Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2008
Виктор КОРЕШ  16 октября 2008

По широкой региональной полосе. «Мы не можем долго раскачиваться»

«Комстар-ОТС» реструктурирует многочисленные активы, чтобы реализовать свои масштабные планы на региональном рынке ШПД, говорит вице-президент по региональному развитию Виктор КОРЕШ.

Виктор КорешСегодня доля регионального бизнеса составляет около 10% от дохода «Комстар-ОТС» (от выручки всей компании с учетом ее консолидации с МГТС). Планируется, что к 2012 г. региональный бизнес составит не менее $600 млн, или около 30% дохода «Комстара».

Центры притяжения регионального бизнеса

Виктор Иосифович, каковы региональные предпочтения вашей компании?

– В первую очередь нам интересны города-миллионники. Мощный экономический потенциал страны, как свидетельствует статистика, сосредоточен в Центральном и Северо-Западном федеральным округах, в Поволжье, на Урале, в Сибири. В этих регионах мы создаем центры притяжения – филиалы, которые могли бы консолидировать более мелких региональных игроков. Им мы делегируем основные управленческие функции, поскольку там лучше знают, как реализовать региональную программу.

Например, мы перенесли из Сочи в Ростов-на-Дону штаб-квартиру Южного филиала, который объединяет наши подразделения и дочерние компании в Краснодаре, Сочи, Ростове и Ростовской области. Там создана структура, управление которой осуществляется непосредственно на месте, а не из Москвы. И это гораздо эффективнее. Та же ситуация в Поволжье, в Уральском федеральном округе, где наш бизнес консолидируется вокруг недавно приобретенной «Уральской телефонной компании». Нас пока нет в Сибири – мы над этим работаем. Дальневосточный федеральный округ в наших планах пока не просматривается: с точки зрения экономических и финансовых моделей, принятых в компании, сегодня там инвестировать нецелесообразно.

– А какие компании вы покупаете?

– Первую-вторую на местном телекоммуникационном рынке после МРК. Абсолютно похожих на «Комстар» компаний – с такой же инфраструктурой, такими же бизнес-процессами, понятно, нет. У региональных операторов другие и сети, и поставщики оборудования, и структура. Нас это не пугает: мы интегрируем новую компанию в наш бизнес, чтобы потом, используя и наши решения, и достижения самой компании, дать ей новый импульс для развития.

Очевидно, что, когда «Комстар-ОТС» приобретает какую-либо компанию, бизнес-процессы и технологии предоставления услуг не всегда соответствуют тому порядку, который принят в головной компании. Оценивая еще на этапе due diligence ту или иную компанию, мы, во-первых, рассчитываем, какие шаги в плане стратегии, технологий, персонала и управления необходимо сделать, чтобы потом можно было бы интегрировать этот актив в «Комстар-ОТС», во-вторых, оцениваем размеры необходимых инвестиций.

– Строя стратегические планы
освоения даже Сибири, за МКАД заглянуть не хотите?

– Компания намерена занять достойное место на рынке Московской области. В этом году мы проделали там большую работу. Строим зоновую сеть, прокладываем оптические линии, осваиваем новые районы. Уже есть положительный эффект, но пока мы еще не можем удовлетворить потребности всех желающих: очень уж запущен этот регион. Я думаю, мы сумеем выправить ситуацию в самом скором будущем.

– Какой срок окупаемости инвестиций заложен в ваших расчетах?

– Все зависит от конкретного проекта. Существуют два главных критерия для оценки стоимости приобретаемой компании: окупаемость инвестиций в клиента и окупаемость инвестиций в сеть. Инвестиции в клиента, по нашим подсчетам, должны окупиться за 18 месяцев, инвестиции в сетевые ресурсы – не более чем за три с половиной года.

За что заплатишь, то и получишь

– Аналитики сомневаются в возможности объединения под одним брендом разнородных сетей: где-то 60 ТВ-каналов, а где-то 8…

– Вряд ли имеет смысл делать акцент на этом обстоятельстве: не думаю, что количество каналов  представляет собой проблему. Это вопрос системы продаж – что пользуется спросом. Кто-то, может быть, и не хочет больше. Я, например, имею доступ к 18 каналам, но смотрю один, в лучшем случае два – «Новости» и «Спорт». За что платишь, то и получаешь. Есть разные тарифные группы. Допустим, в Ростове кто-то берет социальный пакет за 90 руб., другого интересует полный пакет за 150 руб., а VIP-клиенту нужно еще больше. Так же и Интернет: одних устраивают 128 кбит/с, а другим требуется 10 Мбит/с. Суть не в этом.

Структура потребления услуг в регионах отстает от столичной как минимум на три года. Только сейчас там начинают развиваться сервисы, которые в Москве входили в обиход пять лет назад. Причина – более низкие доходы населения. «Комстар» приходит в регион с полным набором услуг – выбор за клиентом: хочет ли он получить просто услуги голосовой связи, или Интернет, или ТВ, или все это в пакете, т.е. triple play, – мы готовы предоставить ему эти сервисы.

У нас есть ценовые предложения для разных категорий пользователей. Решение этих вопросов опять же делегируем в регионы – услуги продают они. Мы решаем стратегические задачи: доля рынка, рост доходов, рентабельность, маржинальность бизнеса. Ведь главное для акционеров – прибыль. За I полугодие этого года мы получили $834,2 млн консолидированной выручки по всей группе компаний.

В этом году мы реализовали проект МГ/МН-связи и уже начали предоставлять такую услугу клиентам. Только стартовые инвестиции в строительство сети превысили $14 млн. Сегодня идут операционные расходы – на трафик, подключение клиентов к сети.

Услугу МГ/МН-связи мы рассматриваем как базу для дальнейшего продвижения на рынок России. До этого мы были вынуждены отдавать этот бизнес другому. А ведь «Комстар» присутствует в крупнейших городах России – в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, являющихся основными источниками и получателями МГ-трафика. Теперь мы можем предоставить своим клиентам полный пакет услуг.

– Только своим?

– Да, в первую очередь обеспечиваем МГ/МН-связью клиентов «Комстара». Прежде чем предложить эту услугу всем желающим, надо провести апгрейд сети, расширить пропускную способность каналов и т.д. Этим мы займемся в ближайшее время. А пока подключаем наших клиентов – существующих и новых. Расширяем для них комплекс наших услуг, предоставляя МГ/МН-связь.

– Как колеблется стоимость интернет-трафика по регионам? От чего это зависит?

– В первую очередь от наличия в регионе мощных транспортных ресурсов для доставки трафика в точки глобального обмена. Сегодня больше половины трафика остается в России, примерно 30% – зарубежный трафик. Из того что остается в России, чуть меньше 20% замыкается внутри федеральных округов: там тоже создаются информационные ресурсы. Но все остальное перегоняется в крупнейшие города. Таким образом, если в Москве себестоимость трафика сегодня составляет примерно 20 центов за гигабайт, то в регионах она доходит до $3–4 за гигабайт. Это проблема нашей страны – больших расстояний, отсутствия достаточных ресурсов. Мы ее решаем.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!