники (пригодились фундаментальные знания, полученные в МИФИ) и прикладной радиоэлектроники (мое хобби).

Крайний справа - будущий коротковолникКогда я учился в седьмом классе, бабушка подарила мне приемник ВЭФ. Он стал для меня окном в чудный мир дальних стран. Сначала я просто принимал станции, находящиеся в десятках тысяч километров от Москвы, ловил слабые сигналы и, что называется, балдел. А когда появился более серьезный приемник и я услышал голоса радиолюбителей – судьба решилась.

В
1980 г., еще в институте, у меня появился собственный позывной. Сколько же проверок мне пришлось пройти, ведь МИФИ был закрытым заведением, секретность там соблюдалась свято. Сегодня я вхожу в международный клуб, объединяющий радиолюбителей со стажем работы в эфире более 25 лет.

С
1990 г. я член Союза радиолюбителей России – одной из первых всероссийских общественных организаций, появившейся даже раньше, чем многие наши парламентские партии. А поскольку я смолоду занимаюсь общественной работой (так уж получается), то в союзе был и президентом, и вице-президентом, сейчас вхожу в состав президиума. Времени на другое участие не хватает – бизнес «мешает».

Кстати, наш союз (а в нем более 8 тыс. человек) удовлетворяет всем требованиям Закона об общественных объединениях, имеет представительства более чем в 50 субъектах РФ и вполне мог бы претендовать на образование «партии радистов», не будь порог численности для партий так высок.

Повороты судьбы

У короткой волны весь мир в руках– После окончания МИФИ мне предлагали остаться в аспирантуре, но склонности к фундаментальной науке не было, и по распределению я попал в союзный НИИ приборостроения, где писал и отлаживал программы для систем безопасности ядерных реакторов. Но врожденная активность (никуда от этого не денешься) «перевела» меня с инженерной работы на комсомольскую. А потом была учеба в Академии внешней торговли и работа в Министерстве иностранных дел СССР в Управлении международных организаций.

В 90-м, как раз накануне путча, с государственной службой распрощался. Уходил в неизвестность – надо было обеспечить «бесперебойное питание» семьи, детей тогда уже было двое. И тут пришло на помощь любимое увлечение. Благодаря международным связям в кругах радиолюбителей, в кооперации с одним американским знакомым организовал издательскую компанию. Наш продукт – информационный бизнес-бюллетень для бизнесменов США, которых манила Россия, но они не знали, где, как и с чего начать. Московский офис собирал и готовил материалы, а партнер в США издавал его и распространял по подписке.

Но вскоре я понял, что издательский бизнес – не мое, да и скорого возврата инвестиций не случилось. Осталось только название компании – Date Line. В журналистской терминологии это начало статьи, где указывается место и время описываемого события. Сейчас «Дэйтлайн» – инженерная компания, деятельность которой на рынке радиооборудования ШПД началась с цифрового радиолюбительского модема.

Помню, срочно вылетали в Астрахань, везли антенны для отделения ЦБ. Там напрочь отказывалось работать российское радиорелейное оборудование, а им позарез был нужен канал передачи данных… Еще более незабываемой была и реакция людей: три месяца они мучились с релейками, а тут приехали «какие-то» и установили связь за один день.

Стало ясно, что потребность в таком оборудовании огромна. Написали к нему специальную оболочку (пользовательский интерфейс, ориентированный на банковские приложения) – получилась система «Ягуар» со скоростью передачи (страшно сказать!) 1200 бит/с. На счету «Дэйтлайна» одна из первых в столице сетей для авторизации платежей по кредитным карточкам с использованием беспроводных модемов.

А дальше, как учили в институте: изучение рынка западных систем, выбор профессионального оборудования пакетной передачи данных…

Короткие волны для живых контактов

– Сегодня привлечь молодежь на радиолюбительскую стезю, к сожалению, очень сложно. Вот у меня серьезная автоматизированная станция, которая позволяет «увидеть» частоту визави, переключить нужную антенну, повернуть ее в требуемом направлении и установить связь. А дети говорят: да это то же ICQ, только дорого и непонятно (мы же работаем в эфире с помощью азбуки Морзе). Но ведь это живой контакт с людьми, удовольствие от общения! Со многими потом знакомишься лично – на международных слетах, конференциях, соревнованиях.

Например, очный чемпионат мира – побеждает тот, кто из одной географической точки в течение 24 часов проведет наибольшее количество сеансов связи с наибольшим количеством корреспондентов из разных стран мира. Я же участвую в других соревнованиях – в «охоте за странами», и для меня она длится не сутки, а всю жизнь. Суть их – связаться со всеми странами и территориями мира во всех возможных диапазонах, которые выделены любительской радиосвязи. Сейчас в радиолюбительском перечне 339 стран и 9 диапазонов. У меня в активе связи со всеми странами мира, что отмечается включением в почетный список Honor Roll и специальной наградой.

Чтобы дать возможность другим радистам провести сеанс с новой страной, мы ездим в разные уголки мира, как правило, на необитаемые острова. Там устанавливаем аппаратуру и начинаем работать непрерывно – неделю, две, чтобы радиолюбители всего мира могли из дома провести сеанс связи с этой диковинной страной. Потом у них уже лет 10–15 такой возможности не будет.

В марте
2008 г. подобный сеанс мы организовали на необитаемом острове Дюсе в южной части Тихого океана, примерно посередине между Новой Зеландией и Латинской Америкой (практически на противоположной от Москвы точке земного шара). Добирались непросто: летели до Калифорнии, потом до Таити, дальше на другой остров, входящий в состав Французской Полинезии, а оттуда еще пять суток на корабле.

На перекрестке личных и производственных задач

– Я стремлюсь построить эффективную компанию, которая могла бы успешно работать и без меня, и после меня. К сожалению, пока этого сделать не удалось. Причин, наверное, несколько. Во-первых, роль личности (не в истории, а в конкретном деле) важнее, чем ее представляли теоретики марксизма-ленинизма. Во-вторых, возможно, мне не хватает уменья, а возможно и педагогического таланта построить такой механизм бизнеса, который крутился бы «автономно» (удастся ли в будущем – время покажет). На кого опереться в плане генерации идей – есть, проблема с их воплощением в жизнь и с контролем за процессом…

С другой стороны, горжусь тем, что компания не просто существует, а успешно работает с
1993 г. За все это время у нас не было случая, когда бы сотрудников увольняли по сокращению штатов или не платили зарплату.

Не менее (а может, и более) важна для меня семья. Мы с женой вместе уже 27 лет, и не было за эти годы серьезных разногласий, поскольку друг друга хорошо понимаем и уважаем. Наше общее достижение – нормальные, вменяемые и ответственные дети. И пусть ни один из них не стал радиолюбителем, главное, у них есть свои серьезные интересы в жизни. Свою задачу – дать детям образование и некий жизненный импульс, который позволил бы им строить свою жизнь, не опираясь на родителей, – я выполнил.

Вообще-то, задачи личные и производственные пересекаются. Чтобы открывать для себя новые страны, нужно иметь возможность оставить компанию «без надзора» на продолжительный срок, не быть при e-mail'e каждые несколько часов. Над этим я постоянно работаю. Все другие задачи решает жена.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!